Оружие,огнестрельное оружие Форум об оружииМировое оружие Журнал оружиеОбои оружия
 
Пистолеты Пистолеты
Пистолеты пулеметы
Винтовки
Снайперские винтовки
Дробовики
пулемёты
Гранатометы
Патроны

Су-27 против F-15C: проверка боем

В дуэльной ситуации наш истребитель имеет больше шансов

Тяжелые истребители Су-27 будут главным инструментом оперативного маневра группировок ПВО на наиболее опасных направлениях. Его оппонентом вероятнее всего окажется основной истребитель ВВС США F-15C.

В открытой прессе часто можно встретить сравнительные оценки боевых самолетов, преимущественно истребителей. В большинстве случаев авторы таких материалов пытаются определить победителя в реальном бою на основе сопоставления тактико-технических характеристик, бортовых РЭС и вооружения, а также маневренных возможностей. Тактические приемы ведения боя, предназначение сопоставляемых боевых машин не учитываются.

Выбор аршина

Некоторое исключение представляет сравнение советских и американских истребителей четвертого поколения, которым в 90-е годы довелось сойтись в учебных боях. Однако стороны старались избежать полноценного применения своих РЭС, в частности РЭБ, видимо, по соображениям безопасности полета и скрытности. Подобному испытанию подвергались и истребители МиГ-29, которые достались ФРГ от ННА ГДР. В этих схватках наши машины продемонстрировали превосходство, главным образом за счет маневренных характеристик. Но боевой истребитель – это комплекс, включающий помимо самого самолета и его бортового оборудования вооружение, в том числе подвесное, прежде всего ракетное. Да и по назначению авиационные средства разных стран отличаются. Поэтому для сравнения двух образцов целесообразно обратиться к методике, которая была апробирована на российских и иностранных боевых кораблях, адаптировав ее к самолетам.

Первым делом необходимо корректно выбрать объекты для сопоставления. При значительном преимуществе НАТО в боевой авиации главной задачей наших ВКС будет недопущение завоевания противником превосходства в воздухе. Основное решение этой задачи с учетом ограниченных возможностей по нанесению ударов по системе базирования самолетов альянса – их уничтожение в бою. Соответственно главная роль отводится истребительной авиации. Для оценки реального уровня боевых возможностей целесообразно выбрать наиболее массовые типы машин. У нас это Су-27 и МиГ-29 различных модификаций. Обладающие большим радиусом действия и мощным вооружением, тяжелые истребители Су-27 будут главным средством, позволяющим осуществлять оперативное сосредоточение потенциала ПВО на наиболее опасных направлениях. Оппонентом со стороны НАТО, вероятнее всего, станет F-15C.

Признавая корректность такого сравнения, учтем, что «дуэлянтам» придется выполнять спектр других задач, в частности уничтожать самолеты РЛД, РЭБ, бомбардировщики и штурмовики. Отметим, что оба образца не имеют специального бомбардировочного оборудования, поэтому их применение для ударов по наземным и морским целям будет скорее исключением, чем правилом. Остановимся на анализе возможностей Су-27 и F-15C по ведению борьбы именно с истребителями, друг с другом.

Наш орел

Су-27 при нормальной взлетной массе около 23 тонн может нести до шести тысяч килограммов нагрузки и имеет боевой радиус при полете на больших высотах на дозвуковой скорости до 1400 километров. Подвесное вооружение размещается на десяти узлах: шесть под крыльями и четыре под фюзеляжем и гондолами двигателей. В боекомплекте – ракеты «воздух-воздух»: средней дальности с полуактивными ГСН (ПРГСН) – Р-27Р и Р-27РЭ, тепловой ГСН (ТГСН) – Р-27Т и Р-27ТЭ, а также малой дальности с ТГСН Р-73. Встроенное вооружение представлено 30-мм авиапушкой с боекомплектом 150 снарядов. Усредненная ЭПР планера Су-27 оценивается в 10–20 квадратных метров. Тяговооруженность самолета превышает единицу. Бортовой радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27 включает импульсно-доплеровскую РЛС Н001 с механическим сканированием пространства, которая позволяет находить цели с ЭПР, соответствующей американскому F-15C, на удалениях до 190 километров в ППС и до 80–100 километров в ЗПС. Су-27 располагает оптико-локационной станцией (ОЛС) 36Ш с полем поиска 120х75 градусов, способной обнаруживать объекты типа «истребитель» на дальности до 50 километров в ЗПС и до 15 километров в ППС. Система управления оружием обеспечивает сопровождение до 10 целей и обстрел одной из них двумя ракетами с ПРГСН. Бортовой комплекс обороны включает станцию предупреждения об облучении СПО-15 «Береза», блоки выброса пассивных помех АПП-50. На законцовках крыла (на месте ПУ) может устанавливаться станция активных помех «Сорбция» в двух контейнерах. В базовой комплектации Су-27 не имеет возможности применять управляемое оружие для поражения наземных и надводных целей.

