Царь Пётр провёл «работу над ошибками» и посчитал, что главная проблема –
это речная, морская компонента. Немедленно началось строительство
«морского каравана» - военных и транспортных кораблей и судов. У этой
затеи было много противников – слишком мало времени было на эту задачу
(одна зима), вопрос был сложным с точки зрения организации, привлечения
ресурсов и т. д. Но замысел неуклонно воплощали в жизнь. Из Москвы шли
один за другим указы, распоряжения воеводам, градоначальникам о
мобилизации людей и ресурсов.
Вот отличный
самокат электро по доступным ценам. Порадуйте себя или ребенка.
Уже в январе 1696 года на верфях
Воронежа и в Преображенском (подмосковное село на берегу Яузы, там
располагалась резиденция отца Петра, царя Алексея Михайловича)
развернули масштабное строительство кораблей, судов. Галеры, построенные
в Преображенском, разбирали, везли в Воронеж, там снова собирали и
спускали на воду на Дону. Пётр приказал к весне сделать 1300 стругов, 30
морских лодок, 100 плотов. Для этого со всей России мобилизовали
плотников, кузнецов, работных людей. Район Воронежа выбрали не случайно,
для местного населения строительство речных судов было обычным
промыслом уже не одно поколение. Всего мобилизовали свыше 25 тыс.
человек. Со всех концов страны ехали не только мастера, рабочие, но и
везли материалы – лес, пеньку, смолу, железо и пр. Работы шли быстро, к
началу похода стругов построили даже больше, чем планировали.
Задачу
строительства военных кораблей решали в Преображенском (на реке Яузе).
Основным типом строившихся кораблей были галеры – гребные суда, имевшие
30-38 весел, на их вооружении было 4-6 орудий, 2 мачты, 130-200 человек
экипажа (плюс они могли перевозить значительный десант). Этот тип
корабля отвечал условиям театра военных действий, галеры с их небольшой
осадкой, маневренностью, могли успешно действовать на реке, мелководье
низовьев Дона, прибрежных водах Азовского моря. В строительстве кораблей
был использован ранний опыт судостроения. Так, в Нижнем Новгороде в
1636 году построили корабль «Фридерик», в 1668 году в селе Дединове на
Оке – корабль «Орёл», в 1688-1692 годах на Переяславском озере и в 1693
году в Архангельске при участии Петра было построено несколько кораблей.
К строительству кораблей в Преображенском широко привлекали солдат
Семёновского и Преображенского полков, крестьян, мастеровых, которых
вызвали из поселений, где было развито судостроение (Архангельск,
Вологда, Нижний Новгород и т. д.). Среди мастеров всеобщим уважением
пользовались вологодский плотник Осип Щека и нижегородский плотник Яким
Иванов.
Всю зиму в Преображенском делали основные детали
кораблей: кили (основание корпуса), шпангоуты («рёбра» корабля),
стрингера (продольные балки, идущие от носа к корме), бимсы (поперечные
балки между шпангоутами), пиллерсы (вертикальные стойки, поддерживающие
палубу), доски для обшивки, настила палуб, мачты, вёсла и т. д. В
феврале 1696 года заготовили деталей на 22 галеры и 4 брандера (судно,
начинённое горючими веществами для поджога вражеских кораблей). В марте
шла перевозка корабельных частей в Воронеж. Каждая галера доставлялась
на 15-20 повозках. 2 апреля были спущены на воду первые галеры, их
экипажи были сформированы из состава Семёновского и Преображенского
полков.
В Воронеже также заложили первые большие трёхмачтовые
корабли (2 единицы), с довольно сильным артиллерийским вооружением. Они
требовали большого комплекса кораблестроительных работ. На каждом из них
решили установить по 36 орудий. К началу мая построили первый корабль -
36-пушечный парусно-гребной фрегат «Апостол Петр». Корабль строили при
помощи датского мастера Августа (Густава) Мейера. Он стал командиром
второго корабля - 36-пушечного «Апостола Павла». Длина парусно-гребного
фрегата была 34,4 м, ширина 7,6 м, корабль был плоскодонным. Кроме того,
фрегат имел 15 пар весел на случай штиля и для маневра. Таким образом, в
Русском государстве, вдали от морей, за предельно короткие сроки смогли
создать целую кораблестроительную отрасль и построили «морской воинский
караван» - отряд военных кораблей и транспортных судов. Когда войска
прибыли из Москвы в Воронеж, там уже ждала целая армада
военно-транспортных судов – 2 корабля, 23 галеры, около 1500 стругов,
плотов, барок, лодок.
