На неделе на полигонах Южного военного округа, включая акваторию Чёрного и Каспийского морей, стартовало масштабное стратегическое командно-штабное учение «Кавказ-2016». Десятки кораблей, сотни единиц авиации, бронетехники, артиллерийских и зенитных систем, более 12,5 тысяч военнослужащих всех видов и многочисленных родов войск – от связи до крылатой пехоты.
Перед тем как подробнее коснуться СКШУ «Кавказ-2016», стоит обратить внимание на то, что касается реакции на проведение учений. А реакция эта откровенно сдержанная, причём как внутри России, так и за её пределами. Западная пресса уже не пытается перещеголять друг друга в публикации материалов из серии: «Россия, не предупредив партнёров, проводит учения у рубежей НАТО» или «Россия демонстрирует оскал милитаризма». Ни тебе заявлений об «оскалах», ни тебе выпадов о том, что «на пороге». Даже прибалты, и те помалкивают, отмечаясь разве что дежурными фразами о «российской угрозе», при этом не присовокупляя эти заявления непосредственно к стартовавшим российским маневрам. То ли для себя решили, что «Кавказ-2016» - слишком далеко от границ маленьких, но безумно гордых, прибалтийских республик, то ли пока подбирают слова, чтобы в очередной раз выразить озабоченности.
В самой России реакция на учения тоже сдержанная. Уже нет тех ковыряний из разряда «а была ли проверка боеготовности перед началом учений действительно внезапной или всё-таки по полной боевой – под одеялом?» Нет и залихватских трактовок о том, что «всех порвём», и что «если проводятся командно-штабные учения стратегического плана, то значит – в ближайшие часы или минуты российские десантники возьмут или Киев, или Берлин, или Вашингтон».
Появляются отдельные возгласы: «лучше бы старикам пенсию вместо трат на эти учения заплатили», но в том и дело, что возгласы отдельные... настолько отдельные, что даже в среде либеральных блогеров не всегда они находят горячую поддержку. Людей, которые продолжают увязывать размеры пенсии с проведением учений в нашей стране, можно уличить в том, что они живут категориями каких-нибудь 2011-2012 годов, когда в России в обособленных средах ещё были в моде кастрюли на голове (или вместо головы), а также белые ленточки на гламурных пиНжаках.
Есть полная уверенность в том, что периодичность крупных военных маневров, проводимых министерством обороны России, приучила всех (от всё-пропало-либералов до ура-патриотов) к тому, что это всерьёз и надолго – раз, и при этом является обычной систематичной тренировкой войск – с совершенствований умений и навыков – два. Крупные учения в различных российских округах с переброской военнослужащих даже на многие тысячи километров от мест постоянной дислокации их подразделений (частей) стали нормальной практикой для России. И отношение к этому после лет постсоветской разрухи и в клозетах, и в головах, и в войсках стало отношением как к тому, что стало привычным делом.
На основании этого есть возможность без какого-либо конспирологического внешнего налёта «о десантниках на лужайке перед Белым Домом» и без «да какие учения? так... гремят старым железом...» обсудить, что же в ходе СКШУ «Кавказ-2016» происходит.
А происходит учебно-боевая работа на одном из важнейших направлений, которое уже в истории современной России становилось реальным театром военных действий. Огонь крупной войны на этом направлении погашен огромными силами и средствами, но далеко не у всех этот факт вызывает позитивные эмоции. Есть немало «друзей», которые спят и видят, что Кавказ вновь заполыхал. И не всегда, кстати, «спят», но и активно (и вполне открыто) спонсируют разношёрстные группировки, которые под лозунгами то создания некоего «халифата», то под вопли о «защите прав униженных, оскорблённых и уязвлённых» стараются раздуть пламя. И вот для таких лиц масштабные учения российских войск на Кавказе – как нож по одному месту. Во-первых, любая подготовка российской армии к отражению агрессии для таких лиц – лишняя головная боль. Во-вторых, к учениям активно привлекаются формирования, составленные из местных подразделений, интегрированных в федеральные силовые структуры.
Безусловно, можно понять и тех людей, которые считают, что сама такая интеграция (того же чеченского спецназа) в федеральные структуры – почти что сдача российских интересов – на основании того факта, что многие представители отрядов не так давно сами с оружием в руках противостояли российским войскам в ходе двух Чеченских кампаний. Однако здесь нужно задаться вопросом, а в чём собственно сегодня российские интересы заключаются.