Максимальная энергетическая дальность стрельбы ракеты Р-27 – 80 километров в ППС и 20–30 километров в ЗПС. Соответствующие показатели для Р-27РЭ и ТЭ – 110 и 40, для Р-73 – 30 и 10–15. Однако эффективная дальность стрельбы может оказаться существенно (в разы) меньше в зависимости от высоты полета цели и носителя, возможностей захвата цели ГСН.

Их ястреб


F-15С при нормальной взлетной массе около 21 тонны имеет боевой радиус при полете на больших высотах на дозвуковой скорости до 900 километров. Подвесное вооружение располагается на восьми узлах, где в типовой загрузке размещается по четыре ракеты средней и малой дальности. Тяговооруженность даже при нормальном взлетном весе меньше единицы. Усредненная ЭПР планера несколько больше, чем у Су-27. Абсолютное большинство F-15С оснащено бортовой РЛС AN/APG-63 разных модификаций, обеспечивающей обнаружение самолета с ЭПР, как у Су-27, на расстоянии до 160–170 километров в ППС. Сканирование по азимуту механическое, а по углу места – электронное. Основным огневым средством являются ракеты средней с ПРГСН AIM-120 (AMRAAM) и малой дальности с ТГСН AIM-9L/M. Встроенное вооружение представлено пушкой «Вулкан» калибра 20 миллиметров. Бортовой комплекс обороны включает станции предупреждения об облучении (СПО) «Лоран» AN/FLR-56, активных помех AN/FLQ-135 и выброса дипольных отражателей AN/FLE-45. Максимальная энергетическая дальность ракеты AIM-120 оценивается в 50 километров в ППС и около 15–20 километров в ЗПС. Показатели для AIM-9L/M примерно соответствуют российской Р-73.

Су-27 против F-15C: проверка боем


Констатируем, что оба самолета обладают симметричным вооружением (когда рассматривается Су-27 с «Сорбцией», в этом случае и состав ракетного оружия идентичен). Опыт совместных учений показывает, что российский истребитель превосходит оппонента в вертикальной и горизонтальной маневренности.

F-15С без дополнительных топливных баков (ДТБ) имеет на 36 процентов меньший боевой радиус. Паритет с Су-27 потребует подвески двух ДТБ, что еще больше снизит его маневренные характеристики и сократит на две ракеты состав вооружения. AIM-120 уступает по энергетике нашей Р-27РЭ почти вдвое. Важное достоинство нашего истребителя – наличие в боекомплекте ракет средней дальности с ТГСН. Это позволяет осуществлять скрытные атаки со средних дистанций по данным ОЛС без применения РЛПК в ЗПС.

К барьеру!


Рассмотрим вариант действий, когда оба самолета ведут поиск в обширном районе. Наиболее эффективным режимом БРЛС в этом случае является периодическое включение на короткое время. Это связано с тем, что СПО обеих машин способны засечь работу РЛС противника на расстоянии, примерно в полтора раза превосходящем дальность своего обнаружения. То есть когда РЛС включена непрерывно, у противника появляется возможность упредить и выйти в более выгодную позицию для атаки. При этом российский истребитель может вести непрерывный поиск с использованием ОЛС в пассивном режиме.

Не вдаваясь в подробности расчета, приведем конечный результат. Вероятность обнаружения за однократное обследование района российским и американским истребителями при использовании только РЛС примерно одинакова – 0,4–0,5. Вероятность упреждения при применении СПО и выхода из полосы просмотра или принятия иных ответных мер – 0,3–0,4. Но при маневрировании, когда оба стремятся выйти из полосы просмотра, российский истребитель может эффективно использовать ОЛС для скрытного обнаружения противника и атаки с применением ракет с ТГСН. Кроме того, располагая более дальнобойными РСД, Су-27, даже если F-15C обнаружит его раньше, имеет серьезные шансы упредить американца, поскольку тот должен еще относительно длительное время сближаться с целью для выхода в позицию залпа.

