В России за последние 25 лет появилось много, скажем прямо,
неоднозначный праздников, например, 12 июня или эрзац-дата - День
народного единства.
Качественный ремонт компьютеров в Минске
https://pc-remont.by.
С 4 ноября вообще дела обстоят плохо – одни
не знают, что празднуем, другие - почему именно это празднуем, а
дотошные историки в унисон сообщают о своем полном недоумении
относительно выбранного дня – как будто "4 ноября" с неба упало! –
выбирали наугад, без оглядки на правила хронологии?
Прозорливые
уверяют, что праздник буквально состряпали наспех в 2005 г.,
опомнившись, что 7 ноября, как символ социального государства, революции
- до сих пор "Красный день календаря": "Погляди в свое окно, все на
улице красно! Вьются флаги у ворот, пламенем пылая!".
Дата
эта опасная, знаковая и сакральная для народа, которого ждут
экономические потрясения, классовое расслоение и отсутствие надежды на
лучшую жизнь, образование и медицину хотя бы для будущих поколений.
Вдруг народ захочет посмотреть в свое окно и "полетит мой красный шар
прямо к небосводу!"
"День народного единства" - это попытка
заменить 7 ноября, день Великой Октябрьской социалистической революции,
поскольку у нас в 1991 г., согласно официальной версии, победила
буржуазная, демократическо-капиталистическая революция, и праздновать 7
ноября новым хозяевам стало "не комильфо" - вот и поменяли его на День
народного единства, - говорит в беседе с Накануне.RU историк, публицист
Андрей Фурсов. - Но в качестве народного единства смехотворно была
выбрана дата аж из 1612 г., то есть, по-видимому, власть, которая решала
судьбу этого праздника, не решилась взять пример народного единства из
новейшей истории. Действительно, какое может быть народное единство у
олигарха и рабочего, у капиталиста и работяги? Отнеся День народного
единства далеко в прошлое, власть косвенным образом признала, что
сегодня этого народного единства как раз и не хватает".
И
все же первое, что бросается в глаза при упоминании праздника, это
общеисторическая безграмотность тех людей, которые этот праздник
"назначили", говорит в беседе с Накануне.RU писатель, историк, автор
книг о советской эпохе Игорь Пыхалов: "На самом деле, это знаменательное
событие произошло 22 октября 1612 г. по юлианскому календарю, что
соответствует 1 ноября по григорианскому календарю — как это ни
удивительно для многих граждан "обновленной России", в XVII веке разрыв
между старым и новым стилем составлял не 13 дней, как сейчас, а всего
лишь 10. 26 октября (5 ноября) польский гарнизон, осажденный в Кремле,
подписал капитуляцию. 27 октября (6 ноября) в Кремль вступили русские
войска. А вот 4 ноября ничего знаменательного, с исторической точки
зрения, не случилось".
Как
считает Игорь Пыхалов, чиновники в данном случае проявили
безграмотность и необразованность. О разнице между григорианским и
юлианским календарем также упомянул историк, соавтор проекта "Последний
звонок" Евгений Спицын и в отношении других памятных дат, установленных в
Российской Федерации: "Взяли все даты – Куликовской битвы, Полтавской
битвы - прибавили к ним 13 дней и праздник назвали "День воинской
славы".
Куликовская битва произошла 8 сентября, а у нас 21
сентября празднуется. Но чиновники не понимают одной простой вещи –
тогда вся Европа жила по юлианскому календарю, григорианский календарь
вошел в обиход в Европе только в 1582 г., то есть через два с лишним
века после Куликовской битвы – поэтому прибавлять никакие 13 дней не
надо. Те, кто напринимал законов и праздников, не знают законов
хронологии".
Конечно, неразбериха с календарем – неприятность,
но для государственного праздника (идеологическую роль которого нельзя
отрицать) главное - это не точная дата, а все же смысл, символика, как
говорят сегодня, "месседж". Что несет нам, потомкам Минина и Пожарского,
воспоминание об их героическом подвиге? Почему, отправившись на
выходной 4 ноября, мы должны воспылать духом единения с народом?
Если
вкратце – наши выгнали поляков из Москвы. Когда наши выгоняют
иностранцев из Москвы - это всегда приятно, но почему бы тогда не
сделать Днем народного единства 19 октября, когда мы выгнали Наполеона –
более популярный сюжет, много раз экранизированная история, описанная
Львом Николаевичем? Так какой сакральный смысл у праздника с красивым
названием "День народного единства", что его сделали государственным? И
почему люди до сих пор как-то упорно не ощущают единства?
