В Китае функции главного органа в системе государственного оборонного
заказа с сентября 2015 года выполняет Департамент вооружений и военной
техники Центрального военного совета КПК. Ранее структура имела
несколько иное название – Главное управление вооружений и военной
техники (ГУ ВВТ) НОАК.
Мы решим все вопросы связанные с законом. А для фирм предоставляем грамотное юридическое обслуживание, подробнее по ссылке
http://юристдона.рф/yuridicheskie-uslugi/yuridicheskoe-obslushivanie. Именно это управление, созданное в апреле
1998-го, решило задачу систематизации военного снабжения. Офицеры ГУ ВВТ
осуществляли контроль гражданских предприятий, выполнявших оборонные
заказы (по аналогии с российскими военпредами). Однако нельзя сказать,
что именно так было обеспечено качество продукции военного назначения.
Особенно это касается изделий для подразделений ПВО и ВМС.
На Департамент ВВТ возложен комплекс задач, имеющих целью обеспечить высокий уровень технических разработок:
формулирование требований к ВВТ;
планирование финансирования разработок и закупок ВВТ для нужд НОАК в ближней, средне- и долгосрочной перспективе;
сопровождение процесса от НИОКР до поставки ВВТ в части и подразделения НОАК;
оценка надежности и эффективности систем вооружений, организация обучения технического персонала частей и подразделений;
организация
визитов офицеров, технических специалистов и руководителей НОАК на
зарубежные оборонные предприятия и выставки вооружений;
наблюдение за оружейными контрактами, заключаемыми иностранными государствами;
обеспечение военно-технической помощи дружественным государствам (Северная Корея, Мьянма, Иран, Пакистан).
В подчинение Департамента ВВТ переданы следующие подразделения:
Информационный
центр оборонной науки и технологии, занимающийся анализом открытых
источников сведений о вооружениях и военной технике других государств и
предоставляющий результаты предприятиям национального ОПК;
Комитет по
науке и технологиям – консультативный орган, в состав которого входят
сотрудники НИИ, занятые анализом технических проблем китайского ОПК и
поиском решений.
Департамент ВВТ подчинен ЦВС КПК, таким образом
обеспечен систематический партийный контроль деятельности предприятий
национального ОПК. В 2011 году принято совместное постановление
Госсовета КНР и ЦВС КПК, в соответствии с которым органам
государственной власти были предоставлены серьезные полномочия по
надзору над оборонными концернами, в том числе для предотвращения утечки
секретной информации.
В распоряжении Департамента ВВТ десять
опытно-тренировочных баз для проведения испытаний новейших образцов,
которые предполагается принять на вооружение НОАК.
Гусеничный север
Специфика
системы ОПК КНР состоит в ее двухкомпонентности – производство
продукции военного и двойного назначения осуществляется как на
предприятиях, входящих в состав 12 корпораций, так и на номерных заводах
НОАК (более 300).
Самая
крупная из оборонных корпораций – «Китайская северная группа компаний»
(или «Норинко»), состоящая из 140 фирм, заводов, НИИ и отделов (300
тысяч сотрудников), которые работают над созданием новейших образцов:
бронетехники (танков, БМП, БТР);
артиллерийских орудий и реактивных систем залпового огня (самоходных и буксируемых);
инженерной техники;
тяжелого и легкого стрелкового вооружения.
«Норинко»
поставляет для бронетанковых подразделений сухопутных войск НОАК ОБТ
«Тип-96». Именно на них китайские военнослужащие выступают на танковом
биатлоне в России. Конструкторы и инженеры корпорации учли недостатки,
выявленные на соревнованиях 2014 и 2015 годов, и к нынешним стартам
подготовили фактически новую машину под обозначением «Тип-96Б». Танк
оснащен восьмицилиндровым турбодизельным двигателем 8V150 (максимальная
мощность 1500 л. с.), комплексной гидравлической трансмиссией,
облегченными опорными катками с высокопрочной резиной, новыми
демпферами. По данным СМИ КНР известно, что на «Тип-96Б» установлено
новое орудие калибра 125 миллиметров. Многоканальная система управления
огнем позволяет командиру и наводчику действовать в режиме «охотник –
стрелок». Возможен обстрел движущейся мишени фугасным или
бронебойноподкалиберным снарядом на дальности до 2800 метров в любое
время суток и в сложных метеоусловиях.
