Благодаря прохождению курсов третьего уровня, я пересмотрела собственный подход в преподавании и осознала важность использования ключевых идей Программы. Уже при прохождении школьной практики я попыталась внедрить и апробировать применение семи модулей, одним их которых является модуль «Новые подходы в преподавании». «…Обучение представляет собой не обособленное явление или навык, а целостный комплекс педагогических механизмов, повышающий способность обучающихся к обучению.
К таким педагогическим механизмам относят:
- понимание принципа обучения, принятие во внимание стилей обучения, осознание необходимости и выбор методов личного самообучения на протяжении всей жизни;
- систематическое развитие мышления;
- исследование и выявление собственных творческих талантов и путей их оптимального использования;
- эмоционально-положительное отношение к обучению как к увлекательному процессу, способу самопознания;
- грамотное владение речью, вычислением и наличие пространственного мышления;
- высокая компетентность в области цифровых технологий.»
На курсах я узнала, что движущей силой «обучения обучению» является «метапознание». Другими словами, существует обучение, но вместе с ним существует и обучение обучению. Люди способны мыслить, но также способны и думать о мышлении. Таким образом, существует познание, равно как и познание о познании. Обучение обучению можно охарактеризовать как процесс обдумывания самостоятельного обучения и сознательного применения результатов такого обдумывания в процессе последующего обучения.
В этом процессе преподаватель помогает обучающемуся:
- понимать требования, предъявляемые образовательной задачей;
- изучать отдельные мыслительные процессы и принцип их работы;
- разрабатывать и обдумывать стратегии выполнения задачи;
- выбирать новые подходы в обучении , наиболее подходящие для конкретной задачи.
Для реализации этих четырех пунктов обучающимся требуется научиться обучению. В связи с этим я сосредоточила все внимание не на собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умения обучаться. С этой целью я создала образовательную среду, благодаря которой учащиеся активно участвуют в учебном процессе, а не пассивно принимают информацию. На уроках ученики активно участвуют во всех аспектах учебного процесса: они формулируют свои собственные гипотезы и вопросы, ставят цели для себя, отслеживают полученные результаты. Также слежу за тем, чтобы процесс работы был достаточно сложен и разнообразен с целью удерживания внимания учеников, при этом предоставляю им необходимые навыки и знания для выполнения поставленных задач. Я создаю такие условия, при которых ученики имеют самомотивацию, и, как следствие – стремление и любознательность. Я вовлекаю учащихся в работу и позволяла им принимать активное участие во всем, что происходит в классе. Таким образом, прочное усвоение материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик.
Название модуля «Обучение тому, как учиться» согласуется с процессом «саморегулирования», в котором ученики развивают способности к пониманию, контролю и отслеживанию опыта обучения посредством процесса метапознания.
В результате своей работы Флейвелл (1976) определил основу для анализа и мониторинга детского метапознания, описав три его компонента (измерения):
- познание себя в качестве ученика;
- знание, понимание и оценка целей и заданий;
- знание и мониторинг стратегий, необходимых для выполнения заданий.
Обоснованной предпосылкой к стимулированию саморегулируемого обучения служат методики, применяемые учителями.
Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Саморегулируемое обучение – обучение, осуществляемое на основе метапознания. Характеризуется самонаправленностью учащегося в процессе работы над заданиями; самостоятельным определением учеником проблемы и цели обучения и самостоятельным выбором им стратегий для достижения целей и решения проблем.
Развивать навыки саморегуляции у детей необходимо каждому учителю. Учёные, занимающиеся проблемой саморегуляции школьника, считают, что очень важно развивать саморегуляцию у ребенка именно младшего школьного возраста, т.к. особенностями психофизиологического развития детей младшего школьного возраста является то, что наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12-14 годам). Данный аспект для меня является важным, поскольку я являюсь учителем начальных классов.
Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки».
Особенно важными могут быть три элемента саморегулируемого обучения:
- самонаправленность в процессе работы над заданиями;
- самостоятельное определение учеником проблемы и цели;
- самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем.
В своей практике я развиваю у учащихся навыки саморегуляции, строю работу таким образом , чтобы учащиеся могли сами определить тему урока и ставить цель на урок. Понимание и озвучивание цели урока учеником означает вступление в действие компонента формативного оценивания, который П. Блек и Д. Уильям обозначили как «Активное участие учащихся в процессе собственного учения». Сделала вывод, что не все дети умеют ставить цель на урок . Проблема состоит в том, что дети испытывают трудности в изложении своих мыслей. Это свидетельствует о скудном словарном запасе у учащихся.
У многих детей уровень мышления находится на низком уровне, поэтому им трудно делать выводы и умозаключения. Не все дети в конце урока могут ответить на вопрос: «Достили они своей цели?», потому что забыли какую цель ставили. Считаю, что нужно продумать этот момент так, чтобы каждый мог зафиксировать на бумаге свою цель, чтобы в конце урока проверить, достиг ли он цели или нет.