"Давайте
не будем лицемерить – у нас после того, как советская власть была
ликвидирована, и восстановлен буржуазный строй, основная масса населения
беднеет, а долларовые миллионеры продолжают богатеть. Нас откровенно
грабят, и потому никакого национального единства те, кого грабят,
почему-то не ощущают, потому и примирения никакого быть не может. А все
попытки это примирение навязать – просто попытка власть имущих укрепить
свои позиции, и не более того" - говорит Игорь Пыхалов. Сторонники
праздника говорят нам, что день 4 ноября венчал конец смуты - смуты в
сердцах людей.
Довольно патетично, но что есть. Смута и война с
Польшей И на самом деле, смута была страшным периодом в нашей истории -
после смерти Грозного аристократическая элита начала передел власти, и
вот это брожение в народе, чехарду на престоле и гуляй-поле казацких
бандформирований устроили те самые Шуйские, Воротынские, Мстиславские –
потомки Рюрика и Гедимина, они и сместили Годунова, а затем в Калуге
привечали самозванца Лжедмитрия.
Когда убили Лжедмитрия, бояре
поставили своего человека, как когда-то олигархи привели к власти
Ельцина, так на престоле оказался Василий Шуйский – это было начало
конца. Боярский назначенец, чтобы бороться со вторым Лжедмитрием и
собственным народом, заключил договор со Швецией, она предоставляла
армию и оплачиваемых наемников, за это всего-то с щедрой руки отдали
Корельский уезд.
Король польский Сигизмунд III под стенами Смоленск
Затем
польский король Сигизмунд III объявил войну России и осадил Смоленск,
немецкие наемники, служившие у Шуйского в большом количестве, перешли на
сторону поляков – гениально. Путь на Москву западным захватчикам был
открыт. И тут бояре, осознав, что натворили, взяли дело в руки… и
устроили по привычке еще один заговор – сместили Шуйского. Собрались они
в Москве и созвали совет Семибоярщины (из семи бояр, собственно) – что
же решили? Спалить Москву, но не дать погибнуть России, как в 1812 г.?
Защищать город любой ценой, как в Великую Отечественную? Дать бой? Нет,
они просто назначили своим русским царем польского королевича
Владислава. Сами. А чего ждать? У народа, естественно, не спросили.
Народу было легче верить в хоть самозваного, но своего Лжедмитрия, чем в
совершенно чужого Владислава. Опасаясь, что народ темный и к царю из
"цивилизованной Европы" не готов, на всякий случай бояре-"олигархи"
пустили польско-литовские войска в Москву – хотели защитить себя опять
же чужой армией (заграница им поможет).
"Поляки вошли в Москву
вполне законно – по договоренности с так называемой семибоярщиной.
Почему был введен польский гарнизон в Москву - после свержения Василия
Шуйского власть в Москве захватила семибоярщина во главе с князем
Мстиславским, - подтверждает историк Евгений Спицын. - Они начали
переговоры с польским королем Сигизмундом III на предмет призвания на
русский престол его сына Владислава, был подписан предварительный
договор о признании Владислава, но там была одна загвоздка".
По
сути, Московия переставала существовать, русские города стали бы
польскими воеводствами, но волновал элиту и церковь один только вопрос –
когда Владислав примет православие? Наша церковь не могла допустить на
трон католического царя. Ну, а все остальное - мелочи… Вот в чем была
единственная загвоздка. Но власть семибоярщины не признали многие
русские земли, и страна раскололась.
Минин поднимает Нижний Новгород
Ополчение Минина и Пожарского... и ополчение казаков
Те
регионы, которые не признали власть семибоярщины, инициировали создание
так называемых народных ополчений. По сути, было два ополчения: первое —
казаки во главе с Трубецким; второе - из Нижнего Новгорода во главе с
Мининым и князем Дмитрием Пожарским (последний был Рюрикович, потомок
Всеволода Большое Гнездо). Трубецкой объявил их мятежниками и даже
подсылал к ним убийц.
"Между дворянами, так называемыми
"служивыми людьми по Отечеству" и казаками возникли острые разногласия, и
Ляпунов на казачьем круге был убит. А потом уже в Нижнем Новгороде
начинает формироваться второе ополчение. Кстати, вопрос о финансировании
ополчения в исторической науке до конца не разрешен, говорят, что там,
помимо земских денег так называемых – собранных со всей земли, –
вопросами финансирования занимался как раз Кузьма Минин, нижегородский
староста (были и английские деньги от короля Якова I, какие-то контакты
между братьями Татищевыми, которые контролировали один из очень выгодных
торговых английских путей), и в Ярославле было сформировано новое,
второе ополчение", - рассказывает историк Евгений Спицын.
