Главное следственное управление Следственного комитета России возбудило
новое уголовное дело о хищении в Центре имени Хруничева (ЦИХ).
Вот где можно взять
микрозаймы и потребительские кредиты по доступным условиям.
Речь
идёт о краже более 300 млн. рублей из бюджета федеральной программы по
развитию оборонно-промышленного комплекса страны на 2011—2020 годы.
Следствие
полагает, что бывшее руководство предприятия через структуры
«Спецстроя» закупало по завышенным ценам металлообрабатывающее
оборудование несоответствующего качества.
Обвинения конкретным
лицам пока не предъявлены. Есть информация, что эпизоды, по которым
заведено дело, имеют отношение к 2013—2014 годам, когда Центр имени
Хруничева возглавлял Александр Селиверстов, который в настоящее время он
находится под домашним арестом по другому расследованию — о растратах
при закупке металла для ракет "Протон" и "Ангара".
Как сообщил
руководитель пресс-службы ЦИХ Александр Шмыгов, уголовное дело было
возбуждено по материалам, представленным в правоохранительные органы
контрольно-ревизионным управлением Центра Хруничева. Материалы появились
в результате проверок, которые были проведены на предприятии в рамках
мероприятий по финансовому оздоровлению.
Вызывает дополнительную
озабоченность то, что по фактам злоупотреблений в Центре имени Хруничева
органы уже ведут ряд уголовных дел, связанных с крупными хищениями и
растратами.
И что самое неприятное, регулярно заводятся новые дела.
В
то же время на просторах Интернета есть места, где внутризаводские
проблемы в системе «Роскосмоса» обсуждаются рабочими и инженерами
заводов. И там ситуация выглядит еще печальнее.
Мое внимание
привлекла исповедь одного из сотрудников ЦИХ. Достоверность всего
изложенного в письме подтвердило большое количество коллег писавшего.
"Несколько
лет назад я устроился на новое место работы, в сборочный цех завода,
носящего имя Михаила Васильевича Хруничева, и всё шло своим чередом,
полгода я втягивался в работу, познавал азы. Как полагается, у меня был
свой наставник, сразу скажу, мне с ним повезло, и он довольно-таки четко
мне всё объяснял и многому научил.
За первые два года, что я
работал, в среднем делали около 10-12 "машин" в год. Работали
сверхурочно, работали по выходным. В 2012 году был месяц, когда я не
оставался сверхурочно 4 дня, и выходными оказались всего 2 дня, всё было
для нагонки сроков, упущенных из-за каких-то проблем с заказами тех или
иных комплектующих. Разгонный блок «Бриз-М», на котором я и работаю,
собирается из множества комплектующих, поставляемых с других предприятий
и не всегда вовремя.
Но это всё лирика. Шли годы, менялось
руководство, кого-то сажали, кого-то просто меняли, и вот поставили на
должность и. о. генерального директора Калиновского Андрея
Владимировича, и тут началось самое интересное.
Первым делом, как
полагается, он собрал рабочих и дал выступление о том, в каком
плачевном состоянии находится предприятие, какие он будет делать
"львиные шаги" для поднятия его из руин и как мы скоро все здорово
заживём. Всё как обычно.
Первым делом сократили примерно 2000
рабочих и инженерных работников. После урезания ежесуточной выплаты,
примерно через полгода, мы перешли на новую систему оплаты. Её смысл
заключался в том, что производство изделия делится на "этапы", их 4, не
успел вовремя — цех лишили премии, и не важно, чья это вина, руководства
или рабочих, премии лишают цеха, которые не успели закрыть переход.
Наступил
2016 год, с Байконура все уехали, так как работы там нет (речь идёт
только о «Протонах»), все командированные туда люди вернулись в Москву и
ждут отправки изделия примерно с середины весны этого года.
Самое
смешное — это ежеквартальные отчёты Рогозина, Комарова и Калиновского
перед Шойгу и Путиным, они обещают вот-вот отдать изделия, просроченные
уже на полгода, но картина такова, что из 6 машин готова только одна,
вторая сейчас на КИСе, третья не состыкована. Остальных я в глаза не
видел.
То есть раз в 3 месяца мы слышим, как верхнему руководству
нагло врут, завод тем временем пытаются распродать всеми правдами и
неправдами, цеха объединяются, свободные территории собираются раскатать
и продать. За год, по-моему, было 1 или 2 отправки.
Насчёт коррупции.
1. В цех 53 куплен французский станок на общую сумму около 1 млрд. рублей. Цех 53 расформирован, часть станка ржавеет на улице.
2.
На завод закуплена гигантская партия планшетов для контрольных мастеров
(на «Винде», с 2-мпс камерой) для съёмки процессов сборки. Много на эту
камеру сделаете фото и видео? Позже к ним докупили моноподы и
экшн-камеры.
