Разработка: 1965-1977
Страны-разработчики: Германия, Нидерланды
Страны-изготовители: Германия, Швеция, Испания, Греция
На вооружении: Австрия, Канада, Чили, Дания, Финляндия, Германия, Греция, Индонезия,
Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Катар (в планах), Саудовская
Аравия (в планах), Сингапур, Швеция, Швейцария
Вот отличная
физическая охрана объектов, предприятий. Цены низкие, нам доверяют, мы не подводим.
Танк
Leopard 2 был разработан в качестве замены танков M48, стоявших на
вооружении немецкой армии. Предполагалось, что он будет
эксплуатироваться вместе с Leopard 1, одним из самых подвижных танков
своего времени. Leopard 2 должен был иметь еще большую подвижность, но
при повышенных уровнях защиты и огневого могущества. Теперь, глядя с
высоты прошедших лет, можно сказать, что все эти цели были достигнуты.
Ни
один другой современный основной боевой танк (ОБТ) не имел такой
хорошей репутации в западном мире как танк Leopard 2. Танк,
разработанный в 70-е годы прошлого столетия, до сих пор стоит на
вооружении многих армий мира. После сокращения западных армий большое
количество танков Leopard 2 стало доступно на мировом рынке вооружений.
Самым распространенным вариантом, эксплуатирующимся сегодня, остается
вариант Leopard 2A4, поступивший на вооружении в 1985 году.
Хотя
на танке Leopard 2 были испытаны современные технологи, частично ставшие
доступными, он должен рассматриваться в качестве «заслуженно боевой
лошадки». Было изготовлено почти 3300 танков, но производственные линии в
настоящее время закрыты. Почти все последние разработки направлены на
дополнительное бронирование и увеличение боекомплекта. Чего не хватает
на сегодняшний день, так это целостного взгляда на то, как будет
использоваться Leopard 2 в следующие 20 лет, какие технологии будут
доступны, а какие будут востребованы. И может быть настало время для
нового проекта башни или корпуса, а возможно и машины в целом.
В этой и следующих частях будет представлен «как можно более полный список» разных вариантов танка Leopard 2.
Совместный
германо-американский проект по основному боевому танку MBT 70
(KampfPanzer 70). Внизу МВТ-70 в экспозиции танкового музея на
Абердинском полигоне
Позолоченный Леопард
Первое появление: 1965
Страна: Германия
В
60-е годы прошлого столетия Германия и Соединенные Штаты были серьезно
заняты разработкой нового современного боевого танка MBT70. К сожалению,
проект показал, что ожидания и требования касательно технологий и
двухстороннего сотрудничества не совсем удовлетворяли обе стороны. Это
поставило Германию и США в ситуацию, когда на вооружении у них не
оказалось современной машины, способной противостоять современным
советским танкам. Это было неприемлемо для того времени. Поскольку
подписанные контракты не позволяли обеим странам проводить параллельные
разработки нового танка, то Германия выбрала компанию Porsche для
изучения возможности проведения в будущем модернизаций боевого танка
Leopard 1. Целью исследования был сбор данных и теоретическая оценка
обоснованности модернизаций и их практическая реализация.
Окончательный
отчет, представленный компанией Porsche, охватывал все составные части
современного боевого танка. Он включал следующие пункты.
Система управления огнем: Использование интегрированной СУО со стабилизацией и прицелами для
командира и стрелка-наводчика, включая ночной прицел. Кроме того,
установленная в задней части башне камера на телескопической мачте
должна выдвигаться с целью получения превосходного кругового обзора.
Вооружение: Установка автоматической пушки параллельно с основным орудием для
использования в качестве вспомогательного вооружения, а также
дистанционно управляемого пулемета для задач ПВО. Также было предложено
изменить заднюю часть корпуса для того, чтобы увеличить сектор обстрела
пушки. Кроме того, рассматривалась целесообразность установки автомата
заряжания для основной пушки и размещение боекомплекта в корпусе и
башне.
