Гордость
и радость отечественного меломана конца прошлого века – кассетные
магнитофоны – практически вышли из употребления с началом века XXI.
Случилось бы это и раньше, но существовавшие с 1980-х годов
компакт-диски могли быть записаны только в фабричных условиях. Но с
появлением CD-R, когда каждый владелец компьютера мог записать диск с
любимой музыкой в домашних условиях, аудиомагнитофоны перешли в
категорию анахронизмов. Но спустя десятилетие начался новый, вполне
закономерный процесс – техника, сохранившая достойный внешний вид и
функциональность, обретает респектабельный статус ретро. Громоздкий
магнитофон "Весна", покрытый облагораживающей патиной времени и
окутанный флером ностальгии, кажется уже не старьем, а предметом,
достойным музейной полки или места в частной коллекции.
Вы не поверите, появился магазин аудиокассет, любители ностальгии заходите по ссылке audio-tape.ru .
Бобинный магнитофон – предтеча кассетного
Запись звука
на магнитную ленту осуществлялась еще в девятнадцатом веке, а
промышленное производство бытовых магнитофонов было освоено в 1940-х
годах.
![советские магнитофоны](https://www.syl.ru/misc/i/ai/176230/694066.jpg)
Постепенно
технология записи была поднята на очень высокий уровень, но об удобстве
использования говорить не приходилось. Громоздкие тяжелые приборы было
затруднительно передвинуть с места на место, а во включенном состоянии
бобинный магнитофон был совершенно нетранспортабелен. Бобины, на которые
наматывалась магнитная лента, тоже не отличались компактностью, к тому
же требовали от слушателя утомительных манипуляций всякий раз, как лента
была прослушана до конца.
Рождение кассетников
Устранить
этот недостаток были призваны кассетные магнитофоны. Появлению магнитных
компакт-кассет (так они тогда назывались) мы обязаны фирме Philips,
представившей эту свою разработку еще в 1963 году.
![кассетные магнитофоны](https://www.syl.ru/misc/i/ai/176230/694065.jpg)
Теперь
полтора часа музыкальных записей можно было носить в кармане. А чтобы
прослушать вторую сторону, достаточно было вынуть кассету из
магнитофона, развернуть и поставить обратно (впоследствии появились
плееры, которые не требовали даже этого действия).
Уменьшился и
размер магнитофона. Помимо стационарных моделей, появились портативные
устройства на батарейках. Любимую музыку можно было слушать вне дома!
Борьба с шумами
Недостатком
кассетных магнитофонов долгое время оставалось качество звука. Меньшая,
в сравнении с бобинными собратьями, ширина ленты и скорость ее протяжки
определяли шумность звука, делавшую мелодии малоразборчивыми. Решение
нашел в 1969 году Рэй Долби, придумавший методику подавления шумов за
счет внесения в запись искажений, которые будут нивелироваться при
воспроизведении, благодаря чему звук становится относительно чистым.
![кассетный магнитофон Sony](https://www.syl.ru/misc/i/ai/176230/694215.jpg)
Еще
лучше зазвучали кассетные магнитофоны с появлением новых типов
магнитной ленты с покрытиями на основе диоксида хрома и
металлопорошковых технологий. Теперь кассетники могли предложить звук,
качество которого устраивало не слишком взыскательных меломанов и
годилось для бытовой звукозаписи. Взыскательные меломаны слушали
пластинки, а по-настоящему важные записи все же делались на бобины.
Родственные устройства
Возможно,
не все знают, что многие устройства, называемые в быту магнитофонами,
таковыми вовсе не являются. Магнитофон – устройство "все в одном",
которое может само записывать и воспроизводить звук. Близкими к нему
являются:
- Магнитофон-приставка (дека). Записывает звук и
проигрывает кассеты, но для прослушивания записей его нужно подключить к
внешнему усилителю и динамикам либо воспользоваться наушниками.
Примером может служить магнитофон кассетный "Маяк-233".
- Проигрыватель (плеер) умеет только воспроизводить запись. Плееры стали очень популярны после успеха компактного Sony Walkman.
- Магнитофонная панель встраивалась в другие устройства: магнитолы, музыкальные центры.