Фрегат «Апостол Петр»
В
этот же период значительно увеличили армию (вдвое – до 70 тыс.
человек), во главе неё был поставлен единый главнокомандующий – боярин
Алексей Семёнович Шеин. Он был участником походов князя В. Голицына, во
время первого Азовского похода командовал Преображенским и Семёновским
полками, таким образом, прекрасно знал театр военных действий. Шеин
первым в России официально получил чин генералиссимуса. В результате
была решена проблема единоначалия. Правда, Пётр мог поставить во главе
армии другого опытного военачальника – Шереметева, но он царю почему-то
не нравился. Возможно, в силу возраста. Молодой Шеин был ближе к царю и
он вел его в свой круг. Шереметева наградили за успешную кампанию 1695
г. и отправили обратно, в Белгород.
Пётр также позаботился о
привлечении военных специалистов по инженерному, артиллерийскому и
минному делу. Плохо зная возможности русской армии и способности её
командиров и преувеличивая всё иностранное, Пётр Алексеевич начал наём
специалистов в Германии и Голландии. Позднее, в том числе с учётом
Нарвского поражения в войне с Швецией, Пётр постепенно начал делать
ставку на национальные кадры, и ужесточил отбор иностранцев, среди
которых было много различной швали, позарившейся на высокие заработки в
России.
План кампании изменили. У Шереметева забрали большую
часть войск – пограничные полки, дворянскую конницу и половину
малороссийских казаков. Ему оставили вспомогательный отряд – 2,5 тыс.
солдат, около 15 тыс. казаков. Шереметев должен был спуститься вниз по
Днепру и отвлекать противника у Очакова. Под началом же Шеина собрали
главные силы – 30 солдатских полков, 13 стрелецких, поместная конница,
донские, малороссийские, яицкие казаки, калмыки (около 70 тыс. человек).
Войска были распределены по трем дивизиям — Головина, Гордона и
Ригемана. Командовать флотом Петр назначил Лефорта. Петр оставил для
себя роль «бомбардира Петра Михайлова», а командование целиком отдал
Шеину.
Первый русский генералиссимус Алексей Семёнович Шеин
Второй Азовский поход
23
апреля 1696 г. первый эшелон из 110 транспортных судов с войсками,
артиллерией, боеприпасами и продовольствием начал поход. После этого
стали выходить и другие суда, боевые корабли. 1000-километровый поход
стал первым испытанием для экипажей, в процессе оттачивалось мастерство
матросов, завершали недоделки. Движение шло быстро, шли под парусами и
на вёслах, днём и ночью. Во время похода шёл процесс разработки правил
организации службы на галерах, ведения морского боя – они были объявлены
в специальном «Указе по галерам». В «Указе» говорилось о порядке
сигнализации, постановке на якорь, плавания в походном строю,
дисциплине, ведении активных боевых действий против врага.
15
мая первый отряд галер подошёл к Черкасску, куда пришёл и авангард
сухопутных сил (войска шли на судах и сушей). Казачья разведка сообщила,
что у Азова стоят несколько вражеских кораблей. 16 мая Азов был
осаждён. 20 мая казаки на своих лодках внезапной атакой захватили 10
транспортных судов (тунбасов), в эскадре турков началась паника.
Воспользовавшись первым успехом, казаки смогли подойти к турецкой
эскадре (дело было ночью) и поджечь один из кораблей. Турки отвели
корабли, а один сожгли сами, не успев поднять паруса.
27 мая
русская флотилия вышла в Азовское море и отрезала крепость от источников
снабжения через море. Русские корабли заняли позиции поперёк Азовского
залива. В этот же период к крепости подошли основные силы, они заняли
траншеи и земляные укрепления, построенные в 1695 году. Турки в своей
беспечности даже их не разрушили. Османы попытались сделать вылазку, но
ее ожидали. 4 тыс. донских казаков наказного атамана Савинова были
наготове и отразили атаку.
