"Люди
могут добраться до Марса и вернуться назад всего за 90 дней", — с таким
сенсационным заявлением выступили учёные из университета Вашингтона.
Оригинал сенсации (кликнуть):
New propulsion concept could make 90-day Mars round trip possible.
Богата земля американская гениями. НАСА проявила значительный интерес (кликнуть).
Beam Me to Mars
Вот качественное
остекление балкона в Санкт Петербурге .
Илон
Маск в далёком 2005, скрежетнув отличными англо-саксонскими зубами,
решил бросить PayPal и Tesla Motors и срочно пришпорить SpaceX (80 дней
против университетских 90, но зато дороже).
Разбираем на запчасти межпланетную транспортную систему (ITS) от Илона Маска
Главный автор проекта — Роберт Вингли (Robert Winglee), профессор университета Вашингтона
University of Washington -Home Page
Что за чудо-способ? Попробуем "разобрать его на запчасти".
Концепция
привода корабля называется MagBeam — иначе — «Реактивный привод
намагниченным плазменным лучом» (Magnetized Beamed Plasma Propulsion).
Проще показать, чем объяснить, посему видеоролик (всего 26 секунд, "не
переключайтесь"):
Для более продвинутых читателей я загрузил документ (на английском) на google -диск (кликнуть):
Final
Report. For the Phase I study of Magnetized Beamed Plasma Propulsion
(MagBeam) Supported by NASA’s Institute for Advanced Concepts.
Электромагнитный
ракетный привод — одно из самых многообещающих направлений развития
космической техники, рассуждает Вингли, но он требует наличия на корабле
мощного источника энергии.
И
это проблема. Большая проблема. О ней чуть ниже. Согласно различным
проектам полёта людей к Марсу, основным приводом пилотируемого корабля
будет именно ионный электромагнитный. От химического он отличается
колоссальной экономичностью в смысле расхода (и, конечно, запаса на
борту) рабочего тела — аргона или ксенона.
Проблема:
чтобы дать электроэнергию на такие двигатели, на космическом корабле
нужно установить либо "нано" ядерный реактор (и обеспечить отвод
избыточного тепла, и вообще сброс тепла), либо солнечные батареи
размером с несколько футбольных полей.
*Ядерный реактор:
1.
Невесомость приводит к отсутствию конвективного теплообмена в жидких и
газообразных теплоносителях. Из-за этого резко усложняется теплосъем и
борьба с локальными перегревами АЗ.
2. Сброс паразитного тепла ЯЭУ
возможен только через излучение радиаторами-холодильниками (РХ).
Приемлемые массы РХ получаются, если их рабочая температура составляет
хотя бы 500К (230 С), а лучше 800К.
3. Жесткие энергомассовые
характеристики вкупе с предыдущим пунктом заставляют использовать
довольно экзотические теплоносители - гелий, СО2 или легкие металлы -
литий, калий, натрий.
4. От космических ядерных реакторов требуется
очень долговременная работа без перегрузок ядерного топлива, ну и,
разумеется, максимальная надежность все это время.
5. Жутко дорогие.
* Солнечные батареи:
Комментарии
тут излишни, но не удержусь. Представленные выше на фото "лопухи" МКС
впечатляют (по площади)... при этом вырабатываемая им суммарная мощность
может достигать аж 32,8 кВт (для моторчика в 24 л/с хватит). А также:
1.КПД низкое и быстро падает при удалении от источника (Солнца).
2.Быстрая деградация панелей от внешних факторов (метеориты, пыль, излучение, температурная деформация).
3.Мешают ориентированию, навигации, наблюдению, навигации, связи с ЦУП.
4.Затрудняют ориентацию и маневрирование космического объекта
5.Требуют систем ориентации на источник и стабилизации платформы.
6.Очень хрупкие и дорогие.
И то и другое, понятно, сильно влияет на сложность корабля и его массу и стоимость.
«А
что, если всю эту начинку оставить на околоземной орбите, рядом? И
обслуживать легко, и присматривать, а также подпитывать!» — подумал
американский маститый профессор.
Эврика!
Необычную
систему он представляет так. На околоземной орбите размещается большой
спутник (станция) с запасом газа и мощным источником энергии (те же
солнечные батареи колоссальных размеров или ядерный реактор).
Специальное
устройство создаёт концентрированный поток (луч) плазмы, который
разгоняет собственно пилотируемый корабль, ударяя в его магнитный парус.
Окутанный искусственной магнитосферой корабль может разогнаться до большой скорости, если попадёт в быстрый поток плазмы.
По оценке учёного, плазмотрон с выходным отверстием в 32 метра смог бы создать достаточно интенсивный поток плазмы,
которая разогнала бы магнитный парусник почти до 12 километров в секунду.
А
дальнейшее развитее техники, утверждают авторы проекта, позволит ещё
больше нарастить размер и мощность луча, что ещё заметнее увеличит
максимальную скорость корабля и сделает возможным те самые 90 дней на
пилотируемую экспедицию «туда и обратно».
При этом на орбите
вокруг Красной планеты, естественно, должно быть размещено аналогичное
околоземному спутнику устройство, создающее тормозящий плазменный поток. Оно же будет отправлять корабль с магнитным парусом назад к Земле.