Кроме того, на
предприятиях корпорации осуществляется выпуск широкой номенклатуры
боеприпасов для всех типов и моделей вооружения НОАК. Следует отметить,
что хотя корпорация располагает собственным испытательными центрами и
стендами, тестирование образцов проводится также на семи полигонах
межвидовой подготовки НОАК.
Колесный юг
«Китайская
южная группа компаний» – второй по значимости производитель вооружений
для всех родов и видов войск НОАК. На 60 предприятиях работают 180 тысяч
сотрудников. «Южная корпорация» сосредоточила свои усилия на создании
легкобронированной колесной техники на базе иностранных платформ от
компаний «Дженерал моторс», «Форд», «Исудзу» и прочих. Кроме того,
сотрудники корпорации ведут ОКР по созданию лазерного, акустического и
светошумового вооружения в интересах НОАК и Народной вооруженной полиции
(НВП, аналог Федеральной службы Войск Национальной гвардии и МЧС РФ
вместе взятых). В компаниях-подрядчиках активно разрабатывается
вездеходная колесная техника. За последние два-три года на вооружение
горнострелковых подразделений НОАК и спецназа НВП поставлен вездеход
«Горный кот» с колесной формулой 8х8, который обеспечивает переброску
отряда из пяти военнослужащих и одновременно служит платформой для
автоматического гранатомета калибра 35/40 миллиметров. Одно из
перспективных направлений – разработка амфибий для нужд НВП,
обеспечивающих охрану водного транспорта в приграничной полосе и
объектов водной энергетики.
Задавят дедвейтом
Китайская
кораблестроительная промышленная корпорация, по данным из открытых
источников, объединяет 48 предприятий в 20 провинциях КНР и насчитывает
95 тысяч сотрудников. Основная часть работ выполняется на
судостроительных заводах в Даляни, Шанхайгуани, Ухани, Чжаньцзяне.
Обращает на себя внимание темп строительства надводных кораблей
различных классов. За последние восемь лет ВМС страны переданы 21
сторожевик (проект 054А), 13 эсминцев (проект 052, модификации «С» и
«Д»), 4 десантных вертолетоносных корабля-дока (ДВКД, проект 071), 23
корвета (проекты 056 и 056А). Суммарное водоизмещение только
перечисленных образцов – 276 600 тонн. Существует план модернизации ДВКД
– будет усилено вооружение, увеличены объемы отсеков для хранения
грузов, установлены выдвижные краны-стойки для облегчения такелажных
работ.
За последние пять лет серьезно расширились возможности
китайского флота по обеспечению действий в дальних океанских походах.
Приняты на вооружение четыре универсальных транспорта снабжения (УТС)
проекта 903А, два УТС проекта 904В, передан на испытания самый большой в
истории ВМС НОАК океанский стратегический транспорт проекта 901
водоизмещением от 45 до 50 тысяч тонн.
Специалисты корпорации
проводят модернизацию эскадренных миноносцев проектов 051С и 956, тогда
как текущий ремонт и обслуживание возложены на номерные заводы НОАК.
Китайская
государственная кораблестроительная корпорация объединяет 60
подразделений (НИИ, конструкторских бюро и судостроительных
предприятий), на которых работают 140 тысяч сотрудников. Их основные
усилия сосредоточены на проектировании и строительстве судов различного
назначения, а именно:
корабельных измерительных комплексов серии
«Дальний дозор» (обеспечивают управление космическими аппаратами,
осуществляют наблюдение за иностранными искусственными спутниками
земли);
судов-ракетовозов (обеспечивают доставку элементов РН
«Великий поход-5/7» с предприятий в Тяньцзине до новейшего и самого
южного космодрома КНР, расположенного на Хайнане);
разведывательные корабли проектов 815 и 815А;
гидрографические суда проектов 636А, 639, 639А;
суда проектов 909, 909А и др.