3. В сборочные цеха закуплены силуминовые инструменты по ценам золотых.
4.
Закуплены пневмопульты за 20 млн. рублей, уже больше года стоят в 7
цехе, и никто с ними ничего не делает. Пульты непригодны к работе.
5.
За прошлый год купили более 100 тарировочных ключей суммой от 100 тысяч
рублей единица, через полгода все были списаны, взамен закуплены
электронные ценой от 150 тысяч и выше.
6. Людям не платят
премиальных в угоду сверхурочным работам и в выходные дни, за всё это
берут деньги из фонда премии цеха. То есть, если один человек не
оставался сверхурочно и успевал всё сделать вовремя, а второй всю неделю
просидел и все сверхурочные взял, и все выходные вышел, то первый
премию не получит, потому что второму ей закрыли сверхурочные часы.
Итог:
уволено более 3000 сотрудников, за этот счёт остальным подняли
зарплату. «Ангара», о которой все пишут, её нет, и не будет. Зато на
завод закупили тонны дорогого и неработающего оборудования по завышенным
ценам".
Вот такое послание. Причем изложенное в нем до боли
напомнило мне (и всем, кто читал) мои же статьи о проблемах в КБХА,
заводе, выпускающем двигатели к тем же «Протонам». Ситуация как под
копирку: приход нового «эффективного менеджера», обещания все улучшить
за счет сокращений, сокращение рабочих штатов, и (в письме автор не
указал, но вполне возможно) раздувание руководящего аппарата. Аналитики,
юристы, экономисты и прочие эффективные.
А воз и ныне там.
Обнадеживает
только то, что на самом верху видимо, понимают, что все идет не так,
как должно. Отсюда постоянные проверки. Не сильно, видимо, верят
радостным рапортам.
Между тем складывается ощущение, что все эти
«эффективные» на местах выполняют чей-то заказ по разрушению космической
отрасли. И выполняют эффективно.
Чем дальше, тем больше
становится понятно, что Рогозин как политик был неплох. Но как
надзирающий за столь огромной отраслью негоден от слова «совсем». Ибо
шапкозакидательные и юморные изречения на камеру — это одно, а все
ухудшающаяся ситуация в космической отрасли — совсем другое.
И
чем дальше, тем слабее верится в его заявления. Ситуация вышла из-под
контроля. И комментарии к письму только добавляют уверенности в этом.
«Работаю
в одном из филиалов Хруничева, в планах — уволить 2000 человек к 2020,
премии режут каждый месяц, за лишнюю включенную лампочку готовы
расстрелять, инструмент в дефиците. Все это началось с приходом нового
директора. Реформы, реформы, единственное предприятие в городе, все
боятся, будет ли работа завтра».
«Бываю и в Омске, и в Москве, и в
Усть-Катаве, везде такой бардак, что волосы шевелятся в самых
неприличных местах. На ключевых должностях тупые манагеры, которые
ничего не понимают в производстве, только графики и планы в MS Project
рисовать. Вот какой новой реконструкции ни коснись, всё сделано кривыми
руками через…»
Не спорю, без доказательств верить как-то не
очень хочется. Вот только для меня доказательствами стали всего два
старта «Ангары» и гробовая тишина дальше. А прошло 2 года без малого. Да
и с «Протонами» как-то тоже не очень. Три успешных пуска против восьми в
прошлом году.
Конечно, это можно списать на отсутствие заказов,
мировой кризис и прочее. Внезапно вдруг всех в мире перестали
интересовать спутники. Бывает. Однако против 18 наших стартов (считая
два «Союза» от Европейского космического агентства) у США и Китая было
тоже по 18.
Однако в прошлом году наши конкуренты осуществили
соответственно 18 (США) и 19 (Китай) запусков против наших 26 (считая
три «Союза» от ЕКА). Это не считая неудачных стартов.
На 30%
меньше, чем в прошлом году. Почему? Недоверие после трех неудач прошлого
года? Или неготовность наших аппаратов к стартам?
Еще немного
статистики. 2015 год — 86 успешных стартов в мире. 2016 — 73. Разница в
15% или 13 запусков. Разница в российских стартах — на 8 меньше.
Вот,
собственно, и все. На кого возложить ответственность, на мировой кризис
или российских (по паспорту) «эффективных менеджеров», судить вам.
Вас заинтересует
Как правильно убить российскую космическую программу. Часть 2
Как правильно убить российскую космическую программу. Часть 1
КБХА: не придётся ли снова сожалеть о «Протоне
Разработан план оздоровления Центра им. Хруничева
Удмуртия решила обвинить "Ижмаш" в срыве гособоронзаказа