Равно как и Европейский союз, Шанхайская организация сотрудничества
является весьма сложной, динамичной и противоречивой во многих
политико-экономических вопросах организацией. Её структура основана как
на тесном внешнеполитическом, экономическом и военно-стратегическом
взаимодействии между странами «Шанхайской пятёрки», большая часть
которых кроме КНР входит в ОДКБ, так и на присутствии «проблемных»
участников, «с распростёртыми объятиями» принимающих натовские стратегии
и концепции противостояния с другими, неугодными США и альянсу
государствами. Такая непростая ситуация наблюдается сегодня во
внутриорганизационных взаимоотношениях Индии с Пакистаном и Китаем, где
первая умудряется даже проводить с американским флотом военно-морские
учения «Malabar», направленные против теоретически партнёрской
Поднебесной. Такая же картина наблюдается и в ЕС/НАТО на примере
натянутых из-за эгейского спора взаимоотношений Греции с Турцией, а
также на сходящихся позициях Греции и России по многим важным
геополитическим вопросам. Но если ОДКБ, ЕС и НАТО — организации
более-менее устоявшиеся и «зрелые», то ШОС, ввиду наличия плохо
предсказуемых Пакистана и Индии, имеет достаточно «сырую» подноготную,
которая должна быть учтена в любой прогностической работе относительно
перспектив развития данной организации.
Вот жилье от жилищного кооперетива
http://newsvo.ru/zhile-s-pomoshchyu-zhilishchnogo-kooperativa.dhtm по доступным ценам.
Сегодня, учитывая всё
вышесказанное, попытаемся проанализировать заявления российских
экспертов, касающееся формирования главными участниками ШОС (Россия и
Китай) единой ПРО государств-членов организации. Дискуссия по этому
непростому вопросу проходила 18 июля в международном медиацентре МИА
«Россия сегодня», где главной темой обсуждений было
американо-южнокорейское соглашение о развёртывании в Республике Корея
комплекса противоракетной обороны «THAAD». На протяжении нескольких лет
американская сторона пыталась убедить РФ и КНР, что комплекс
предназначен для защиты Сеула от ракетной угрозы со стороны Северной
Кореи. Но появление крупнейшей на Дальнем Востоке американской базы в
Пхёнтхеке, а также увеличения присутствия беспилотных стратегических
разведчиков «Глобал Хоук» на японских авиабазах свидетельствует, что
версия с одной лишь КНДР исключается. В действительности же вдоль всех
восточных морских границ Китая и России на тихоокеанском воздушном
направлении от Японии до Филиппин возводится мощный противоракетный
заслон в виде нескольких комплексов «THAAD», нескольких десятков более
дальнобойных и высотных систем «Иджис» на базе японских и американских
ЭМ типа «Арлей Бёрк», «Конго» и «Атаго», а также ЗРК территориальной ПРО
«Patriot PAC-3», которые обеспечат прикрытие американских
военно-морских и военно-воздушных объектов в РК, Японии, Филиппинах и на
Гуам.
Эти же эсминцы, оснащённые УВПУ Mk41,
являются носителями сотен СКР «Томагавк» и SM-6 ERAM с возможностью
поражения надводных целей по баллистической траектории, что создаёт
большие риски для ТОФ России и ВМС Китая в случае обострения ситуации в
АТР. Это и подтолкнуло к размышлениям о наделении ШОС чертами
военно-политического альянса, направленного на сдерживание ВС США на
основных стратегических направлениях. Но полноценная система ПРО в
рамках ШОС находится в огромной зависимости от различающихся
внешнеполитических предпочтений членов организации. На тихоокеанском
направлении формированием «зонтика» ПРО займутся ВКС России, а также
китайские ВМС и ВВС, которые обладают лучшими в ШОС системами ПРО, на
других направлениях будет иная ситуация.