F-15C сможет выполнить первую атаку ракетами средней дальности с вероятностью около 0,2. Способность Су-27 упредить противника с применением ракет не только средней, но и малой дальности по данным ОЛС оценивается в 0,25–0,3. Атакованный применит средства РЭБ. Станции активных помех способны сорвать автосопровождение РЛС противника за определенный промежуток времени. На повторный захват цели ПРГСН требуется несколько секунд. Вероятность срыва атаки ракетами с ПРГСН может быть весьма значительной – до 0,4–0,6. У российского истребителя показатель лучше, поскольку Су-27 выполняет противоракетный маневр более энергично и с применением фигур пилотажа, недоступных для F-15C. Вероятность упреждающего уничтожения нашего самолета американцем не превысит 0,07–0,09. Су-27 при использовании ракет Р-27Р (РЭ) с ПРГСН, а также Р-27Т (ТЭ) или Р-73 с ТГСН уничтожит противника в первом ударе с вероятностью заметно большей – 0,12–0,16, в частности за счет того, что ракеты с ТГСН, запущенные по данным ОЛС, работающей в пассивном режиме, весьма проблематично обнаружить с достаточным для отражения удара упреждением.

В случае срыва первых атак с обеих сторон начнется ближний воздушный бой, в котором Су-27, как показал опыт, имеет неоспоримое превосходство над F-15C. Прогнозируя его результаты, надо полагать, американский пилот постарается выйти из боя. При этом определенная вероятность его уничтожения будет иметь место. Но даже полученные вероятности по результатам первого удара говорят сами за себя: российский истребитель более чем в полтора раза (в 1,7) эффективнее американца.

Иная картина складывается, когда F-15C действует по наведению в радиолокационном поле, например по данным самолета AWACS. В этом случае он будет выходить непосредственно в точку атаки скрытно, без включения РЛС. Если Су-27 не обеспечивается данными наведения, то есть действует самостоятельно, осуществляя поиск целей с использованием РЛС и ОЛС, противник с большой вероятностью сумеет занять позицию для упреждающего удара. Однако наш истребитель станет применять сложное маневрирование и, вероятно, использовать свою РЛС в непрерывном режиме, стремясь обнаружить атаку. F-15C выгодно будет занять позицию для залпа ракетами малой дальности с ТГСН – для внезапного и фактически неотразимого удара. Если это состоится, наш истребитель скорее всего будет уничтожен. Но поскольку F-15C не имеет оптикоэлектронных систем, подобных нашей ОЛС, и поэтому должен быть выведен фактически на дальность захвата цели ТГСН ракеты малой дальности «из-под крыла», более вероятно применение AIM-120 с ПРГСН. В этом случае он будет вынужден включить РЛС для автосопровождения цели и ее подсветки для обеспечения наведения ракет. Российский истребитель сможет принять меры по срыву атаки и начнет маневрирование для допоиска американского истребителя и выхода в атаку по нему или уклонения от боя с уходом из зоны наблюдения противника. Грубые оценки вариантов исхода такого столкновения показывают, что вероятность уничтожения нашего истребителя весьма велика и может составить до 0,4–0,5, тогда как F-15C может погибнуть с вероятностью менее 0,05.

При прямо противоположной ситуации и аналогичной логике развития событий вероятность гибели F-15C будет выше – 0,5–0,65. Это обусловлено тем, что возможностей для вывода нашего истребителя в позицию скрытной атаки заметно больше благодаря ОЛС и ракетам с ТГСН, которые могут быть применены с дальности, недоступной американским AIM-9L/M.