Ловцы «Рапторов»
Китайская
корпорация электронных технологий объединяет около 100 предприятий и
организаций, насчитывая примерно 110 тысяч человек. Подразделения
осуществляют разработку и производство систем управления и связи, систем
радиоэлектронной борьбы, оборудование обнаружения и предупреждения –
РЛС, сканеры физических полей, металлоискатели и т. д. Следя за
развитием малозаметной истребительной и бомбардировочной авиации в США и
Японии, китайские конструкторы ведут активные разработки в области
трех- и двухкоординатных мобильных РЛС различных диапазонов, позволяющих
обнаруживать американские F-22A и F-35.
К подобным станциям
можно отнести модели JL3D-91B, JL3D-90A, а также 440Е и 843Е, которые
засекают упомянутые самолеты в условиях сложной электромагнитной
обстановки на расстоянии до 500 километров. Подобная дальность
обнаружения позволяет подразделениям ПВО ВВС НОАК, дислоцированным в
провинции Шаньдун, фиксировать взлеты истребителей F-22A «Раптор» с
авиабаз в Южной Корее, а также осуществлять круглосуточный мониторинг
«зоны опознавания ПВО Восточно-Китайского моря». Кроме того, корпорация
выпускает РЛС дальнего обнаружения (REL-4, REL-3), береговые (RES-1A,
REL-2A, REX-1), для противорадиолокационных ракет, низколетящих
надводных целей.
Полное понимание спектра производимой продукции
корпорации дает ежегодная международная выставка электронной техники в
сфере национальной обороны, которая проводится в Пекине. В этом году она
проходила с 11 по 13 мая. Подразделения корпорации представили
некоторые новые продукты:
системы связи и управления действиями боевых пловцов;
переносные РЛС для мотострелковых подразделений;
запреградные детекторы биомассы и металлоискатели;
высокопроизводительные системы передачи и ретрансляции данных по каналам космической связи и в микроволновом диапазоне;
модульные системы постановки помех;
многоканальные системы обработки данных и управления действиями подразделений полиции при проведении охранных мероприятий.
Поднебесный «курчатник»
О
Китайской национальной корпорации ядерной энергии и Китайской
инженерно-строительной корпорации ядерной энергии информации мало.
Специалисты первой организации взаимодействуют с НИИ ракетных войск (РВ)
НОАК в работе над компактными маневрирующими ядерными головными частями
под обозначением WU-14 (по другим данным – DF-ZF). Из
специализированных военно-технических изданий КНР известно, что ОКР по
данной тематике уже перешли в стадию испытательных пусков, которыми
подтверждена возможность маневрирующих головных частей изменять высоту
полета в коридоре от 200 до 100 километров над поверхностью земли, а
также скорость от 10 до 6 Маха, что не позволяет вычислительным системам
ПРО противника определить точный курс головной части и выявить ложную
цель при пролете группы подобных боеприпасов. В отношении второй
корпорации известно, что ее специалисты проходят подготовку в
строительных управлениях РВ НОАК, задействованных на сооружении
подземных пунктов управления, баз хранения и пусковых шахт для
межконтинентальных баллистических ракет.
В мае 1999-го был принят
план развития ОПК КНР под обозначением «995». Авиапромышленным
корпорациям предписывалось создать истребитель четвертого поколения,
способный противодействовать американскому F-22А «Раптор», высотные
истребитель и дальний истребитель-бомбардировщик пятого поколения,
многофункциональный истребитель пятого поколения, сверхзвуковой высотный
стратегический бомбардировщик-ракетоносец, транспортный самолет в двух
вариантах по типу С-17 «Глоубмастер» и С-5 «Гэлакси».
В перечень задач авиастроителей входит модернизация самолетов истребительной и бомбардировочной авиации.
Купить, украсть или придумать?
Китайская
авиапромышленная корпорация № 1 (английское обозначение AVIC 1) –
второй по штатной численности (240 тысяч человек) оружейный концерн КНР.
В его составе более ста НИИ, фабрик и заводов, которые разрабатывают,
тестируют и производят боевые самолеты для ВВС КНР. Основная продукция
«Первой авиапромышленной»: истребители «Цзянь-10А, Б», «Цзянь-11Б, БС»
(копия Су-27), палубные «Цзянь-15» (копия Су-33),
истребители-бомбардировщики «Цзянь-Хун-7А, Б» и «Цзянь-16Б» (копия
Су-30МКК2), бомбардировщики «Хун-6 H,K».