Силовая установка: Установка двигателя мощностью
1100 л.с. и новой трансмиссии. Это бы позволило бы перенести систему
охлаждения в корму корпуса и установить отсасывающие вентиляторы вместо
нагнетающих.
Система подвески: Планируемые
усовершенствования касались хода пружин и дорожного просвета. Кроме
того, ведущее колесо предлагалось перенести назад, что увеличило бы
наличный объем для силовой установки.
Защита: Акцент сделать на оптимизацию передней части башни, перекомпоновку кормы башни и использование новых броневых сталей.
Предлагаемые
направления модернизаций, разработанные в рамках программы
«Позолоченный Леопард», были оценены как целесообразные и некоторые даже
были претворены в жизнь в рамках последующих проектов.
Экспериментальная разработка Keiler (Вепрь)
Первое появление: 1968 год
Разработка
Keiler началась главным образом из-за того, что в немецком министерстве
обороны стало высказываться всё больше критических замечаний по поводу
сотрудничества с Соединенными Штатами. Неопределенный конец проекта
MBT70 требовал пересмотра немецких планов по разработке и закупке. К
сожалению, создание новой машины было невозможно не только в связи с
условиями контракта, подписанного с США, но также в связи с
недостаточным финансированием. После ожесточенных споров и тяжелых
переговоров внутри министерства обороны небольшой бюджет всё-таки был
получен и контракт на экспериментальную разработку был отдан мюнхенской
компании Krauss-Maffei, взявшей на себя роль головного подрядчика.
Название «экспериментальная разработка» было выбрано с целью сохранения
контрактных обязательств по проекту MBT70 (по крайней мере, на бумаге) и
официального дистанцирования от параллельной разработки. Основной целью
проекта Keiler была практическая проверка некоторых технологий,
созданных во время предыдущего проекта «Позолоченный Леопард», а
конечной целью – реализация этих технологий в более позднем варианте
Leopard 1 или даже в возможном перспективном ОБТ. Две опытные машины
были изготовлены в 1969 году и переданы для испытаний в 1970 году.
Экспериментальной
разработкой Keiler не предусматривалось тестирование новых технологий,
как, впрочем, и серийное производство. За счет интеграции и тестирования
множества новых технологий в одной машине стала невозможной оценка
общих возможностей танка. Однако, большая часть устройств и систем
работала довольно хорошо и поэтому можно было продолжать разработку или
просто перенести их прямо в новую машину. Основными кандидатами являлись
башня и СУО, которые позднее и были интегрированы в танк Leopard 1A4. А
весь проект Keiler в целом был использован в качестве основы для первых
прототипов Leopard 2.
Конструкция
Обе машины
базировались на танке Leopard 1 и все те конструктивные изменения,
воплощенные в проекте Keiler, несколько лет спустя были реализованы в
варианте Leopard 1A4.
По сравнению с Leopard 1 корпус Keiler был
удлинен, а задняя часть корпуса была сглажена. Характерная форма корпуса
с плоской передней частью и скошенные борта намекают на родство с
Leopard 1. Верхние боковины в передней части корпуса имеют меньшее
бронирование и поэтому корпус здесь выглядит несколько суженным. Keiler
можно узнать также по его двум передним прожекторам, которые установлены
на левом лобовом листе в одном большом блоке вместе со звуковым
сигналом.
Место водителя находится справа в передней части
корпуса. Люк водителя танка Leopard 1, открывающийся влево, был заменен
новым скользящим люком, открывающимся вправо. Что касается Leopard, то у
него три небольших перископа размещаются перед водителем.