Когда оба истребителя действуют по наведению в радиолокационном поле, каждая из сторон будет стремиться обеспечить своим выгодную позицию для атаки. Американцы, осознавая слабые стороны F-15C, скорее всего ограничатся боем на дальних дистанциях. Наши, принимая вызов, постараются развить успех дуэли в ближнем бою. На дальних дистанциях скажется преимущество наших ракет по энергетике, а также наличие РСД с ПРГСН и ТГСН, что существенно повысит вероятность поражения целей в условиях РЭП. Таким образом, при поединках пар и звеньев наши Су-27 будут иметь преимущество над американскими F-15С. Однако в боевых действиях с участием больших масс авиации решающую роль станут играть другие факторы: избранная тактика и построение авиасоединений, организация управления и контроля воздушного пространства, взаимодействие.

В целом можно констатировать, что наш истребитель превосходит американский и в возможных вариантах столкновения имеет больше шансов его уничтожить. Это неудивительно, ведь Су-27 создан в начале 80-х, тогда как F-15 – в середине 70-х.

Вас заинтересует

  • ПОСЛЕДНИЕ СВОДКИ — 06.04.2018 (ОБНОВЛЯЕТСЯ!)
  • История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность
  • Системы управления боем американской армии. Текущее положение и ориентированная на будущее стратегия модернизации
  • ПОСЛЕДНИЕ СВОДКИ — 16.02.2018 (ОБНОВЛЯЕТСЯ!)
  • ПОСЛЕДНИЕ СВОДКИ — 14.02.2018 (ОБНОВЛЯЕТСЯ!)



  • Категория: Военная политика / new|Просмотров: 0 | Добавил: морпех | Дата: 13-06-2016, 08:19 | | | Дополнить статью!
    Рейтинг:

    DannaEl   13 июня 2016 10:18
    Автор похоже фильм в четырех частях о создании Су-27 на ютюбе даже не смотрел, раз пытается что-то сравнивать...

    Thomaskr   13 июня 2016 10:18
    Данные автора неверны. 50 км- дальность уже снятых с вооружения Штатов AIM-120B. Наиболее массовая модификация AIM-120C имеет дальность 105 км, новая AIM-120D имеет дальность 180 км. Совсем другая арифметика получается. Тщательнее надо, тщательнее)))

    ValentiSmow   13 июня 2016 10:18
    Размереннее надо, размереннее... такие же топлива и ГСН еще в СССР ыли, а фильм всетаки посмотрите.

    Andrewkt   13 июня 2016 10:18
    Кроме того, масса боевой нагрузки у Ф-15Ц превышает десять тонн, на фоне которых наши 6 смотрятся ущербно и убого. И в электронике американский истребитель превосходит наш на десятилетия.

    Kozeldkvrodc   13 июня 2016 10:18
    Во-первых,у сушки БН 8 тонн,во-вторых,не надо сравнивать гитары по их прочности.Критерии совсем другие,хотя в самой статье о них сказано галопом по европам

    lunykkrfy   13 июня 2016 10:18
    Цитата: Басарев

    Thomastew   13 июня 2016 10:18
    Цитата: карпаг

    horoshieoknaoa   13 июня 2016 10:18
    Ракеты большей дальности без полезны! Вся мировая практика воздушных боев доказывает что ракеты воздух-воздух малой дальности наиболее эффективны. Ну а ракетой большей дальности только по стратегам да самолетам ДЛРО стрелять так что не надо тут восторженных воплей

    MichaelCeno   13 июня 2016 10:18
    Цитата: карпаг

    AntonioEt   13 июня 2016 10:18
    Все может познаться только в реальном бою. Тьфу,тьфу,тьфу.

    Abeqcudin   13 июня 2016 10:18
    Цитата: bandabas

    Спартак   13 июня 2016 10:18
    Да что скажешь о таких сравнениях..Гладко было на бумаге,да забыли про овраги.Недооценивать противника нельзя,они ведут модернизацию своих сравнительно старых самолетов.

    linkfrygoen   13 июня 2016 10:18
    Автору похоже важно именно, что это СУ-27, а не его последние модификации, ну да ладно.

    SaiteDupamime   13 июня 2016 10:18
    А почему бы автору не сравнить рапторы с сушкой? Ведь у американцев есть на вооружении 187 этих самолётов (интересно, сколько сушек у России?). Ну и потом, стоило бы хоть пару слов сказать о количественном соотношении истребителей НАТО и России...В свете этого преимущество ТТХ СУ-27 над Ф-15 выглядит совсем малозначительным фактором.

    Robertol   13 июня 2016 10:18
    Ракеты, снаряды, РЭБ, виражность-все это хорошо. Главное- ПОДГОТОВКА и МАСТЕРСТВО летчика.

