Оружие,огнестрельное оружие Форум об оружииМировое оружие Журнал оружиеОбои оружия
 
Пистолеты Пистолеты
Пистолеты пулеметы
Винтовки
Снайперские винтовки
Дробовики
пулемёты
Гранатометы
Патроны

Священная Римская империя — основа западного проекта

210 лет назад, 6 августа 1806 года, прекратила своё существование Священная Римская империя. Смертельный удар по Священной Римской империи нанесла война Третьей коалиции 1805 года. Австрийская армия была наголову разгромлена в битве под Ульмом и в сражении под Аустерлицем, а Вена захвачена французами. Император Франц II был вынужден заключить с Францией Пресбургский мир, согласно которому император не только отказывался в пользу Наполеона и его сателлитов от владений в Италии, Тироля и т.д., но и признавал за правителями Баварии и Вюртемберга титулы королей. Это юридически выводило эти государства из-под какой-либо власти императора и предоставляло им почти полный суверенитет.

  Империя превратилась в фикцию. Как подчёркивал Наполеон в письме к Талейрану после Пресбургского договора: «Больше не будет рейхстага..., больше не будет и Германской империи». Ряд германских государств образовали Рейнский союз под покровительством Парижа. Наполеон I провозгласил себя истинным преемником Карла Великого и претендовал на господство в Германии и в Европе.

22 июля 1806 года австрийский посланник в Париже получил ультиматум Наполеона, согласно которому в случае, если Франц II не отречётся от престола империи до 10 августа, французская армия атакует Австрию. Австрия не была готова к новой войне с империей Наполеона. Отказ от короны стал неизбежен. К началу августа 1806 года, получив гарантии французского посланника, что Наполеон не наденет корону римского императора, Франц II решился пойти на отречение. 6 августа 1806 года Франц II объявил о сложении с себя титула и полномочий императора Священной Римской империи, объяснив это возникшей невозможностью исполнения обязанностей императора после учреждения Рейнского союза. Священная Римская империя перестала существовать.

 

 

Священная Римская империя — основа западного проекта


Герб императора Священной Римской империи из династии Габсбургов, 1605 год

Основные вехи из истории империи

2 февраля 962 года в соборе Святого Петра в Риме германский король Оттон I был торжественно увенчан императорской короной. Церемония коронации возвещала о возрождении Римской империи, к названию которой позднее добавили эпитет Священная. Столицу некогда существовавшей Римской империи не зря прозвали Вечным городом: на протяжении веков людям казалось, что Рим был всегда и будет существовать вечно. Так же относились и к Римской империи. Хотя древняя Римская держава рухнула под натиском варваров, традиция продолжала жить. Кроме того, погибло не все государство, а лишь его западная часть — Западная Римская империя. Восточная же часть выстояла и под названием Византии просуществовала ещё около тысячи лет. Авторитет византийского императора первое время признавали и на Западе, где германцами были созданы так называемые «варварские королевства». Признавали до тех пор, пока не появилась Священная Римская империя.

По сути, первая попытка возродить империю была сделала Карлом Великим в 800 году. Империя Карла Великого была своего рода «Евросоюзом-1», который объединял основные территории главных государств Европы — Франции, Германии и Италии. Священная Римская империя — феодально-теократическое государственное образование, должна была продолжить эту традицию.

Карл Великий ощущал себя наследником императоров Августа и Константина. Однако в глазах василевсов-правителей Византийской (Ромейской) империи, подлинных и законных наследников древних римских императоров, он был лишь варваром-узурпатором. Так возникла «проблема двух империй» — соперничество между западными и византийскими императорами. Была лишь одна Римская империя, но два императора, каждый из которых претендовал на универсальный характер своей власти. Карл Великий сразу после коронации в 800 г. пользовался длинным и неуклюжим титулом (вскоре забытым) «Карл, светлейший Август, боговенчанный, великий и миролюбивый император, правитель Римской империи». В дальнейшем императоры, начиная с Карла Великого и до Оттона I, называли себя просто «Император Август», без какой-либо территориальной конкретизации. Считалось, что со временем в державу войдет вся бывшая Римская империя, в конечном итоге — весь мир.

Оттона II иногда именуют «Император Август римлян», а начиная с Оттона III это уже непременный титул. Словосочетание «Римская империя» как название государства стало использоваться с середины X в., а окончательно закрепилось в 1034 году. «Священная империя» встречается в документах императора Фридриха I Барбароссы. С 1254 г. в источниках укореняется полное обозначение «Священная Римская империя», а с 1442 г. к нему добавляются слова «Немецкой нации» (Deutscher Nation, лат. Nationis Germanicae) — вначале чтобы отличить собственно немецкие земли от «Римской империи» в целом. В указе императора Фридриха III от 1486 г. о «всеобщем мире» говорится о «Римской империи немецкой нации», а в постановлении Кёльнского рейхстага 1512 г. использована окончательная форма «Священная Римская империя немецкой нации», просуществовавшая до 1806 года.

