Ровно 110 лет назад, 20 июля 1906 года (по новому стилю), родился
советский полярный летчик, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации
Ильи Павлович Мазурук. Всю свою жизнь он связал с авиацией. Работал в
полярной авиации Главсевморпути, принимал участие в Великой
Отечественной войне. Заслуги Ильи Мазурука перед страной были отмечены
многочисленными правительственными орденами и медалями.
Вот
активация windows 7 максимальная, и не надо кормить майкрософт.
Илья
Мазурук родился в Брест-Литовске (сегодня Брест) в обыкновенной рабочей
белорусской семье. С 1915 года вместе с семьей жил в городе Льгове
(Курская область). Смог окончить начальную школу, до 1919 года проходил
обучение в высшем начальном училище. В 1919-1920 годах трудился
чернорабочим на ж/д станции Льгов. Летом 1920 года вместе с семьей
переехал в город Ровно (Украина), который вскоре отошел к Польше. Здесь
он работал чернорабочим на ж/д станции, а также ночным сторожем в
больнице. В апреле 1923 года Мазурук нелегально перебрался через границу
и вернулся назад в СССР.
В 1923-1924 годах работал помощником
машиниста на электростанции в Липецке, в 1924-1926 годах являлся
секретарем волостного комитета комсомола в селе Кузьминские Отвержки
(Липецкая область), Липецкого уездного комитета комсомола, а также
заведующим школьным отделом Орловского губернского комитета комсомола. В
1926-1927 году был заместителем заведующего
агитационно-пропагандистским отделом Орловского горкома партии. В
ВКП(б)/КПСС вступил в 1925 году.
В
октябре 1927 года по комсомольской путевке был направлен для
прохождения службы в военную авиацию. Так начинающий партийный
функционер сменил партийную работу на авиацию. В 1928 году Илья Мазурук
окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1929 году —
Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Был демобилизован в
ноябре 1929 года. После этого в 1930-1932 годах работал бортмехаником и
летчиком в Гражданском воздушном флоте (в Средней Азии). В апреле-июне
1930 года он принимал участие в боевых действиях против басмачей.
Вот
лишь один из эпизодов той поры. 70 защитников Кзыл-Агачинского
гарнизона отбивались от наседавших со всех сторон басмачей. Отряды ОГПУ,
которые были высланы им на подмогу, еще не подошли. Первыми им на
помощь подоспели авиаторы. К тому моменту в крепости закончились
патроны, подходило к концу продовольствие, в обрез оставалось запасов
воды. На территории крепости советские летчики увидели 2 больших белых
полотнища, на которых глиной было написано послание: «Нет патронов».
Мазурук в ответ написал записку, состоявшую всего из одного слова:
«Держитесь». Он довольно проворно вытащил патроны из пулеметной ленты,
завернул их в снятую гимнастерку, после чего сбросил над крепостью.
Сверток с патронами попал по назначению. Таких посылок с патронами
осажденному гарнизону советские летчики послали не одну. После этого они
сами забрасывали басмачей гранатами. За проведение этой операции
Мазурук был награжден пистолетом системы «Маузер», содержащим
дарственную надпись: «Мазуруку за успешную борьбу с контрреволюцией от
коллегии ОГПУ».
В 1930-1938 годах являлся пилотом «Добролета»,
Гражданского воздушного флота (ГВФ), прошел тренировку в 3-й
объединенной школе ГВФ (сегодня это Балашовское ВВАУЛ), совершал полеты
на трассах Одесса-Батум, Ташкент и Алма-Ата. С 1932 года работал на
Дальнем Востоке. Здесь он трудился во Всесоюзном объединении воздушных
сообщений «Трансавиация» — Дальневосточном управлении ГВФ (гидропорт в
Хабаровске). Стоит отметить, что Илья Мазурук одним из первых советских
пилотов освоил воздушные трассы Дальнего Востока, в частности совершал
полеты на Сахалин (как начальник эстафеты), а также на Камчатку. С 1935
года занимал пост командира 13-го гидроотряда Дальневосточного
управления ГВФ в Хабаровске.