ИНДИЯ И ПАКИСТАН ВНЕ «ИГРЫ»
Многообещающие
проекты истребителя 5-го поколения FGFA (Project 79L), многоцелевой
сверхзвуковой ракеты «BrahMos», а также программа модернизации Су-30МКИ
до модификации «Super Sukhoi» (предусматривает оснащение БРЛС с АФАР) не
являются индикатором того, что Минобороны Индии когда-либо будет
использовать ПВО своей армии для сдерживания американских средств
воздушного нападения в угоду ШОС. Не поможет этому и контракт на
поставку индусам С-400 «Триумф», ведь кто, как не американцы помогают
Дели удерживать военный паритет с КНР в Индийском океане. А по этой
причине о включении этой крепчающей сверхдержавы в единую ПРО ШОС не
может быть и речи. Индия останется для нас отличным стратегическим
партнёром исключительно в плане закупки новых технологий для
военно-технического и авиакосмического направлений.
С Пакистаном
дела обстоят подобным образом, но ещё и с осложнениями. Территория и
воздушное пространство Пакистана уже несколько десятков лет используются
американской разведывательной и истребительной авиацией: сначала для
проведения высотных разведывательных полётов над стратегическими
военными объектами СССР, теперь для борьбы с талибами и другими
террористическими организациями. Аналогичным образом пакистанское
воздушное пространство может быть использовано для ведения
радиотехнической разведки российских военных объектов в южных
государствах ОДКБ (Таджикистан и Киргизия). Также, из-за невозможности
формирования позиционного района ПРО ШОС в Пакистане, количество точек
пуска американских стратегических крылатых ракет типа AGM-86B ALCM по
государствам ОДКБ, включая РФ, увеличится. И это несмотря на то, что
Исламабад имеет тесное и стабильное военно-техническое сотрудничество с
Китаем, основанное на сходных антииндийских настроениях. Пакистан и
Индия — явный пример азиатских государств, экономически и даже
политически ориентированных на Запад, но не отгораживающихся от от
желания овладеть как можно большим количеством современнейших российских
военных технологий.
«НАБЛЮДАТЕЛЬ», КОТОРЫЙ ВАЖНЕЕ УЧАСТНИКОВ
Как
говорилось выше, на Индию и Пакистан, в качестве участников единой ПРО
Шанхайской организации сотрудничества, рассчитывать абсолютно
бессмысленно, чего нельзя сказать о таком государстве-наблюдателе, как
Исламская Республика Иран. Это единственная региональная сверхдержава в
Передней Азии, которая является основным геостратегическим противовесом
«аравийской коалиции», США и Израилю, и может без долгих размышлений
причисляться к разряду стран-союзниц России в вопросах сдерживания
вероятной агрессии Запада в отношении нашего государства. Несмотря на
то, что ИРИ не входит ни в ОДКБ, ни в ШОС, осуждающая антиамериканская
риторика первых лиц этой страны и реальные военно-тактические действия
её ВС показывают дальнейшие шаги в расстановке приоритетов для
взаимодействия.
Сейчас производится поставка ЗУР 48Н6Е2 для 5
дивизионов ЗРК С-300ПМУ-2 ВВС Ирана. Развёртывание этих комплексов
вокруг стратегических объектов ядерной энергетики и военной
промышленности ИРИ не только защитит обороноспособность развивающейся
страны, но и сформирует дополнительный рубеж ВКО протяжённостью около
1200 — 1500 км, прикрывая большой участок южного воздушного направления
России, который ранее представлял собой огромную неконтролируемую брешь
со сложным для самолётов А-50У горным рельефом. Кроме того, благодаря
китайским и российским специалистам, Иран является едва ли не
единственной в регионе страной (кроме Израиля и Саудовской Аравии),
обладающей современным высококомпьютеризированным штабом войск ПВО
сетецентрической модели, где собирается, анализируется и
систематизируется информация о всех воздушных объектах, которые
обнаружены обзорными и многофункциональными РЛС ЗРК, радиолокационными
комплексами РТР и РЛС систем предупреждения о ракетном нападении типа
«Гадир», первый образец которой заступил на боевое дежурство в провинции
Хузестан, близ ирано-иракской границы.
Почти со 100%-ной долей
вероятности можно говорить о том, что в случае, если ВМС США когда либо
будет отдан приказ на «прорыв» нашего ВП с южного воздушного
направления, первым рубежом информационного оповещения и противостояния с
их ВВС станет именно отлично подготовленная ПВО-ПРО Ирана.