Каролингская империя оказалась недолговечной: уже в 843 году три внука Карла Великого поделили ее между собой. Старший из братьев сохранил за собой императорский титул, передававшийся по наследству, но после распада Каролингской империи престиж западного императора стал неудержимо угасать, пока и вовсе не погас. Однако проект объединения Запада никто не отменял. После нескольких десятилетий, наполненных бурными событиями, войнами и потрясениями, восточная часть бывшей империи Карла Великого, Восточно-Франкское королевство, будущая Германия, стало наиболее сильной в военном и политическом отношении державой Центральной и Западной Европы. Германский король Оттон I Великий (936-973), решив продолжать традицию Карла Великого, завладел Итальянским (бывшим Лангобардским) королевством со столицей в Павии, а спустя десятилетие добился, чтобы папа короновал его в Риме императорской короной. Таким образом, воссоздание Западной империи, просуществовавшей, непрерывно видоизменяясь, вплоть до 1806 года, явилось одним из важнейших событий в истории Европы и мира, и имело далеко идущие и глубокие последствия.

Римская империя стала фундаментом Священной Римской империи — христианско-теократической державы. Благодаря своему включению в священную историю христианства Римская империя обрела особое освящение и достоинство. Её недостатки постарались забыть. Унаследованная от римской античности идея всемирного господства империи тесно переплелась с притязаниями римского престола на верховенство в христианском мире. Считалось, что император и папа, два высших, призванных на служение самим Богом, представителя Империи и Церкви, должны в согласии править христианским миром. В свою очередь, весь мир должен был рано или поздно попасть под господство «библейского проекта» во главе с Римом. Так или иначе этот же проект определил всю историю Запада и значительную часть мировой истории. Отсюда крестовые походы против славян, балтов и мусульман, создание огромных колониальных империй и тысячелетнее противостояние западной и русской цивилизаций.

Власть императора по самой своей идее была универсальной властью, ориентированной на всемирное господство. Однако в реальности императоры Священной Римской империи повелевали только Германией, большей частью Италии и Бургундией. Но по своей внутренней сути Священная Римская империя являлась синтезом римских и германских элементов, породившим новую цивилизацию, которая пыталась стать во главе всего человечества. От античного Рима папский престол, который стал первым «командным пунктом» (концептуальным центром) западной цивилизации, унаследовал великую идею мироустройства, охватывающего множество народов в едином духовном и культурном пространстве.

Римской имперской идее были присущи цивилизаторские притязания. Расширение империи по римским представлениям означало не просто приращение сферы господства римлян, но и распространение римской культуры (позднее — христианской, европейской, американской, постхристианской-популярной). В римских понятиях мира, безопасности и свободы находило свое отражение представление о более высоком порядке, которое несет культурному человечеству господство римлян (европейцев, американцев). С этой имевшей культурное обоснование идеей империи слилась христианская идея, полностью возобладавшая после падения Западной Римской империи. Из идеи сплочения всех народов в Римскую империю родилась идея объединения всего человечества в христианскую империю. Речь шла о максимальном расширении христианского мира и в защите его от язычников, еретиков и иноверцев, заступивших на место варваров.

Две идеи придавали западной империи особую стойкость и силу. Во-первых, вера в то, что господство Рима, будучи всемирным, должно быть и вечным. Центры могут меняться (Рим, Лондон, Вашингтон…), но империя сохранятся. Во-вторых, связь Римского государства с единоличным правителем — императором и святость императорского имени. Со времен Юлия Цезаря и Августа, когда император принял сан верховного жреца, его личность сделалась священной. Эти две идеи — всемирной державы и мировой религии — благодаря римскому престолу, стали основой западного проекта.

Императорский титул не давал королям Германии больших дополнительных полномочий, хотя формально они стояли выше всех королевских домов Европы. Императоры правили в Германии, используя уже существующие административные механизмы, и очень мало вмешивались в дела своих вассалов в Италии, где их главной опорой являлись епископы ломбардских городов. Начиная с 1046 г. император Генрих III получил право назначать пап подобно тому, как он держал в своих руках назначения епископов в германской церкви. После смерти Генриха борьба с папским престолом была продолжена. Папа Григорий VII утверждал принцип превосходства духовной власти над светской и в рамках того, что вошло в историю как «борьба за инвеституру», продолжавшуюся с 1075 г. по 1122 г., начал наступление на право императора назначать епископов.

Компромисс, достигнутый в 1122 г., не привел к окончательной ясности в вопросе о верховенстве в государстве и церкви, и при Фридрихе I Барбароссе, первом императоре из династии Гогенштауфенов, борьба между папским престолом и империей продолжилась. Хотя теперь главным поводом для противостояния был вопрос принадлежности итальянских земель. При Фридрихе к словам «Римская империя» впервые добавилось определение «Священная». Это был период наивысшего престижа и могущества империи. Фридрих и его преемники централизовали на принадлежавших им территориях систему управления, покорили итальянские города, установили феодальный сюзеренитет над государствами вне империи и по мере германского продвижения на восток распространили свое влияние также и в этом направлении. В 1194 г. к Гогенштауфенам перешло Сицилийское королевство, что привело к полному окружению папских владений землями Священной Римской империи.