Так,
27 августа 1932 года Илья Мазурук на самолете В-3 (Junkers W 33) с
бортовым номером СССР Л21 совершил первый рейс по маршруту Хабаровск —
Иман (Дальнереченск) — Вторая Речка (Владивосток). Эта дата стала
считаться днем рождения гражданской авиации Приморского края. В мае 1935
года пилот совершил перелет по маршруту Москва-Сахалин, который занял у
него 45 часов. В честь 10-летия Сахалина «За долголетнюю работу по
обслуживанию Сахалинской линии» 16 мая 1935 года Указом ЦИК СССР был
представлен к первому ордену Красной Звезды. К ноябрю 1936 года он за
2553 летных часа налетал 533 700 километров.
При этом рейсы между
Сахалином и Хабаровском были нерегулярными. Часто они связывались с
выполнением какого-либо срочного задания. Летчикам приходилось летать в
сложных метеоусловиях над тайгой, морем и горами. В то же время работа
авиаторов на трассе Хабаровск-Сахалин была бесценной. В 1936 году Илья
Мазурук окончил курсы при Батайской летной школе Гражданского воздушного
флота. С октября 1936 он трудился летчиком в Полярной авиации. Весной
1937 года в качестве командира самолета ТБ-3 он принял участие в высадке
первой дрейфующей научной станции под названием «Северный полюс-1». За
мужество и героизм, которые были проявлены при выполнении задания по
созданию дрейфующей станции «Северный полюс», Постановлением ЦИК СССР от
27 июня 1937 года Мазуруку Илье Павловичу было присвоено звание Героя
Советского Союза с вручением ордена Ленина.
В 1938-1947 годах
Илья Мазурук занимал пост начальника управления полярной авиации
Главсевморпути. Вновь в армии с января 1939 года. В 1939 году он успешно
окончил курсы усовершенствования командного состава, которые были
организованы при Военно-воздушной академии имени Жуковского. Являлся
участником советско-финской войны. В декабре-марте 1940 года был
командиром отдельной авиационной эскадрильи ночных бомбардировщиков при
командующем ВВС 8-й армии. За время войны совершил несколько боевых
вылетов на тяжелых бомбардировщиках ТБ-3.
Илья
Мазурук был участником и Великой Отечественной войны. С июля 1941 года
он был командиром 2-й авиагруппы ВВС Северного флота, оставаясь при этом
начальником управления полярной авиации и заместителем начальника ГУСМП
— контр-адмирала Папанина. Полковник Мазурук успел совершить несколько
боевых вылетов, в том числе возглавил первый массированный удар
советских ВВС по базам немецкого флота, расположенным в Варангер-фьорде.
Позднее вспоминал: «Приходилось довольно много летать на боевых
самолетах в полярных морских районах, направляя организацию разведки,
противодействия надводным и подводным силам противника, спасать
иностранных моряков с потопленных судов союзников, которые везли в СССР
различные военные грузы».
3 августа 1942 года Илья Павлович
Музурук был назначен начальником Красноярской воздушной трассы ВВС
Красной Армии, с июня 1943 по июнь 1944 года командовал 1-й перегоночной
авиадивизией ГВФ. Данная часть была создана на базе 6-й запасной
авиабригады. Дивизия состояла из 5 перегоночных и одного транспортного
авиаполков. Красноярская воздушная трасса или перегоночная трасса с
территории Аляски в Советский Союз была предназначена для поставок
американских боевых самолетов по программе ленд-лиза. Известно, что Илья
Мазурук лично перегнал по этой трассе 50 боевых самолетов. Общая
протяженность трассы составляла 6306 километров. Она начиналась в
Фербенксе (Аляска) и заканчивалась в Красноярске. Административной
серединой перегона был Якутск, в котором и размещался штаб 1-й
перегоночной авиадивизии ГФВ, а также управление воздушной трассы. В
городе базировались 4-й перегоночный и 8-й транспортный авиаполки.