Примечательно, что при
всех успехах с копированием российской боевой техники в среде китайских
авиастроителей существуют полярные взгляды на то, как развивать отрасль.
Часть конструкторов, инженеров и военных указывает на необходимость
собственных ОКР, которые будут способствовать развитию национального
ОПК. Другие выступают за продолжение приобретения современной
авиационной техники у российских производителей по причине ее надежности
и доступности в сравнении с западной продукцией. Указывая на качество
изделий из РФ и наличие специалистов, способных копировать разработки на
авиазаводе в Шэньяне (провинция Ляонин), сторонники второго подхода
приводят как аргумент затянувшуюся реализацию программы истребителя
пятого поколения «Цзянь-20», стоимость производства которого на треть
выше, чем американского F-22A «Раптор». Следует отметить, что за
подобные неудовлетворительные экономические показатели и низкие ТТХ были
отправлены в отставку руководители проекта и несколько ведущих
конструкторов.
Производство учебно-тренировочных, транспортных,
самолетов ДРЛО и вертолетов для НОАК отнесено к ведению Китайской
авиапромышленной корпорации № 2. В ее составе 78 предприятий и НИИ.
Общая численность сотрудников – около 160 тысяч. «Вторая
авиапромышленная» обладает большим опытом создания экспортных вариантов
самолетов для покупателей из стран Ближнего Востока, Латинской Америки и
Африки. В настоящее время усилия сотрудников корпорации направлены на
доведение до ума первого среднего транспортного самолета с реактивными
двигателями «Юнь-20», который задумывался как альтернатива российскому
Ил-76МД и конкурент американскому С-17 «Глоубмастер». Следует отметить,
что ОКР и испытания «Юнь-20» прошли несколько быстрее в сравнении с
другими проектами, что позволило принять первые четыре образца на
вооружение военно-транспортной авиации (ВТА) ВВС НОАК.
К
перспективным проектам «Второй авиапромышленной» следует отнести
средний турбовинтовой транспортный самолет «Юнь-30», призванный
составить конкуренцию на международном рынке американскому С-130 «Супер
Геркулес», а также обеспечивающий транспортировку техники и личного
состава в районы, где взлетно-посадочные полосы не имеют бетонного
покрытия либо недостаточно длинны. Кстати, основу ВТА ВВС НОАК
составляют устаревшие «Юнь-8» (копия советского Ан-12) и для их замены
налажен выпуск самолетов «Юнь-9», которые оснащены четырьмя ТВД
«Воцзян-6С» по 5100 лошадиных сил каждый. Мощность перспективного
двигателя «Воцзян-16», предназначенного для «Юнь-30», должна составить
более 5200 лошадиных сил, к тому же вес силовой установки будет снижен,
что позволит перевозить до 30 тонн груза на дальность до шести тысяч
километров.
Известно, что ВВС НОАК для обеспечения дальнего
радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) используют
российские самолеты А-50, которые оснащены израильскими РЛС серии EL/M,
однако китайские стратеги осознают необходимость создания собственного
образца, сопоставимого по тактико-техническим характеристикам. И на базе
первого отечественного пассажирского самолета С919 разрабатывается
версия ДРЛОиУ под обозначением «Кунцзин 900», которая будет оснащена РЛС
с АФАР.
Следует отметить, что именно на предприятиях этой
корпорации собирают самолет-амфибию нового поколения «Сяолун-600» для
нужд ВМС НОАК, точнее – противолодочного патрулирования акваторий
Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей. Радиус района
патрулирования составляет 1500–2000 километров при скорости 470
километров в час, первыми пунктами постоянного базирования новой амфибии
станут военно-морские базы на острове Хайнань и в районе Циндао. Кроме
того, сотрудники компаний-партнеров осуществляют ОКР по первому боевому
экраноплану с максимальным взлетным весом 200–220 тонн под обозначением
«Морской орел 680». В его конструкции китайские проектировщики намерены
учесть опыт советских инженеров, полученный в работе над проектом
«Каспийского монстра» и другими аналогичными образцами. Основным плюсом
подобной техники в КНР считают малую радиолокационную заметность, что
позволит приближаться к надводным кораблям противника на расстояние
пуска торпед. Китайские специалисты внимательно наблюдают за
возобновлением работ по экранопланам в РФ.