На
фото F-14A «Tomcat» ВВС Ирана эскортирует российский стратегический
бомбардировщик-ракетоносец в собственном и сирийском воздушных
пространствах в момент проведения МРАУ по военной инфраструктуре ИГИЛ.
Несмотря на 40-летнюю службу в ИРИ, «Томкэты» обновляются, получая на
вооружение «воздушные» версии ЗУР MIM-23B. БРЛС AN/AWG-9 даёт неплохие
возможности ДРЛО, но не более, чем на 200 -300 км. Для эффективных
действий дивизионов С-300ПМУ-2 в горном рельефе, Ирану требуется не
менее 3 бортов А-50У
На среднеазиатской части южного
воздушного направления за единую ПРО ШОС должны отвечать средства ПВО
Таджикистана, Киргизии и Казахстана, входящих в структуру ОДКБ. Но на
текущий момент достойной системой ПВО-ПРО в регионе обладает лишь
Казахстан: около 20 пригодных к эксплуатации дивизионов ЗРК С-300ПС и
нескольких ранних С-300П находится на вооружении Сил воздушной обороны
РК. Этих комплексов вполне достаточно для защиты всей протяжённости
южных границ государства от различных средств воздушного нападения,
приближающихся с южного направления. Но здесь не всё так гладко, как
хотелось бы. Сейчас, в XXI веке, С-300ПС уже не в полной мере
соответствуют уровню современных угроз из воздушно-космического
пространства: максимальная скорость поражаемых целей составляет всего
4700 км/ч, а крейсерские скорости перспективных штатовских гиперзвуковых
летательных аппаратов уже переваливают за 5—7 тыс. км/ч. А минимальная
ЭПР перехватываемой цели у С-300ПС — 0,05 м2, что больше, чем у
современного стелсовского боевого снаряжения. Все казахские «ПСы» в
срочном порядке должны быть доведены до уровня «ПМ1», а о таких планах
даже и речи никто не заводил. РК давно нуждается в таких системах, как
С-300ВМ «Антей-2500» и С-400, а иначе «ослабленное место» южного ВН мы
будем наблюдать ещё несколько лет.
Таджикистан и Киргизия ещё
более остро нуждаются в современных средствах противовоздушной обороны.
Данные государства являются передовым рубежом обороны ОДКБ. Таджикистан
граничит с Афганистаном, а Киргизия имеет приближённую к Афганистану и
Пакистану границу, близ которой американские ВВС давно хозяйничают, как у
себя дома. ПВО этих республик изобилует устаревшими и малоэффективными
зенитно-ракетными комплексами типа «Печора», «Волга» и «Куб», которые
можно просто «раздавить» полноценной эскадрильей многоцелевых
истребителей F-16C c 48 ракетами HARM на борту и закрепить результат
парой десятков JASSM-ER, а мы ещё что-то о единой ПРО говорим. Да и что
вообще говорить можно, когда на территории Таджикистана расположен
стратегически важный оптико-электронный узел «Нурек» и 201-я российская
военная база, нуждающиеся, как минимум, в прикрытии двумя бригадами
С-300ПМ2 и С-300В4 с приданными «Панцирями-С1». Наши заокеанские
«коллеги» каждый свой военный объект в Европе и Азии обороняют с помощью
«Patriot PAC-2/3» или SLAMRAAM, а у нас внутреблоковые страны имеют на
вооружении системы ПВО, которые отвечали требования в 70-х и 80-х гг.
Зато Азербайджан, чёртом глядящий на союзную Армению, получает новенькие
С-300ПМУ-2, — как-то не очень получается. Все «юга» ОДКБ срочно должны
получить современные средства ПРО, а потом уже о ПРО в рамках ШОС можно
размышлять.
Но стоит отдать должное, первые подвижки в этом
направлении уже наблюдаются. По заявлениям замначальника Генштаба
Киргизии Марата Кенжисариева, сделанным ещё в марте 2015-го года,
система ПВО республики будет поэтапно обновляться под руководством
специалистов «Концерна ВКО «Алмаз-Антей». Правда работы эти двигаются
очень медленно. Так, даже вопросы о создании полноценной системы ПВО в
рамках ОДКБ до сих пор не решены, не говоря уже о многоплановой работе
по ПРО Шанхайской организации сотрудничества.