Если в том, чтобы «око за око, зуб за зуб», то в таком случае на повестку дня снова встанет деструктивный посыл 90-х «Хватит кормить Кавказ» (потом «хватит кормить Урал», «хватит кормить Москву, Сибирь» и т.д.). Если же интересы России заключаются всё же в том, чтобы страна сохраняла своё единство и шла по пути развития на основании учёта интересов всех регионов и национальностей, тогда пора всё же переосмыслить само значения кавказских вооружённых конфликтов для России. А особенно нужно это сделать при учёте того факта, что личностям, погрузившим в своё время страну в хаос усобицы, открыты огромные Центры, по территории и наполнению многократно превосходящие все отечественные музеи памяти о жертвах и героях таких конфликтов.
Теперь, собственно, о ходе учений.
Генштаб МО РФ организовал несколько сегментов для проведения учений: морские и сухопутные. Так, на краснодарском и североосетинском полигонах Молькино и Тарское мотострелковые соединения ЮВО и ЗВО провели операцию по окружению и уничтожению условного противника. К операции по уничтожению группировки, оказаывшейся в огневом котле, были привлечены военнослужащие российской военной базы, дислоцированной в Республике Абхазия. Уничтожение условного противника велось с использованием БМП-3, БТР-80А, танков Т-72БМ и Т-90А, самоходных гаубиц «Мста-С», реактивных систем залпового огня, зенитных ракетных установок.
Силы Черноморского флота и Каспийской флотилии провели учения в составе разнородных группировок, корабельных ударных групп, а также отрядов десантных кораблей. В ходе маневров задействованы боевые корабли различного класса – фрегаты, малые ракетные корабли и ракетные катера. Проведены учения корабельных боевых расчётов, решены задачи аварийно-спасательного характера, а также задачи по противолодочно-диверсионной и противоминной обороне.
В ходе СКШУ «Кавказ-2016» задействованы и крымские полигоны. Так, экипажи самолётов ВКС Западного военного округа провели бомбометание и отработали взлётно-посадочные мероприятия на незнакомых аэродромах.
Из сообщения пресс-службы главного оборонного ведомства:
Экипажи самолетов Западного военного округа (ЗВО) отработали групповые и одиночные взлёты с незнакомого аэродрома, ведение воздушного боя с применением ракетного и пушечного вооружения, а также уничтожение наземных объектов с использованием авиационных бомб П-50Т. Эти бомбы, предназначенные для обучения летного состава, при попадании в цель не взрываются, а дают цветной светодымовой сигнал как обычная петарда.
Целью летно-тактического учения (ЛТУ) является совершенствование мастерства пилотов при работе с оперативного аэродрома над незнакомой местностью. В нем было задействовано 6 истребителей МиГ-29, перебазированных из Курска в Армавир. В ходе ЛТУ экипажи сбросили 12 учебных авиабомб.
К учениям привлечены военнослужащие Воздушно-десантных войск, решающие поставленные задачи с использованием нового оборудования и техники, поступивших в войска.
Сообщение МО РФ:
В учении задействованы современные боевые машины десанта БМД-2КУ, оснащенные огневыми комплексами, новейшими цифровыми комплексами разведки, управления и связи «Стрелец», интегрированными с автоматизированными системами управления войсками (АСУВ) в тактическом звене «Полёт-К» и «Андромеда-Д».
Учебно-боевые маневры в рамках СКШУ «Кавказ-2016» - один из шагов по обеспечению безопасности и защиты национальных интересов страны.
А по поводу "мало воя" и "вялых озабоченностях"... Так «партнёры» вроде как привыкают, острота внимания притупляется... Не притупилась ещё? Ну да ничего - для таких у Минобороны есть всё - и запас терпения, и кубышка непредсказуемости.
Вас заинтересует
На Северном флоте стартовало учение с высадкой десанта и боевой стрельбой
Корабли ЧФ и Каспийской флотилии вышли на учения в рамках внезапной проверки Южного округа
Десантные подразделения ЮВО выдвигаются в назначенные для учений районы
Три МРК Каспийской флотилии вышли на учения
Учения войск Западного военного округа