В
Кремле затаились поляки, и к ним на помощь уже скакал гетман Ходкевич -
с ним и столкнулось ополчение Минина и Пожарского. Сами справиться не
могли, а казаки не шли на помощь, и тогда к Трубецкому отправили
посланника с интересным предложением – если ударите по Ходкевичу, то все
обозы польские – ваши. Согласились. Так, благодаря казакам и их шкурным
интересам - прорвались. "Распределение было такое: Минин - главный
казначей, а Пожарский был главный воевода, то есть возглавлял военные
силы ополчения. Здесь они смогли договориться и с Трубецким, с одним из
вождей первого ополчения, его отряды тоже участвовали в боях против
поляков", - поясняет Спицын.
Началась осада Кремля. 22 октября
(1 ноября) 1612 г. под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия
Пожарского штурмом взяли Китай-город; гарнизон Речи Посполитой отступил в
Кремль. Напомним, в Китай-городе и Кремле вместе с поляками прятались и
русские князья-бояре – первейшие из первых – Иван Романов (дядя
будущего царя) и Марфа Романова (мать отрока Михаила). Князь Пожарский
вступил в Китай-город с Казанской иконой Божьей Матери. А 26 октября (5
ноября) командование польского гарнизона подписало капитуляцию, выпустив
тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц; на следующий
день гарнизон сдался.
"Выпустили
тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц", – как будто
их в заложниках удерживали? Вопрос: кто-то устроил суд над продавшими
родину Владиславу боярами? Кто-то осудил договоры со шведами? Ответили
предатели за то, что сами впустили польско-литовскую армию в столицу?
Может, их обвинили в государственной измене? Нет, ни один волос с
боярско-княжеских голов не упал, Пожарский не решился отдать предателей
под суд, объявил их пленниками поляков. В почете остались Мстиславский -
вождь старого, исконного боярства, Воротынские, Шуйские, Голицыны,
Куракины, и они же начали выбирать царя, кстати, без зазрения совести
Мстиславский скромно выдвинул свою кандидатуру.
В конце февраля
1613 г. Земский собор, не без нажима со стороны казаков, избрал новым
царем Михаила Романова, первого правителя из династии Романовых – его
Мстиславский венчал на царство и остался первым боярином. То есть, по
сути, праздник сводится к тому, как народ якобы в едином порыве возвел
на трон первого Романова (меньшее из зол), и элиты, оставшись
безнаказанными, примирились наконец меж собой. Вроде бы все логично, но
очень много есть вопросов и к Романовым в том числе.
Вступление князя Пожарского и Минина в Кремль 25 октября 1612 года
Почему
именно этот день - стал днем "единения"? В истории страны есть менее
спорные даты, которые могут объединять нацию сакральным смыслом: так,
эксперты высказываются за 9 мая – хотя у нас было много побед, но до
1941 г. ни один наш враг не ставил задачу физического уничтожения
русских и вычеркивания их из истории, поэтому ставки в Великой
Отечественной войне были неизмеримо выше, чем в любой другой войне.
Также историки называют объединяющим 12 апреля, хотя праздник именно с
таким называнием, - здесь все эксперты сходятся во мнении, - вообще не
нужен.
"Зачем нам вообще праздник "народного единства"? Раньше у
нас такого праздника не было, потребность в праздниках "народного
единства" появляется тогда, когда это единение отсутствует. Это как
потребность в национальной идее возникает тогда, когда становится
понятно, что такой идеи нет, - говорит Андрей Фурсов в беседе с
Накануне.RU. – Кстати, 12 апреля 1961 г. в последний раз в советской
истории народ сам вывалил на Красную площадь, его никто не сгонял туда,
просто люди собрались в едином порыве, и больше такого единения не
было".
Праздновать годовщину своей революции (даже если, как у
нас, она закончилась реставрацией старого режима) на западе не
стесняются, хотя крови лилось не меньше, а больше - в Англии чтут
Кромвеля, французы поют Марсельезу в День взятия Бастилии, а не
придумывают "дни единения". Может - не надо стесняться?
Пусть народ — и млад и стар — празднует свободу "и летит мой красный шар прямо к небосводу!"
Вас заинтересует
Народный герой Кузьма Минин и Смута
День проведения военного парада на Красной площади 7 ноября 1941 года
Как казаки царя избирали
куликовская битва дата
День народного единства