Ещё более
неприятная ситуация наблюдается вокруг бывшего государства-участника
ОДКБ Узбекистана, а также вечно нейтрального Туркменистана. Ашхабад, за
последние 7 лет, кроме подписания в 2009 году межгосударственного
Соглашения о стратегическом сотрудничестве в сферах энергетики и
машиностроения, никаких договорённостей в военно-стратегической области с
РФ и ОДКБ не заключил. На призывы Секретариата ОДКБ и СМО организации
Туркменистан абсолютно никак не отвечал. Был проигнорирован даже
наболевший для Средней Азии вопрос, касающийся необходимости
взаимодействия всех стран региона с ОДКБ перед угрозой подрыва их
государственности террористической организацией ИГИЛ, «Талибан» и
другими экстремистскими формированиями, действующими на всём юго-западе
Евразийского континента, о чём сообщил генеральный секретарь организации
Николай Бордюжа 17 марта 2015 года. Всё указывает лишь на то, что
Туркменистану выгодна такая модель сотрудничества, которая
предусматривает лишь передачу военных и промышленных технологий,
направленных исключительно на соблюдение собственных экономических и
оборонных интересов.
Уже и ежу понятно, что ИГ давно имеет свою
информационную и тренировочную структуры в отгородившемся от ОДКБ и ШОС
Туркменистане, и, как часто может показаться, Ашхабаду это несёт
определённую финансовую выгоду. Завязка в среднеазиатском
многомиллиардном наркотрафике не даёт высшей ячейке государства даже
допустить мысль о вступлении в структуру регионального
военно-политического блока, поскольку немедленно потребуется
согласование действий с другими членами организации, включая РФ, и всю
прибыльную деятельность придётся немедленно сворачивать. Никаких
просветлений во взаимодействии с Туркменистаном ожидать не приходится:
Ашхабад продолжит тихо абстрагироваться, ограничиваясь очень выгодными,
ни к чему не обязывающими, контрактами с РФ, периодически поглядывая на
внешний вектор Азербайджана, Турции и других региональных прислужников
США. Войска ПВО Туркменистана, в технологическом плане, находятся на
уровень ниже, чем ПВО Ливии перед воздушной операцией «Одиссея.Рассвет».
На вооружении имеется несколько дивизионов С-75 «Двина», С-125 «Нева» и
одной из модификаций ЗРК С-200. То есть, если даже теоретически
прикинуть, что через воздушное пространство Туркменистана в сторону
Казахстана и России полетят различные СКР и гиперзвуковое ВТО ВМС/ВВС
США, запущенное из Персидского залива, туркменская ПВО даже при всём
желании не смогла бы ослабить этот удар имеющимися у неё средствами.
Узбекистан
имеет ещё более «загадочную» историю взаимоотношений с ОДКБ и Россией. В
отличие от Ашхабада, который на военно-техническое сотрудничество
ставки не делает, Ташкент желает ещё и в полной мере сохранить весь
уровень ВТС с Россией, при этом, абсолютно не участвуя в
антитеррористической деятельности Организации Договора о коллективной
безопасности. Уже не один год Узбекистан демонстрирует полное нежелание
взаимодействовать со странами организации в области создания
центральноазиатской единой системы ПВО, в которой Ташкенту отводилась бы
роль командно-штабного центра, основанного на базе советской 12-й ПВО.
Узбекистан несколько лет водил за нос руководящие органы ОДКБ, то
выбывая из организации, то снова вступая в её структуру.
Постоянно
менялась так называемая «особая» позиция Ташкента, на которую оказывали
воздействие любые даже незначительные особенности в составляемой модели
центральноазиатской ПВО. К примеру, в 2007-м году узбекское руководство
не устроило создание общей ПВО ЦА, совместно с Таджикистаном, Киргизией
и Казахстаном. Узбеки желали получить лишь единую с РФ ПВО, что даже
теоретически невозможно, так как даже географически ясно, что без
участия Республики Казахстан ни о какой общей сети ПВО и речи быть не
может. Но Узбекистан абстрагировался от формирования единой ПВО ЦА, что
заставило Россию сосредоточить усилия на 3-х оставшихся государствах
Центральной Азии, что и происходит сегодня.