    Denverbato   13 июня 2016 10:18
    Эта проверка проводилась в учебном бою, где то в 90-х на выставке в Америке, Су-27 вышел победителем, а "Науке и Жизнь" об этом прочитал тогда

    Патриот Руси   13 июня 2016 10:18
    Это неудивительно, ведь Су-27 создан в начале 80-х, тогда как F-15 – в середине 70-х.глупый аргумент

    AffinnaaPn   13 июня 2016 10:18
    Цитата: Wild Hunt

    HermanWody   13 июня 2016 10:18
    При значительном количественном преимуществе ВВС НАТО,основная нагрузка на недопущение завоевания превосходства в воздухе ляжет на ЗРК различных модификаций.И вообще-очередная статья не о чем ((( ,автор даже не потрудился собрать сведения по ТТХ сравниваемых самолетов.

    Mpothewon   13 июня 2016 10:18
    https://youtu.be/NpoxF6ljeHAтоже есть на что посмотреть :-)

    Fireboy87   13 июня 2016 10:18
    Цитата: Wild Hunt

    linkfrygoapadiottozy   13 июня 2016 10:18
    ошибка уже изначальна...ракеты AIM-120 в отличии от P-27 имеют Активную головку наведения...что собственно и отличает концепцию (ведения боя) принятую на западе от Российской

    Breesolamma   13 июня 2016 10:18
    По моему, так же немаловажный вопрос, над чьей территорией происходит воздушный бой.И реагирование на него средств наземных ПВО.

    ghost_flanker   13 июня 2016 10:18
    Не мне судить, но статья слабая, F-15SE у штатов хватает, не так давно заказ на модернизацию еще 227 самолетов был одобрен. 120D уже давно на конвеере, в отличии от нашего семейства РВВ-СД, БД и МД. Авионика интереснее, АФАР в конце концов, численное превосходство, в помощь ДРЛО.. (у нас, на сколько знаю, только один борт А-50У, остальные А-50 не понятно в какой степени летной готовности, может еще 5 может летать, может 10, и их ТТХ уступают Е-2 Хокай и Е-3 Сентри. P.S.: В общем - показуха какая-то, типа "можете спать спокойно". Я и так нормально сплю, так как знаю, что при "большом мясилове" некому будет вести статистику "выступлений" летчикофф ВВС и ВМФ, хоть России, хоть США, хоть Гейропы.. ну, может еще в Африке будут время от времени ставить "плюсики - минусики"

    aristokrat5684   13 июня 2016 10:18
    Меня беспокоит другое, у американцев были Сушки для опыта и обкатки сильных и слабых сторон, а у нас не было. Так что американцы лучше всех могут рассказать о противостоянии этих машин, но они почему то молчат. :) Конечно это хороший признак, иначе бы раструбили о превосходстве своей техники, но вот в бою нам придется искать слабые стороны методом "тыка", а у них данные уже есть.

    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Забыли пароль?


     
    Журналы
    Журнал оружие
    Самодельные jружия
    Свежие новости
    16 лет спустя: Бен Аффлек рассказал, каким был его роман с Дженнифер Лопес 0629.com.ua
    Чем аэрационные фонари отличаются от световых и светоаэрационных? magazin01.ru
    Лодочные моторы "Марлин" - обзор, характеристики и отзывы royal-shop.kz
    ММЗ - прицеп для легкового автомобиля: технические характеристики, переделка, ремонт avto-trailer.by
    Лучшие турецкие драмы: список и отзывы aziya.tv
    Образцы ответов на жалобы. Образец ответа на жалобу гражданина rutube.ru
    Файлообменная сеть: типы и принцип работы. Бесплатный файлообменник dropfiles.ru
    Что такое утрата товарной стоимости автомобиля, и кем она возмещается? krimex-neu.com
    Ценообразование: формулы, принципы расчета
    Судебная экспертиза: что это за профессия, где учиться, кем работать? Судебный эксперт krimex-neu.com
    Виды оружея
    Самодельое оружие

    Самодельные пистолеты пулеметы |Дизайн by Devil_Лайка and Vangan|Vangan media © 2009-2020 Sokduerweapons

    » » » Су-27 против F-15C: проверка боем