Башня
Keiler с конструктивной точки зрения очень схожа с башней более позднего
Leopard 1A4. Ровные борта наклонены к крыше. Центральным элементом
башни является 105-мм гладкоствольная пушка, установленная в новой
маске, наклоненной вперед. Боковые поверхности маски имеют окна для
оптического дальномера. На крыше башни имеются люки для
командира/наводчика и заряжающего. Командирский прицел PERI-R12
установлен на крыше башни перед люком командира. За люком заряжающего
имеется установка поворотного типа для зенитного пулемета. В корме башни
размещаются выдвижной прожектор и ящики для хранения личного снаряжения
экипажа. В левом борту башни вырезан небольшой люк, использующийся для
загрузки снарядов в танк.
Силовая установка
Силовая
установка представляет собой комбинацию двигателя MB 872 Ka-500 и
трансмиссии ZF 4 HP 400, оба агрегата заимствованы у танка Leopard 1.
Многотопливный 10-цилиндровый двигатель имеет максимальную мощность 1250
л.с., что более чем достаточно для машины класса 40 тонн. Также
возможно повышение мощности до 1500 л.с. Две небольших решетки выхлопной
системы установлены как у танка Leopard 1, по бортам в корме корпуса.
Трансмиссия
4 HP 400 меньших размеров была разработана компанией ZF для установки в
одном блоке с новым двигателем. Это было достигнуто за счет разработки
полностью интегрированной тормозной системы, включающей и стояночный
тормоз. В корме также была установлена новая система охлаждения, которая
ранее была предложена для проекта «Позолоченный Леопард». Охлаждающий
воздух втягивается через фильтры в крыше корпуса, проходит через
радиаторы и выдувается через решетки выхлопной системы. Эта система
называется «охлаждение всасыванием» и ее основное отличие заключается в
установке охлаждающего вентилятора за радиаторами. В результате воздух
не сжимается перед радиатором, что повышает эффективность системы в
целом. Комбинация компактного силового блока, новой системы охлаждения и
удлиненного корпуса позволила получить относительно низкую проекцию
корпуса и таким образом уменьшить силуэт машины и как следствие ее
заметность.
Еще одним новым компонентом стал генератор G30E20-51G
DC на 20 кВт с приводом от дизельного двигателя OM 636. Наличие
вспомогательной силовой установки (ВСУ) определялось требованием по
увеличению продолжительности боевой готовности. Систему управления огнем
и новый электрогидравлический привод башни требовалось непрерывно
снабжать электроэнергией. Опыт эксплуатации американских танков M47/48
также способствовал принятию решения по установке ВСУ. Эти танки были
очень прожорливыми и конструкторы платформы Keiler решили
подстраховаться и не полагаться лишь на главную силовую установку.
СУО
Одним
из самых важных усовершенствований проекта Keiler стала установка
интегрированной системы управления огнем с аналоговым компьютером.
Наводчик получил прицел EMES-12 с оптическим дальномером. Такой же стоял
и на танке Leopard 1. Имея базовую длину 172 см, он значительно повлиял
на форму башни. Кроме того, Keiler был оборудован лазерным дальномером,
который он еще должен был заработать себе репутацию.
Основное
орудие имело электрогидравлические приводы и стабилизировалось в двух
плоскостях, при этом прицел наводчика отрабатывал перемещение пушки.
Место
командира было оборудовано новым перископным прицелом PERI-R12,
стабилизированным в вертикальной плоскости. При переключении в режим
целеуказания основное орудие следовало за визирной линией командирского
перископа.
Вооружение
Основным вооружением
экспериментальной машины стала новая 105-мм гладкоствольная пушка. С
целью создания более высокого давления в каморе и снижения вибраций
ствол пушки был слегка утолщен. Пушка не имела эжекционного устройства,
но утолщенную маску в своей задней части.
В результате пушка
получилась довольно тяжелая, что негативно повлияло на центр тяжести и
работу приводов башни. Из-за этих недостатков пушка не была выбрана в
качестве системы вооружения ни одного боевого танка, а вместо нее была
разработана более мощная 120-мм модель.