Несколько раз
Узбекистан вызывал критику и недоумение у Секретариата ОДКБ, с 1999-го
по 2006-й год прерывая членство в организации, а затем снова резко
интегрируясь в неё после подавления мятежа акрамитов в Андижане в 2005-м
году, когда Запад внезапно вызвал испуг в рядах узбекского руководства
типичными обвинениями в «нарушении прав человека и пренебрежением
демократическими стандартами». Снова спрятавшись под «зонтиком» ОДКБ 16
августа 2006 года, Узбекистан почти 6 лет (до 28 июня 2012 года)
находился в организации на весьма хитрой «light»-основе, не интегрируясь
в нормативно-правовые пункты соглашения. Это не требовало от Ашхабада
участия во внутриблоковых операциях по урегулированию возможных
локальных конфликтов в странах организации (мятежей, цветных революций,
захватов власти незаконными военными формированиями и т.д.), зато
открывало путь более тесному двухстороннему военному сотрудничеству с РФ
и совместным военным учениям. Но и это Узбекистан не устроило.
Фокусируя
внимание России и других государств-членов организации на недовольстве
структурой и концепцией действий ОДКБ, Узбекистан, выходя из блока, не
стал официально заявлять о проблемах совместного использования водных
ресурсов Таджикистана и Киргизии. Ташкент не устраивала водная монополия
этих государств в то время, как Узбекистан имел слаборазвитую систему
распределения водных ресурсов, которых было недостаточно. Ещё больше
выводили из себя Ташкент планы строительства Таджикистаном и Киргизией
мощных ГЭС, которые окончательно оставили бы не у дел Узбекистан с его
нежеланием развития собственных водопроводных систем. Москва, на вполне
адекватных основаниях, никогда не поддерживала Узбекистан в давлении на
программы развития его соседних государств, что также стало одной из
причин выхода из организации.
Но были и такие заявления, которые
свидетельствуют о полной смене внешнеполитического вектора узбекского
руководства на США, ЕС и НАТО. Об этом заявлял таджикский депутат Ш.
Шабдолов. В Таджикистане отмечают, что Ташкент уже рассчитывает на
западные государства в плане поддержки инициативы по давлению на Душанбе
и Бишкек для остановки программ по строительству ГЭС. Выглядит это
конечно смешно, но Штаты вполне могут впустую пообещать подобную
поддержку в обмен на размещении на территории Узбекистана собственных
узлов радиотехнической разведки и другого оборудования для вскрытия
действий ОДКБ на южном ОН. За Туркменистаном и Узбекистаном сегодня
действительно нужен глаз да глаз, и хорошо то, что южнее это направление
очень плотно покрывается ВВС и ПВО более дружественного для ОДКБ Ирана.
ПРО
ШОС НА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ВОЗДУШНОМ НАПРАВЛЕНИИ: ОТ РУССКО-КИТАЙСКИХ
КОМПЬЮТЕРНЫХ КШУ К НАСТОЯЩЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ. ПРОСТ ЛИ ЭТОТ ПУТЬ?
С
26 по 28 мая 2016 года, в Москве прошли первые в истории
российско-китайского военно-стратегического взаимодействия компьютерные
командно-штабные учения «Воздушно-космическая безопасность-2016», на
которых прорабатывалась тактика противоракетной обороны одновременно от
крылатых и баллистических ракет противника. Главной целью было
определение методик системной увязки между оперативно развёрнутыми
дивизионами российских и китайских ЗРК. Но моделирование системы ПРО на
современном виртуальном ТВД хоть и имеет сходство с реальными боевыми
перехватами, имитация интеграции российских и китайских ЗРК в единую
ПРО, со всеми особенностями обмена данными и общего целеуказания в ней,
требует исключительно полигонных испытаний, требующих длительной
подготовки, заключающейся установке необходимого интеграционного
радиоэлектронного оборудования (единой шины данных) в ПБУ ЗРК с обеих
сторон, а затем дальнейшей установки и доводки нового ПО. В этом у нас с
китайцами есть как готовая база, так и «сырая», над которой требуется
проведение серьёзных мероприятий.