НАСА возбудилось. Были выделены неплохие деньги.
Даже
был осуществлён тест прототипа, разработанного в Univ. Вашингтона в
большой вакуумной камере при испытательной зоне № 300 в NASA (Marshall
Space Flight Center).
Кучу тестов (видео) я сгрузил с сайта UW и закачал на свой канал в ©YouTube (кликнуть):
Мой канал
А так же презентация (кому интересно - кликнуть):
MagBeam: R. Winglee, T. Ziemba, J. Prager, B. Roberson & J. Carscadden
При
ознакомлении с "концепцией" возникают многочисленные сомнения в
оправданности такого своеобразного подхода к межпланетным полётам.
1.
Генератор ионов, «выстреливаемых» из плазменной установки, это сам по
себе — мощнейший ракетный двигатель, который приведёт к уходу
плазмогенератора с "парковочной" орбиты вокруг Земли (или Марса), если
не предусмотреть мощный компенсирующий реактивный привод, что
многократно усложнит и утяжелит систему. А какой тогда смысл в
"генераторе плазменного ветра" на орбите Земли или Марса?
Источник ионов сам по себе прекрасный электроракетный двигатель. И плазменный парус не нужен.
2.
Как ни ухищряйся (даже если ты профессор Вашингтонского Универа) -
закон сохранения энергии не нарушить, а значит запас рабочего тела (из
которого они будут «готовить» плазму") и запас мощности для установки —
будет никак не меньшим, чем в случае, когда просто установить такой
плазмотрон
непосредственно на пилотируемый корабль в качестве тяговой установки.
3.
Учитывая плазменный поток на космических расстояниях, даже не луч
лазера (и "близко не стоит"), и будет сильно рассеиваться, то потребный
запас газа и электрической энергии на стартовой орбитальной станции
потребуется даже многократно большим (вероятно, на порядки большим) по
сравнению с простой установкой электроракетного движка на сам корабль,
отправляющийся к Марсу.
4. Можно было бы принять идею запарковать
этакую тяжёлую станцию на околоземной орбите (Солнце рядом, Земля на
дистанции в 200-400 км). Конечно это проще, чем отправить её в
путешествие вглубь Солнечной системы. И пулять, пулять космические
корабли в сторону Марса. Но вот незадача — такая же «штуковина» нам
потребуется
для приёма разогнавшегося корабля вблизи цели путешествия. Тормозить-то тоже надо. И хотя это не 11-12 км/с, а всего 5-6 км/с (на подходе к Марсу)... однако тормозить всё равно придётся.
Её
придётся доставлять к цели более традиционным способом (с помощью
Н-1/Сатурн VI/ Falcon 9Heavy) — так стоит ли огород городить?
Нет, конечно: если путешествие в один конец и таким способом избавлять Землю от "этноизбытков". Тогда -ДА.
5.
Учитывая вращение генераторов плазмы вокруг планет и неизбежный
разворот плоскости их орбиты относительно направления на цель
путешествия — потребуется постоянное и очень точное управление
ориентацией источника плазменного луча, чтобы как можно меньше плазмы
пропало даром.
6. При длительном путешествии по отрезку параболы
между орбитой Земли и орбитой Марса прямая между нашей планетой и
кораблём, мягко говоря, не будет совпадать с направлением вектора
скорости корабля.
Так,
что толкать корабль лучом мы сможем лишь очень короткое время —
непосредственно вскоре после отлёта от околоземной орбиты. А это
потребует ещё большей мощности системы, по сравнению с вариантом, когда
мы могли бы разгоняться половину пути.
Эти щекотливые вопросы на
сайте проекта не разъяснены. Зато Вингли уже мечтает о целой сети таких
плазменных станций, расположенных вблизи разных планет, перекидывающих
друг другу пилотируемые корабли и челноки с грузами.
В теории
непротиворечивость идеи очевидна, однако количественные параметры
системы (мощность луча, масса станции с генератором плазмы, станция с
плазмотроном на орбите планеты назначения и так далее) делают эту идею
больше похожей на самовытаскивание барона Мюнхгаузена из болота.
Вы-то сами как думаете? Это надувание космических парусов или надувание космического агентства?
Использованы материалы,документы,фото и видео из источников:
http://universe-tss.su/
http://aeroweek.ru/
http://tsniimash.ru/
http://www.3dnews.ru/
https://en.wikipedia.org/
http://www.roscosmos.ru/
https://www.youtube.com/
http://www.membrana.ru/
http://www.washington.edu/
http://www.adastrarocket.com/aarc/
http://www.keyword-suggestions.com/
http://ekobatarei.ru/transport/kosmicheskie-solnechnye-moduli
http://earthweb.ess.washington.edu/space/PlasmaMag/
https://www.nasa.gov/vision/universe/solarsystem/mag_beam.html
http://www.space.com/453-magbeam-propulsion-mars-90-days.html
Вас заинтересует
Старт космического корабля «Союз ТМА-14М
Агентство NASA выбрало астероид для высадки астронавтов
Проект Longshot. Дотянуться до звёзд
Американский беспилотник X-37B уже больше года находится на орбите
Сорок пятая экспедиция к Марсу