Вспомогательное
вооружение варианта Keiler состоит из двух пулеметов MG3. Один спарен с
пушкой, а второй установлен на крыше башни и задействуется командиром
машины.
Экипаж
Экипаж Keiler имел обычный состав:
механик-водитель, командир, стрелок-наводчик и заряжающий. Все места
членов экипажа размещаются как в танке Leopard 1. Танк Keiler имел
традиционную компоновку и не принял новое размещение экипажа,
разработанное для проекта MBT 70.
Защита
Для машины
своего класса танк Keiler имел очень высокий уровень пассивной защиты.
Корпус и башня изготовлены из легированной броневой стали, а на башне
также установлена новая разнесенная броня. Конструкция новой башни была
весьма продвинутой и была доработана дополнительно для установки на
новый вариант Leopard 1A4.
Еще одним компонентом вооружения,
напрямую повлиявшим на пассивную защиту, стала новая система пуска
дымовых гранат, которая могла задействоваться из-под брони танка. На
каждом борту башни были установлены по четыре пусковых установки. Еще
одна была установлена на крыше башни между двумя люками. Ее можно было
направлять изнутри машин и стрелять из нее независимо. Использование
этого элемента было довольно ограниченным и поэтому дальнейшего развития
он не получил.
Средства связи
Разработкой
платформы Keiler новые системы связи не предусматривались, на ней было
установлено стандартное коммуникационное оборудование танка Leopard 1.
Танк был оборудован системой внутренней связи, которая также имела
внешний интерфейс. В машине были установлены две радиостанции, длинные
антенны которых торчали из кормы башни.
Eber (Дикий кабан)
Первое появление: 1969 год
Проект
Eber, начавшийся в 1969 году, стал еще одним проектом нового ОБТ. Целью
проекта была оценка повторного использования технологий, разработанных
для проекта перспективного ОБТ MBT 70. Eber напрямую базировался на
платформе MBT 70, но с доработками корпуса и башни. Место водителя было
перемещено дальше назад. Поскольку у MBT 70 был относительно плоский
корпус, это перемещение потребовало значительных доработок. То же самое
касалось и башни, которую необходимо было переделать и упростить.
Поэтому проект Eber остался на стадии концепции и материализовался
только в виде деревянной модели. Постоянные дискуссии между Германией и
США показали, что ни одна из двух стран не была заинтересована в еще
одной версии MBT70, и поэтому проект был закрыт.
Leopard 2FK
Первое появление: 1970 год
Даже
во время разработки проекта MBT70 Германия всегда поддерживала
установку более мощной пушки. Поэтому на ранних этапах программы Leopard
2 небольшая группа разработчиков получила задание на возможное
использование 152-мм пушки-пусковой установки из проекта MBT70, которая
могла стрелять ракетой Shillelagh. Проект получил обозначение Leopard
2FK (Flugkоrper - ракета). Акцент в исследованиях был сделан на
интеграции крупной системы вооружения в башню Leopard 2, где размещались
два или три члена экипажа. Также требовалось разработать новый механизм
автоматического заряжания. Из-за размеров системы вооружения стало
очевидным, что в автомате заряжания можно разместить всего 16 выстрелов.
Дополнительным снарядам отводилось место в корме башни.
Этот
проект обозначил очень существенные недостатки пушки калибра 152 мм.
Из-за своего крупного калибра ствол этой пушки не обладал достаточной
жесткостью (больше изгиб и, следовательно, большее рассеивание
снарядов). Кроме того, существенно сокращался возимый боекомплект.
Поэтому работы по проекту Leopard 2FK были довольно быстро завершены,
был наработан только теоретический материал.
Продолжение следует...
Вас заинтересует
Шведы начинают модернизацию танков и БМП
Бундесвер получил первый танк Leopard 2A7
Оценка броневой защиты танка Leopard 2A0-A4
Немецкая армия готовится к глобальным операциям танка Leopard
Американский опытный танк XM803 (1971 год)