Шеин отказался от немедленного штурма
и велел «приступать шанцами». Объем инженерных работ был намечен
огромный. Азов обложили полукругом, оба фланга упирались в Дон. За рекой
возводился «земляной городок». Выше города был сооружен наплавной мост
на судах. Построили батареи для осадных орудий. Русская артиллерия стала
обстреливать крепость. В Азове начались пожары. В устье Дона поставили
две сильные батареи, чтобы укрепить силы морской блокады. Если бы
турецкие корабли прорвались через нашу флотилию, эти батареи должны были
не допустить вражеские корабли непосредственно к Азову.
Эти
предосторожности оказались не лишними. Примерно через месяц подошла
турецкая эскадра в 25 вымпелов с 4 тыс. десантом для помощи азовскому
гарнизону. Обнаружив русские галеры, которые блокировали устье Дона,
турецкий адмирал Турночи-паша остановил свои силы в значительном
удалении. 28 июня турецкий флот попытался высадить на берег десант. На
русских кораблях приготовились к бою, снялись с якорей и пошли навстречу
турецким кораблям. Османы, видя решимость русской флотилии к бою,
отступили. Таким образом, турецкий флот отказался от попыток помочь
осаждённому гарнизону, Азов остался без помощи извне. Это сыграло важную
роль в дальнейших событиях: Азовскую крепость отсекли от подвоза
подкреплений, боеприпасов и продовольствия. Да и психологически - это
была победа, турки приуныли, потеряв надежду на помощь товарищей.
Русская
артиллерия разбила внешние валы Азова, а пехота без устали рыла землю,
придвигая окопы все ближе к крепости. 16 июня наши солдаты вплотную
добрались до рвов. Гарнизону предложили сдаться, но турки ответили
огнем. Турецкие солдаты ещё надеялись отсидеться за мощными каменными
стенами и башнями, они были такой толщины, что ядра их не брали. Однако
Шеин по-прежнему отказывался от штурма. Главнокомандующий приказал
насыпать вокруг крепости огромный вал. Решили передвигать его и таким
способом преодолеть ров и взобраться на стены с помощью штурмовых
лестниц и других приспособлений. Снова начались масштабные инженерные
работы. Посменно трудились 15 тыс. человек. Когда прибыли иностранные
специалисты, приглашенные царем Петром, они уже не понадобились.
Обошлись без них, они только дивились масштабам работ, которые произвели
русские.
Современники описывали эти работы так:
«Великороссийские и малороссийские войска, во облежании бывшие около
города Азова, земляной вал к неприятельскому рву отовсюду равномерно
привалили и из-за того валу, ров заметав и заровняв, тем же валом чрез
тот ров до неприятельского азовского валу дошли и валы сообщили толь
близко, еже возможно было с неприятели, кроме оружия, едиными руками
терзаться; уж и земля за их вал метанием в город сыпалась».
10
июня и 24 июня нашими войсками были отбиты сильные вылазки турецкого
гарнизона, которому пыталось помочь 60 тыс. войско крымских татар,
стоявших лагерем к югу от Азова, за рекой Кагальник. Крымский царевич
Нуреддин со своей ордой несколько раз нападал на русский лагерь. Однако
Шеин выставил против него заслоном дворянскую конницу и калмыков. Они
жестоко били и прогоняли крымских татар, сам Нуреддин был ранен и едва
не попал в плен.
Вал приближался к стенам, сравнялся с ними по
высоте. На его гребне установили батареи, они простреливали весь Азов и
наносили гарнизону большие потери. Кроме того, готовили три минные
траншеи, для подрыва стен. Гарнизону вторично предложили оставить городе
и свободно уйти, османы ответили ожесточенной стрельбой. 16 июля наши
войска завершили подготовительные осадные работы. 17-18 июля русские
войска (1,5 тыс. донских и запорожских казаков) захватили два турецких
бастиона.