Мощь Священной Римской империи была ослаблена гражданской войной, разгоревшейся между Вельфами и Гогенштауфенами после преждевременной смерти Генриха в 1197 году. При папе Иннокентии III Рим доминировал в Европе вплоть до 1216 г. Получив даже право разрешать споры между претендентами на императорский трон. После смерти Иннокентия Фридрих II вернул императорской короне былое величие, однако был вынужден предоставить германским князьям делать в своих уделах все, что им заблагорассудится. Оказавшись от главенства в Германии, он сосредоточил все свое внимание на Италии, с тем чтобы укрепить здесь свои позиции в борьбе с папским престолом и городами, находившимися под властью гвельфов. Вскоре после смерти Фридриха в 1250 г. папский престол с помощью французов наконец-то одолел Гогенштауфенов. В период с 1250 г. по 1312 г. коронаций императоров не происходило.

Тем не менее в том или ином виде империя существовала на протяжении более пяти столетий. Имперская традиция сохранялась, несмотря на постоянно возобновлявшиеся попытки французских королей перехватить корону императоров в свои руки и попытки папы Бонифация VIII принизить статус императорской власти. Но прежняя мощь империи осталась в прошлом. Власть империи ограничивался теперь одной Германией, так как от нее отпали Италия и Бургундия. Она получила новое название — «Священная Римская империя немецкой нации». Последние связи с папским престолом прервались к концу XV в., когда германские короли взяли за правило принимать титул императора, не отправляясь в Рим для получения короны из рук папы. В самой Германии сильно укрепилась власть князей-курфюрстов, а права императора были ослаблены. Принципы избрания на германский трон были в 1356 г. закреплены Золотой буллой императора Карла IV. Семь курфюрстов выбирали императора и использовали свое влияние, чтобы усилить свою и ослабить центральную власть. На протяжении XV столетия князья безуспешно пытались усилить роль имперского рейхстага, в котором были представлены курфюрсты, менее значительные князья и имперские города, за счет власти императора.

С 1438 года императорская корона находилась в руках династии австрийских Габсбургов и постепенно Священная Римская империя стала ассоциироваться с Австрийской империей. В 1519 году король Испании Карл I был избран императором Священной Римской империи под именем Карла V, объединив под своей властью Германию, Испанию, Нидерланды, Сицилийское королевство и Сардинию. В 1556 г. Карл отрекся от престола, после чего испанская корона перешла к его сыну Филиппу II. Преемником Карла как императора Священной Римской империи стал его брат Фердинанд I. Карл пытался создать «всеевропейскую империю», что вылилось в серию жестоких войн с Францией, Османской империей, в самой Германии против протестантов (лютеран). Однако Реформация разрушила все надежды на переустройство и возрождение старой империи. Появились секуляризованные государства и начались религиозные войны. Германия распалась на католические и протестантские княжества. Аугсбургский религиозный мир 1555 года между лютеранскими и католическими субъектами Священной Римской империи и римским королём Фердинандом I, действовавшим от имени императора Карла V, признал лютеранство официальной религией и установил право имперских сословий на выбор вероисповедания. Власть императора стала декоративной, заседания рейхстага превратились в занятые пустяками съезды дипломатов, а империя выродилась в рыхлый союз множества мелких княжеств и независимых государств. Хотя ядро Священной Римской империи — Австрия, ещё долго сохраняла статус великой европейской державы.

Священная Римская империя — основа западного проекта


Империя Карла V в 1555 году

6 августа 1806 г. последний император Священной Римской империи Франц II, уже ставший в 1804 г. императором Австрии Францем I, после военного поражения от Франции, отказался от короны и тем самым положил конец существованию империи. К этому времени Наполеон уже провозгласил себя истинным преемником Карла Великого, и его поддержали многие германские государства. Однако тем или иным образом идея единой западной империи, которая должна господствовать в мире, была сохранена (империя Наполеона, Британская империя, Второй и Третий рейх). В настоящее время идею «вечного Рима» воплощают Соединенные Штаты.


Вас заинтересует

  • «Железом и кровью»: как Пруссия разгромила Австрию
  • Распад Римской империи на Восточную и Западную
  • Войны за веру и Вестфальский мир: уроки для Евразии
  • Сараевское убийство и сегодняшний день
  • Он создал первую империю. Италия отмечает 2000-летие со дня смерти Октавиана Августа



  • Категория: Военная политика / new|Просмотров: 888 | Добавил: Vangan | Дата: 8-08-2016, 17:05 | | | Дополнить статью!
    Рейтинг:
    1 0

    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Забыли пароль?


     
    Журналы
    Журнал оружие
    Самодельные jружия
    Свежие новости
    Виды оружея
    Самодельое оружие

    Самодельные пистолеты пулеметы |Дизайн by Devil_Лайка and Vangan|Vangan media © 2009-2020 Sokduerweapons

    » » » Священная Римская империя — основа западного проекта