Двигатель шпионажа
Китайская
авиадвигательная корпорация была включена в число ключевых предприятий
ОПК только в этом году после подтверждения информации о создании нового
сплава для турбореактивных двигателей истребителей пятого поколения.
Известно, что ориентиром для китайских конструкторов выступает
американский F119-PW-100, устанавливаемый на F-22A.
Специалисты
из Поднебесной остро нуждаются в сведениях о передовых западных и
российских (АЛ-41Ф, АЛ-51) разработках. Двигатели АЛ-31 и американские
F110-GE-129 ранних серий уже изучены, по F100-PW-229, F110-GE-100,
F110-GE-134 и F118-GE-100 получено огромное количество информации
благодаря деятельности офицеров нелегальной разведки КНР на территории
Соединенных Штатов и регулярным атакам китайских военных хакеров на базы
данных компаний «Дженерал электрик» и «Пратт энд Уитни». Спецслужбы США
подтверждают факты покушений китайских киберспециалистов на электронные
ресурсы «Локхид Мартин», «Нортроп Грумман» и «Бритиш Аэроспейс». Цель –
получение информации об F-35 «Молния-2», который комплектуется
турбореактивным F135-PW-100. По оценкам китайских специалистов, именно
на базе F135 в США будет разработан двигатель для перспективного
стратегического бомбардировщика В21, который поступит на замену
устаревающим В52 и В1В. Получение доступа к конструкторской документации
по двигателям серий F135 и F119 позволит создать модификацию
собственной разработки под обозначением WS-15 с максимальной тягой на
форсаже 18 тысяч килограмм-силы. Такие двигатели будут устанавливаться
на истребителях-бомбардировщиках пятого поколения, а также на самолетах с
укороченными взлетом-посадкой.
Китайских специалистов интересуют
и российские разработки в области газотурбинных двигателей для
вертолетов, поскольку на протяжении последних 20 лет наблюдается
зависимость от поставок подобной техники из Европы и США. Так, основной
ударный вертолет армейской авиации СВ НОАК «Учжи-10» оснащен двигателем
РТ6С-67С американской компании «Пратт энд Уитни». С учетом эффективности
ВКС РФ на территории Сирии и надежности двигателей ВК-2500 вертолетов
Ка-52 «Аллигатор» китайские специалисты планируют приобрести опытную
партию этих моторов или начать совместные ОКР.
Необходимо
признать, что НОАК не заинтересована в приобретении российских
вертолетов. Военные разделяют мнение своих конструкторов, что будущее
боевой армейской авиации за конвертопланами, которые обладают большей
скоростью и грузоподъемностью. Офицеры управлений технической разведки
родов войск НОАК активно собирают информацию о подобных разработках в
США, которые выполняются по программе «Будущий вертикальный подъем», а
также по теме «Продвинутый доступный газотурбинный двигатель».
С марсианским замахом
Китайская
аэрокосмическая научно-техническая корпорация объединяет усилия 20 НПО.
120 тысяч сотрудников работают по двум направлениям:
проектирование
и изготовление вооружения и военной техники (боеприпасов для РСЗО WS-1,
1B, 2 и А100, ракет для ЗРК LY-60 и FN-6, высокоточных авиабомб серии
FT, беспилотных летательных аппаратов серии СН);
проектирование и изготовление РН «Великий поход».
К
новинкам корпорации необходимо отнести ракету «Великий поход-5»,
которая существует в шести вариантах, предназначенных для вывода от 10
до 25 тонн полезной нагрузки на низкие околоземные (НОО) и от 6 до 14
тонн на геостационарные переходные орбиты (ГПО). Это результат
экспериментов китайских конструкторов по сочетанию разного количества
двигателей, работающих на водородном топливе (YF-77, тяга – 50 тонн) и
кислородно-керосиновой смеси (YF-100, тяга – 120 тонн), что позволяет
формировать ракету-носитель по модульному принципу.