В качестве готовой базы
выступают зенитно-ракетные комплексы семейства С-300ПМУ, поставленные
Поднебесной с 1993 по 2010 год. Если верить ресурсу cinodefence.com,
китайская ПВО получила: 8 дивизионов С-300ПМУ, 16 зрдн С-300ПМУ-1 и
столько же батарей последней модификации С-300ПМУ-2. Общая стоимость
контракта составила около 1,6 млрд. долларов. В составе дивизионных
комплектов: 160 ПУ 5П85Т/СЕ/ДЕ с общим количеством ЗУР типа
5В55Р/48Н6Е/Е2 — более 1000 единиц, РПН 30Н6/Е/Е2 и пункты боевого
управления типа 5Н63С и 83М6Е/Е2. «Алмазовская» элементная база
закупленных китайцами ПБУ, а также общее с нашим оборудование связи РПН и
ПУ позволяют очень легко и быстро формировать полноценные ЗРС из 6 зрдн
независимо от наличия в системе наших комплексов, либо наоборот.
Другими словами, на уровне элементной составляющей и наши, и китайские
«Трёхсотые» практически взаимозаменяемы до мельчайших деталей.
Аналогичное сходство будет и с приобретёнными по 3-миллиардному
контракту комплексами С-400 «Триумф».
Заступившие на боевое
дежурство близ Находки (Приморский край) 2 дивизиона С-400 могут быть
могут быть интегрированы в единую систему противоракетной обороны ШОС на
дальневосточном ОН с китайскими дивизионами С-400, развёрнутыми в
провинциях Цзилинь и Хэйлунцзян, за счёт чего китайские расчёты
«Триумфов» смогут быстрее и с меньшими рисками противостоять с японским
или американским СВН, приближающимся со стороны Японского моря. Первый
рубеж обороны будет формироваться именно российскими С-400,
прикрывающими объекты ТОФ во Владивостоке, они же, теоретически, ослабят
первый МРАУ и по ТОФу, и по стратегически важным провинциям КНР.
Хэйлунцзян
является важнейшей энергетической «кузницей» Китайской Народной
Республики с более, чем 200 электростанциями различных типов с суммарной
мощностью более 12 — 15 млн. кВт. Без этих объектов огромное количество
предприятий тяжёлой промышленности, электроники и кораблестроительных
верфей не смогли бы полноценно функционировать. Не менее важным
экономическим объектом является «Промышленный коридор
Харбин-Дацин-Цицикар», соединяющий 3 основных промышленных города
провинции, производящих нефтехимическую, фармацевтическую и
высокотехнологическую продукцию. Совместное противостояние американской
угрозе на тихоокеанском направлении определяет важность обороны этого
стратегически важного китайского региона.
Объединение в общую
систему может выполняться благодаря возможности ПБУ 55К6 поддерживать
обмен тактическими данными с другими ПБУ на удалении 100 км, при помощи
ретрансляторов. Кроме того, унификация таких АСУ, как «Поляна-Д4М1» и
73Н6МЭ «Байкал-1МЭ» реализует подключение к общей структуре ПРО всех
модификаций С-300П и даже узкоспециализированных версий С-300В/ВМ/В4.
Все эти комплексы уже завтра могут работать в единой системе ПВО с
китайскими «Фаворитами» и «Триумфами».
Автоматизированная
система управления АСУ 73Н6МЭ «Байкал-1МЭ» — ключевое сетецентрическое
звено интеграции в единую систему ПРО смешанных зенитно-ракетных
дивизионов, бригад и полков. Именно эта система может стать базой для
построения будущей ПРО ШОС. На 2-х изображениях представлены все
принципы действия «Байкала». На её высокий противоракетный потенциал
указывают инструментальная дальность в 1200 км и потолок в 102 км
Китай
же может временно оказывать нашему ТОФ усиление противоракетной обороны
корабельной ударной группировки в ближней и дальней морских зонах до
того момента, когда на вооружении флота появятся фрегаты ПВО пр.22350
«Адмирал Горшков» и другие НК, обладающие мощными средствами ПРО.