Саморегулированное обучение я наблюдала при нахождении собственных способов решения проблемы. Социальный аспект саморегулируемого обучения выражался в самостоятельной работе вместе и поочерёдно, дети участвовали в совместной работе с ровесниками при выполнении иллюстрации к произведению «Два товарища». Ребята обсудили сюжет будущей работы, затем распределили роли, уточнили, кто чем будет заниматься. В каких-то моментах группы работали вместе, где-то по очереди: передавали карандаш по кругу. Детей, которые бы не участвовали бы в работе групп, не наблюдала, ребята увлеченно работали, не теряя интерес к групповой работе, сравнивали свои работы с другими и оценивали результаты.
Считаю, что навыки саморегуляции у ребят развивались на всех этапах уроков, при выполнении каждого задания. Например, при работе в паре над составлением слов из слогов, одна пара ребят сразу составила все слова, потом записала слова в тетрадь, а кто-то составлял по одному слову и сразу записывал слово в тетрадь, т.е. дети сами выбирали стратегию выполнения задания; при групповой работе по составлению правила ЖИ-ШИ в стихотворной форме, при составлении сказки «Как ёжик ходил в гости», при изготовлении закладки с правилом ЧА-ЩА ребята тоже самостоятельно выбирали пути достижения цели.
На первом этапе курсов я узнала о связи саморегуляции с самооценкой. Одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Для достижения этой цели необходимо использовались методы взаимооценивания и самооценивания. Самооценка направлена на развитие самостоятельности школьников и их ответственности. Оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме того, взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг у друга. Преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс. На своих уроках я использовала данные формы оценивания. Дети научились оценивать свои работы, работы одноклассников – это способствало активизации деятельности учеников на уроке, помогло создать условия взаимной требовательности и требовательности к себе, что очень важно для развития саморегуляции младших школьников.
Учебная деятельность в школе всегда носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен овладеть определёнными навыками общения со сверстниками, умением работать вместе. Навыки бесконфликтного поведения ребёнок может получить только в ходе активного общения. Проведя диагностику, я выявила, что у моих детей плохо развиты коммуникативные навыки. В связи с этим я выбрала тему исследования «Влияние групповой работы на развитие коммуникативных умений учащихся младшего школьного возраста».
Одним из главных условий качественной работы группы является наличие взаимопонимания между членами группы, умение разрешать конфликты и вести грамотный, культурный диалог.
Для решения проблем, связанных со сплочением группы, на подготовительном этапе к урокам я использовала игры, элементы психологического тренинга:
- «Восковая палочка» – групповая сплочённость, индивидуальная агрессивность, тревожность, напряжённость.
- «Чувство по рукам»
- «Жмурки» – групповое сплочение, тактильные контакты.
- «Коллективная сказка» – детские конфликты, ожидания.
- «Крепость» – агрессия (кто с кем захочет быть в команде).
- «Модифицированное зеркало» – упражнения для обратной связи.
- «Путанка» - групповое единство.
Кроме вышеперечисленных игр существует множество других, которые, хотя и не входят в число употребляемых в групповом процессе, но могут с успехом использоваться. Во-первых, это любые настольные игры. На переменах мои дети играют в шашки, игры с фишками. Кроме того, можно использовать любые соревновательные игры на победителя. Всё это способствовало взаимопониманию между членами группы, умению разрешать конфликты и вести диалог.
В серии последовательных уроков я очень часто использовала групповые формы работы. Дети выполняли в группах различные виды заданий: обсуждение (обмен идеями) – ребята совместно составляли толкование слову «товарищ»; задание, направленное на решение проблемной ситуации – «Найди лишнее слово», «Бумажный кластер»; практическое задание – составление иллюстрации к рассказу, составление сказки по серии картинок.
Выполняя творческое задание «Составь сказку», дети учились составлять связный текст по иллюстрации, используя опорные слова, работать в группе, оценивать работу группы на основе составленных критериев. Критерии оценивания сказки мы составляли вместе с детьми. После выступления спикера, который зачитывал сказку классу, используя прием формативного оценивания «Сигналы рукой» указали на соответствие или несоответствие сказки критериям. Ребята выбрали самую интересную сказку.
Групповая работа использовалась для того, чтобы научить детей разговаривать, научить их думать, мыслить, слушать и слышать. Использование групповой работы вызвало интерес учащихся к предмету, повысился уровень знаний учащихся, ребята научились критически мыслить, научились самооцениванию и взаимооцениванию, расширился круг знаний учащихся. Дети научились работать вместе, дружно, также было привлечено внимание к работе слабых детей, а сильные дети смогли проявить творчество и фантазию.
Анализируя уроки, я увидела преимущества группового обучения: приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.), формируется мотивация учения и обучения. Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса, воспитывается взаимоуважение, меняются отношения ко всему, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения, устанавливается психологический комфорт в коллективе. Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища, между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения.
В дальнейшей своей практике я продолжу использование групповой формы работы, развитие саморегуляции и метопознания у учащихся на уроках, так как теперь я понимаю важность внедрения новых подходов в преподавание и обучение.