Китайские военно-воздушные силы вместе со всей армией страны в последнее
время проходят радикальное качественное обновление, ведущееся очень
высокими темпами.
С 2016 года ВВС разделены на пять территориальных командований, заменивших семь бывших военных округов.
Вот отличный женский журнал
http://ju-nona.ru/.
В
целом в ВВС сохраняют традиционную структуру и состоят из дивизий,
каждая из которых имеет в составе три (иногда два) авиаполка. Полк
вооружен самолетами или вертолетами одного типа, в дивизии могут быть
полки с разными самолетами. В последнее время несколько дивизий
расформировано, а входившие в их состав полки переименованы в бригады
(по составу идентичные прежнему полку).
Северное
командование включает соединения бывших Шэньянского и Цзиннаньского
военных округов. Это восемь дивизий, четыре авиационные бригады, две
зенитно-ракетные и зенитно-артиллерийская бригады, радиотехнический
полк.
Центральное командование включает соединения бывших Пекинского и части Ланьчжоуского военных округов.
Учебно-испытательный
центр находится в двойном подчинении Центрального командования и
командования ВВС и включает четыре бригады: 170, 171, 172 и 175-ю. 34-я
дивизия также находится в двойном подчинении, в нее входят 100, 101 и
102-й полки, оснащенные транспортными, пассажирскими и специальными
самолетами и вертолетами. Кроме того, в составе ВВС Центрального
командования имеются четыре дивизии, разведывательный авиаполк,
пилотажная группа «1 августа», 4, 5, 6 и 7-я дивизии ПВО, 9-я
радиотехническая бригада.
Западное командование включает
соединения бывших Чэндуского и большей части Ланьчжоуского военных
округов. В его составе пять дивизий, четыре авиационные и одна ПВО
бригады, три зенитно-ракетных полка.
Южное командование
сформировано на основе бывшего Гуаньчжоуского военного округа. В его
составе – пять дивизий, три авиационные бригады, вертолетный полк в
Гонконге, бригада боевых БЛА, две зенитно-ракетные бригады и
зенитно-ракетный полк.
Восточное командование сформировано на
основе бывшего Нанкинского военного округа. В его составе – пять
дивизий, четыре авиационные, одна боевых БЛА, две зенитно-ракетные
бригады.
Как и другие виды НОАК, ее ВВС оснащены копиями старой и
новой советской, российской и в меньшей степени западной (в основном
французской) техники, а также собственными разработками. Современные
образцы достаточно быстро заменяют старые, хотя последние пока
доминируют.
Бомбардировщик Н-6 изначально – копия советского
Ту-16, который был создан еще в 50-е годы и к настоящему времени очень
сильно устарел. Однако в Китае появились модернизированные варианты
Н-6Н/М/К с новыми двигателями и увеличенной дальностью полета. Эти
самолеты способны нести КРВБ CJ-10, которые могут оснащаться ядерными и
обычными БЧ и применяться против наземных и надводных целей. В настоящий
момент на вооружении остается лишь один старый бомбардировщик Н-6А,
несущий ядерные авиабомбы В-5 (их имеется не менее 120), еще 91 Н-6
ранних серий находятся на хранении. В строю до 147 новых Н-6 (до 75 Н,
до 18 М, до 53 К; еще 12 Н на хранении), их производство продолжается.
Количество КРВБ CJ-10 и ядерных БЧ к ним неизвестно.
Фронтовым
бомбардировщиком ВВС НОАК является JH-7А. Насчитывается до 140 таких
машин, их производство продолжается. Кроме обычного авиационного
вооружения они способны нести ядерные бомбы В-4 (в арсеналах их не менее
320).
Штурмовик Q-5 создан в Китае на базе истребителя J-6
(копия старого советского МиГ-19) во многих модификациях. В настоящее
время остается на вооружении до 162 Q-5 последних модификаций (J/K/L).
Они также могут нести ядерные авиабомбы В-4. Не менее 58 Q-5 – на
хранении.
Основу истребительной авиации ВВС НОАК составляют
тяжелые истребители семейства Су-27/J-11/Су-30/J-16. В России было
приобретено 36 Су-27СК, 40 учебно-боевых Су-27УБК и 76 Су-30МКК. В самом
Китае произведено по лицензии 105 J-11А (копия Су-27СК), а затем начато
безлицензионное производство J-11В и его учебно-боевого варианта
J-11BS. Также разворачивается безлицензионное производство J-16 (копия
Су-30), который пока поступает в морскую авиацию. Сейчас на вооружении
ВВС НОАК 67 Су-30 и до 266 Су-27/J-11 (от 130 до 134 Су-27СК и J-11А, от
33 до 37 Су-27УБК, до 82 J-11В, от 13 до 17 J-11BS), производство
J-11B/BS продолжается.
Современный
легкий истребитель ВВС НОАК J-10 создан на базе израильского «Лави»
(который в свою очередь проектировался на основе американского F-16), но
с использованием российского и китайского оборудования. В настоящее
время на вооружении до 265 J-10 (до 190 J-10А, от 40 до 45 учебно-боевых
J-10S, 30 J-10 новых модификаций – 18 В, 12 С), производство
продолжается.
Наиболее массовым самолетом ВВС НОАК долгое время
оставался J-7, который изначально был создан как копия МиГ-21 и
выпускался в Китае во множестве модификаций. Сейчас на вооружении
остается примерно 300 J-7, а более 200 J-7 и JJ-7 выведены из состава
боевых частей и находятся на хранении, часть переделывается в боевые
БЛА.