Военно-морские силы Китая могут задействовать в целях морской ПВО
несколько эсминцев УРО классов «Ланьчжоу» и «Куньмин» (Тип 052C и Тип
052D), оснащённых боевыми информационно-управляющими системами и
корабельным ЗРК HQ-9 с дальностью действия до 200 км. Правда здесь не
уклониться от вопроса, связанного с комплексной модернизацией аппаратной
и программной частей ПБУ и СУО комплекса С-300Ф «Форт-М», которая
сейчас к совместным действиям с китайской корабельной БИУС типа «ZJK-5»
абсолютно не приспособлена. Первое, что потребуется — полная оцифровка
всех подсистем «Форта», а затем установка шины обмена тактической
информацией с китайскими эсминцами. Это потребует дополнительного
времени, по причине чего в более радужном свете выглядит программа по
ускорению обновления Тихоокеанского флота новыми корветами пр. 20380 с
«Редутами» на борту. В дополнение к отличным противоракетным качествам
этого КЗРК, корабли проекта имеют ещё и полную оцифровку операторских
пунктов ударного и оборонительного комплексов, построенную вокруг БИУС
«Сигма» с открытой архитектурой ПО.
«Сигма» имеет несколько шин
передачи данных данных (MIL STD-1553B, Ethernet и RS-232/422/485),
позволяющих синхронизироваться с другими подводными, надводными и
воздушными боевыми единицами, включая самолёты и вертолёты ДРЛОиУ,
противолодочные патрульные самолёты и вертолёты, а также корабли с
аналогичными интерфейсами на борту. Высокоскоростная тактическая связь
(950 кбит/с) в сантиметровом Х-диапазоне позволяет организовать
помехозащищённое сетецентрическое сопряжение между кораблями КУГ.
Ещё
к одной «сырой» части российско-китайского взаимодействия в области ПРО
ШОС необходимо отнести отсутствие многоплановых работ в области
создания единого центра ВКО, источниками информации которого были бы не
только российские системы предупреждения о ракетном нападении «Дон-2НР»,
«Дарьял-У», а также «Воронеж-М/ДМ», но и китайские РЛС СПРН, способные
оповещать единое командование ПРО организации о запусках МБР с бортов
натовских ПЛАРБ, оперирующих в южных частях Тихого и Индийского океанов.
Касаемо
находящихся в строю ВКС России и ВВС КНР самолётов ДРЛОиУ можно
отметить острую нехватку машин А-50 (15 машин), А-50У (3 ед.), KJ-2000
(4 ед.), KJ-500 (2 ед.) и KJ-200 (4 ед.). На общую площадь РФ и КНР (26
722 151 км2) официальное количество в 26 самолётов РЛДН — это ничтожно
мало, учитывая, что массированные ракетно-авиационные удары
низковысотными СКР могут последовать сразу с нескольких ВН. Таких машин
должно быть более 100 — 150. И это мы ещё и площадями других
союзнических государств ОДКБ и ШОС пренебрегли, картина выглядела бы ещё
тусклее.
Единая система ПРО ШОС должна быть столь гибкой,
многогранной и агрегированной, чтобы выход из строя одного или даже
нескольких сетецентрических элементов не приводил к обрушению целого
оперативного воздушного направления. Хорошие предпосылки к этому мы уже
описали в нашем обзоре, но целый спектр вопросов и задач откладывает
реализацию амбициозного замысла на период, зависящий исключительно от
желания сторон как можно скорее согласовать усилия в сдерживании
глобальной западной экспансии.
Вас заинтересует
Новости КСОР ОДКБ
Минобороны: сохранение узла «Балхаш
В Таджикистане российские десантники в ходе учения осуществили массовое десантирование с помощью парашютных систем "Арбалет-2"
ОДКБ прекращает военно-техническое сотрудничество с Украиной
К единой системе ПВО СНГ присоединятся Армения и Казахстан