После этого турецкий гарнизон совсем пал духом: потери
были тяжёлыми, вылазки провалились, помощи из Стамбула не было,
началась потеря основных позиций, артиллерийские обстрелы теперь
наносили значительный ущерб, так как у русской армии были тяжелые
орудия. 18 июля был выброшен белый флаг, начались переговоры. Османам
разрешили уйти с личными вещами, а всю артиллерию и припасы они
оставляли победителям. Шеин даже любезно предложил подвезти их на
русских судах до Кагальника, где стояли татары. Русские командование
выдвинуло только одно категорическое требование: выдать «немчина Якушки»
- перебежчика Якова Янсена, который попортил немало крови русской армии
в 1695 г. Янсен в это время уже «обасурманился» - перешёл в ислам,
записался в янычары. Османы не хотели его выдавать, но в итоге уступили.
19 (29) июля начальник гарнизона Гассан-бей капитулировал.
Взятие
Азовской крепости. Миниатюра из рукописи 1-й пол. 18 века «История
Петра I», соч. П. Крекшина. Собрание А. Барятинского. ГИМ. В миниатюру
включена сцена выдачи турками Яшки (Якова Янсена), голландского
матроса-предателя
От гарнизона у него осталось всего 3 тыс.
человек. Турецкие солдаты и жители стали выходить из крепости, грузились
на ожидавшие их струги и лодки. Гассан-бей покинул Азов последним,
сложил к ногам главнокомандующего 16 знамен, преподнес ключи и
поблагодарил за честное выполнение договора. Русские войска вошли в
крепость. В городе нашли 92 орудия, 4 мортиры, большие запасы пороха и
продовольствия. Сопротивляться он мог еще долго, если бы не умелые
действия русской армии. 20 июля капитулировала также турецкая крепость
Лютих, которая располагалась при устье самого северного рукава Дона.
Первые
полки отправились на север, в Москву, в начале августа. 15 августа
покинул крепость царь. В Азовской крепости оставили гарнизоном 5,5 тыс.
солдат и 2,7 тыс. стрельцов. В Москве в честь Азовской виктории устроили
небывалое торжество.
Взятие Азова. В центре, на конях, Царь Пётр I и воевода Алексей Шеин (гравюра А. Шхонебека)
Итоги
Таким
образом, всё течение Дона стало свободным для русских судов. Азов стал
русским плацдармом в Приазовье. Царь Пётр I, понимая стратегическое
значение Азова, как первой русской крепости в Причерноморье и
необходимость отстоять завоевания (война продолжалась), уже 23 июля
утвердил план новых укреплений Азова. Крепость была сильно повреждена
русской артиллерией. Кроме того, решили создать базу для русского флота,
без которого нельзя было завоевать Причерноморье. Так как Азов не имел
удобной гавани для базирования морского флота, уже 27 июля выбрали более
удачное место на Таганьем мысу, где через два года и основали Таганрог.
Воевода
А. С. Шеин 28 июня 1696 года за военные успехи получил звание
Генералиссимуса (первое в России). Позже Шеин был назначен
Главнокомандующим Русской армии, командующим артиллерией, конницей и
управляющим иностранного приказа. С 1697 года Шеин руководил работами в
Азове, строительством морской гавани в Таганроге, отражая постоянные
атаки татар и турков.
Азовские походы на практике показали
важность артиллерии и флота для ведения войны. И Пётр сделал из этого
выводы, ему нельзя отказать в организаторских способностях и
стратегическом мышлении. 20 октября 1696 года Боярская Дума
провозглашает «Морским судам быть…». Утверждается обширная программа
военного судостроения 52 (позднее 77) кораблей. Россия начинает отправку
дворян на обучение за границу.
«Прорубить окно» на юг полностью
не удалось. Необходимо было захватить Керченский пролив, чтобы получить
проход из Азовского в Черное море или полностью захватить Крым. Царь это
отлично понимал. После захвата Азова он сказал своим генералам: «Теперь
мы, слава Богу, один угол Чёрного моря уже имеем, а со временем, может
быть, и весь его иметь будем». На замечание, что это сделать будет
трудно, Пётр сказал: «Не вдруг, а помаленьку». Однако началась война с
Швецией и планы дальнейшего расширения русских владений в Причерноморье
пришлось отложить, причём как оказалось надолго. Полностью реализовать
замыслы Петра удалось только при Екатерине II.
Вас заинтересует
Как взяли Очаков
Штурм Перекопа
День основания Военно-морского флота России. О первых страницах флотской истории
Победа русского флота у мыса Тендра
27 ноября – погода морской пехоты