По уровню развития беспилотной авиации Китай входит в тройку
сильнейших стран мира вместе с США и Израилем. Кроме многочисленных
разведывательных БЛА созданы ударные «Илонг», WJ-600, «Лицзянь», серия
СН. Кроме того, в боевые беспилотники переделываются списываемые
истребители J-7 и J-6. Эти машины будут применяться для прорыва ПВО
противника (как камикадзе, на которые противник вынужден тратить ЗУР).
Первые
китайские самолеты ДРЛО созданы на базе транспортного Y-8 (прототип
которого – советский Ан-12). Это четыре Y-8T, три KJ-500 и шесть KJ-200
(он же Y-8W). Кроме того, приобретены в России пять KJ-2000, созданных
на базе российского А-50, но с китайской РЛС.
Самолеты РЭБ созданы на базе того же Y-8, всего их от 20 до 24. Также имеется семь самолетов РЭР Y-9JB/XZ/G.
Для
обеспечения испытаний баллистических ракет используются два
«Боинг-737», три американских же «Лирджет-35» и два «Лирджет-36», пять
Ту-154 (еще два на хранении).
В качестве заправщиков используется
восемь Н-6U (модификация бомбардировщика Н-6) и три советских Ил-78,
будет приобретено еще пять.
Транспортные и пассажирские (VIP)
самолеты – 12 «Боинг-737», 3 А-319, 7 Ту-154 (еще до 3 на хранении), 20
Ил-76, по 5 канадских CRJ-200ER и CRJ-700, 7 CRJ-702, не менее 5
новейших отечественных Y-20, 57 Y-8C, 7 Y-9, до 20 Y-11, 8 Y-12, 61 Y-7
(копия Ан-24, еще 2–6 на хранении), минимум 36 Y-5 (копия Ан-2, еще не
менее 4 на хранении). Постепенно списываются Ту-154, Y-5, Y-7, Y-8,
приобретаются в России Ил-76, производятся Y-9, в ближайшее время будет
начато серийное производство первого китайского тяжелого транспортного
самолета Y-20.
Значительная часть вертолетов ВС НОАК состоит на
вооружении армейской и морской авиации. В ВВС имеется небольшое
количество транспортных, пассажирских и спасательных машин: 6–9
французских AS332L, 3 европейских EC225LP, до 35 российских Ми-8 (еще до
6 на хранении) и 12 Ми-17, 17 Z-9В (копия французских SA365), 12–24 Z-8
(копия французских SA321).
Основу наземной ПВО ВВС НОАК
составляет российская ЗРС большой дальности С-300, которая приобретена
Китаем в количестве 25 дивизионов (по 8 ПУ в каждом, по 4 ЗУР на ПУ) в
трех модификациях. Это один полк (2 дивизиона) С-300ПМУ (аналог наиболее
старой модификации этой ЗРС – С-300ПТ), два полка (по 4 дивизиона)
С-300ПМУ1 (С-300ПС), четыре полка (15 дивизионов: 3 полка по 4
дивизиона, 1 полк – 3 дивизиона) С-300ПМУ2 (С-300ПМ). На базе С-300
создана китайская ЗРС HQ-9 (хотя полной копией нашей системы она не
является). Сейчас на вооружении имеется не менее 12 дивизионов (по 8 ПУ
по 4 ЗУР) этой ЗРС, производство продолжается.
К ЗРК средней
дальности относится HQ-12 (KS-1A) собственной разработки. На вооружении
не менее 20 батарей (по 4–6 ПУ, по 2 ЗУР на каждой). Начались поставки
ЗРК HQ-16 (LY-80Е), созданного с использованием технологий российского
«Бука». Сейчас имеется не менее 4 дивизионов по 3 батареи в каждом (в
батарее – 4 ПУ по 6 ЗУР на ПУ).
В целом ВВС НОАК обладают
огромной боевой мощью, которая постоянно увеличивается за счет новых
боевых самолетов одновременно пяти типов (Н-6Н/М/К, JH-7, J-11B/BS,
J-16, J-10).
Слабые стороны ВВС НОАК – низкое качество
авиационных двигателей, нехватка высокоточного оружия, различных систем
для ведения сетецентрической войны, в частности самолетов ДРЛО и РЭБ.
Однако эти недостатки ни в коем случае нельзя считать фатальными. Так,
китайские силовые установки отличаются от иностранных лишь меньшим
ресурсом, однако это может быть компенсировано количеством выпуска.
Кроме того, сейчас в КНР развернуты масштабные работы в области
двигателестроения. Аналогично дефицит высокоточных боеприпасов
компенсируется количеством обычных. Вообще становится понятно, что
слишком большое увлечение дорогостоящим ВТО, характерное для западных
ВС, оказывается крайне нерентабельным экономически и часто не усиливает,
а ослабляет боевые возможности: арсеналы быстро исчерпываются, после
чего воевать становится невозможно, а производить новые долго и дорого. С
этой точки зрения отставание НОАК по высокоточным боеприпасам может
оказаться даже преимуществом, особенно применительно к крупномасштабной
классической войне. Нехватка самолетов ДРЛО и РЭБ также будет устранена в
обозримом будущем, поскольку командование НОАК уделяет этому большое
внимание.
Вас заинтересует
Ханоев ковчег
Со свалки – в десятку
Армии стран НАТО на Западных Балканах: символическое вооружение
Итальянская армия: под «зонтиком
Боевые арсеналы Незалежной