Как пример
высокого уровня ракетостроителей КНР стоит привести РН «Великий
поход-3В/Е», которая позволяет выводить на ГПО высотой 36 тысяч
километров космические аппараты весом до шести тонн, а именно
разведывательные спутники серии «Дунфанхун» («Красный восток»).
Китайская
аэрокосмическая промышленная корпорация объединяет 20 научно-проектных и
производственных организаций. В них трудится около 137 тысяч человек.
Основная задача – разработка и изготовление искусственных спутников
Земли военного, двойного и гражданского назначения в интересах КНР и
зарубежных партнеров (Алжир, Венесуэла, Египет, Пакистан, Шри-Ланка).
Благодаря трем действующим космодромам китайские специалисты способны
осуществлять 15 и более запусков ракет-носителей с выводом полезной
нагрузки на низкие околоземные, геостационарные переходные и
солнечно-синхронные орбиты в зависимости от назначения космического
аппарата (КА). Специалисты корпорации разрабатывали и конструировали все
пилотируемые аппараты серии «Шэньчжоу» для орбитальных экспедиций. По
данным из открытых источников, до конца 2016 года в КНР будут выполнены
девять запусков РН «Великий поход-2Ф, 3В, 4С» и новейших «Великий
поход-5». Планируется вывести на орбиту десять искусственных спутников
Земли, обитаемый модуль «Тяньгун-2» и обеспечить полет пилотируемого
корабля «Шэньчжоу-11».
Китайские специалисты подготовили план
пусков на 2017–2023 годы. В этот срок должно быть выполнено формирование
космической станции (КС) КНР. Она предположительно будет иметь общий
вес 90 тонн и висеть на НОО на высоте от 340 до 450 километров.
Продолжительность работы КС составит десять лет. Постоянный экипаж – три
человека, переменный – шесть.
В составе станции будут
центральный отсек и два испытательных. Стыковочный узел позволит
разместить два транспортных корабля одновременно, и в перспективе именно
КС станет форпостом для пилотируемых полетов на Луну и Марс.
Специалисты
корпорации принимали самое активное участие в создании новейшей РН
«Великий поход-7», первый пуск которой ожидается в третьем квартале 2016
года. Такой ракетой на НОО будут выводиться КА весом 5,5/7,5/13,5
тонны, а на ГПО весом 1,5/2,4/4,5/7,0 тонн. В качестве топлива в РН
нового поколения используются керосин и жидкий кислород.
Для
запуска легких КА (весом до 1000 кг) на солнечно-синхронную орбиту (700
км) с космодрома Вэньчан (Хайнань) планируется использовать РН «Великий
поход-6».
Подчеркнем, что вышеупомянутые корпорации ОПК КНР имеют разрешение на ведение импортно-экспортной деятельности.
Больше товаров с военной выправкой
С
приходом к власти председателя ЦК КПК Си Цзиньпиня усилилась работа по
расширению номенклатуры продукции гражданского назначения, выпускаемой
предприятиями ОПК. Свидетельство этого процесса – принятые 21 июля этого
года на заседании Госсовета и ЦВС КПК «Мнения о развитии оборонной
промышленности и экономическом строительстве». В соответствии с данным
документом руководителям ОПК рекомендовано привлекать национальные
инвестиции, положительно относиться к переносу технологических решений в
гражданскую промышленность, способствовать реализации
общегосударственных и региональных экономических проектов, наладить
выпуск техники для обеспечения безопасности воздушного сообщения.
Поводом
для «Мнений…» стали доклады, подготовленные соответствующими
подразделениями Госсовета, в которых отмечается готовность национальных и
иностранных компаний приобретать гражданскую продукцию, изготовленную с
использованием высоких стандартов военной техники. Действительно,
основными достоинствами китайских изделий двойного и гражданского
назначения остаются сравнительно низкая стоимость и соответствие
заявленным тактико-техническим характеристикам, что крайне важно для
покупателей из стран Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки.
Вас заинтересует
Практика гофаншэн
Фоторепортаж из 10-й бомбардировочной дивизии ВВС НОАК
Двигатель сотрудничества
Малое оружие для большой армии
Китай разрабатывает дальний стелс-бомбардировщик