11
мая 1944 года за образцовое выполнение заданий командования по
перегонке боевых самолетов для действующих частей ВВС Красной Армии 1-я
перегоночная авиадивизия ГВФ была награждена орденом Красного Знамени.
При этом в ведении Красноярской воздушной трассы была не только
перегонка американских боевых самолетов, которые поставлялись в СССР по
ленд-лизу, но и организация и выполнение авиационного обслуживания
населения и народного хозяйства огромного региона, которым являлась
Сибирь. За 3 года существования трассы ее транспортные самолеты смогли
перевезти более 128 371 пассажиров, 18 753 тонны различных грузов, и
около 319 тонн почты.
Илья
Музурук возглавлял 1-ю перегоночную авиадивизию до июня 1944 года,
после чего сдал дела и убыл к новому месту службы, однако Красноярская
авиатрасса продолжала действовать до самого конца Великой Отечественной
войны. Всего в 1942-45 годах по этой трассе было переброшено 8094 боевых
самолета, которыми в дальнейшем были оснащены 250 авиаполков Красной
Армии. Всего за это время на части авиатрассы, закрепленной за 1-й
перегоночной авиадивизией ГВФ, потерпел катастрофу 81 самолет.
С
июня 1944 года по март 1947 года Музурук вновь занимал пост заместителя
Главсевморпути, являясь одновременно начальником Управления Полярной
авиации. В 1946 году ему было присвоено звание генерал-майора авиации. С
1947 по 1949 год Илья Музурук занимал пост заместителя начальника
Научно-исследовательского института Гражданского воздушного флота. С
ноября 1949 года являлся начальником летной инспекции — заместителем
начальника Управления Полярной авиации. Принимал участие в
высокоширотной воздушной экспедиции «Север-5» (в 1950 году), а также
эвакуации дрейфующей полярной станции «Северный полюс-2» (в 1951 году). С
февраля 1953 года находился в запасе. В 1937-1950 годах являлся
депутатом Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов.
Уйдя в
запас, продолжил свою работу в Полярной авиации. Принял участие еще в 5
высокоширотных воздушных экспедициях с 1954 по 1961 год. С 1956 по 1957
годы занимал должность командира летного отряда морской части Второй
комплексной Антарктической экспедиции. 18 марта 1957 года Илья Музурук
на самолете Ан-2 впервые в мире совершил посадку на вершину айсберга в
Антарктиде. Всего он выполнил 254 полета с посадками на дрейфующие льды.
Илья
Мазурук жил и работал в Москве. Здесь он написал книги «Аэронавигация»,
«Над Арктикой и Антарктидой. Полярная авиация СССР». Скончался
известный летчик 2 января 1989 года в возрасте 82 лет. Был похоронен на
Троекуровском кладбище столицы.
За годы своей службы
генерал-майор авиации (звание присвоено в 1946 году) Илья Павлович
Мазурук был награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного
Знамени, тремя орденами Отечественной войны I степени, тремя орденами
Красной Звезды, двумя орденами Трудового Красного Знамени,
многочисленными советскими медалями и иностранными наградами. Именем
известного летчика были названы улицы в Бресте, Липецке и поселке
Сеймчан (Магаданская область). Поселок в годы Второй мировой войны был
частью Алсиба (воздушной трассы Аляска-Сибирь). В 2006 году в Белоруссии
в память об Илье Павловиче Мазуруке был выпущен почтовый конверт с его
изображением.
Вас заинтересует
Иван Дмитриевич Папанин. Знаменитый исследователь Арктики
Воздушные конвои по авиатрассе Аляска — Сибирь
Маршал авиации В.А. Судец (К 110-летию со дня рождения)
День основания морской авиации России
Перевернутый полет лейтенанта И.И. Кульнева. К 100-летию первого в мире полета вниз головой на гидросамолете