![магнитофон кассетный Маяк](https://www.syl.ru/misc/i/ai/176230/694067.jpg)
Разновидности магнитофонов
Рынок магнитофонов был очень широк и неоднороден. Огромный ассортимент можно классифицировать по нескольким основаниям.
По
качеству звучания выделяют обычные магнитофоны, HiFi (высокое качество
звука) и HiEnd (высочайшее качество) технику. HiEnd магнитофоны
появились на закате эпохи магнитных лент и оказались
маловостребованными: меломаны как раз переходили с пластинок на CD.
Советские
магнитофоны, как и прочая радиоэлектроника, подразделялись еще и на
классы сложности: от нулевого (самого высокого) и далее. Класс сложности
– это не только качество материалов и сборки, но еще и дополнительные
возможности устройства.
По степени мобильности магнитофоны бывают
стационарные и переносные. Среди кассетных магнитофонов большей
популярностью пользовались переносные, хотя по качеству звучания они,
как правило, уступали стационарным.
По характеру звучания выделяют
моно- и стереофонические магнитофоны. Ради компактности портативные
магнитофоны нередко делали монофоническими с одним динамиком. Таков был
магнитофон "Весна-202".
![магнитофон Весна](https://www.syl.ru/misc/i/ai/176230/694070.jpg)
По
количеству скоростей протяжки магнитной ленты выделяли одно- и
двухскоростные. Функция удвоенной скорости была полезна для сокращения
времени копирования записи с кассеты на кассету.
Отдельно следует
выделить появившиеся в 1977 году цифровые магнитофоны. Дорогие редкие
приборы на короткое время заняли определенную нишу в сфере
профессиональной звукозаписи.
Советские магнитофоны
В СССР
выпуск кассетных магнитофонов был налажен несколько позже, чем на
Западе, примерно в семидесятых годах прошлого века. Зато ассортимент не
уступал зарубежному. Десятки предприятий по всему Союзу выпускали сотни
разных моделей. От компактных монофонических "игрушек", вроде
"Весны-309", до заслуживающих уважения надежных и приятных на слух
устройств, к которым относился, например, кассетный магнитофон
"Комета-225".
Производились в Советском Союзе и кассеты. Но если
среди проигрывателей можно было выбрать вполне достойную модель, то
качество отечественных кассет вызывало у тогдашних меломанов только
отрицательные эмоции. Плохой звук, ломкая неремонтопригодная механика,
короткая продолжительность записи на одну сторону – все это заставляло
искать средства на импортные аналоги. В то время можно было приобрести
кассеты фирм TDK, BASF, Maxell и некоторых других, но стоили они по
меньшей мере вдвое дороже отечественных.
Зарубежная продукция в СССР
Кассетный
магнитофон Sony, Panasonic, Philips или Sharp были мечтой советского
потребителя. Вещь статусная и качественная стоила запредельных денег и
доставалась с большим трудом, поскольку в широкую продажу не поступала.
Если отечественный магнитофон стоил до нескольких сотен рублей, за
импортный обеспеченные граждане готовы были отдать больше тысячи.
![кассетный магнитофон Комета](https://www.syl.ru/misc/i/ai/176230/694069.jpg)
За
что люди платили такие деньги, если, как говорилось выше, советская
промышленность тоже выпускала вполне приличные модели? Во-первых, среди
магнитофоном родом из СССР хорошим звуком отличались главным образом
стационарные модели. Портативные же изделия не шли ни в какое сравнение с
зарубежными аналогами. Более того, импортные переносные кассетники были
намного легче даже самых скромных по габаритам (и убогих по звучанию)
разновидностей "Весны".
Вторым важным фактором, по которому
кассетные магнитофоны из Японии и Европы обыгрывали продукцию советской
электротехнической промышленности, были дизайн и эргономика.
Отечественная потребительская электроника внешне мало отличалась от
технического оборудования из какой-нибудь научной лаборатории или
заводского цеха. Запад же в этой области давно пошел другим путем: то,
чем пользуется человек, должно быть удобным и приятным на вид.
Копирование звукозаписей
Одним
из важнейших плюсов магнитофона является возможность сделать
аудиозапись в домашних условиях. Магнитная лента дала людям возможность
сохранить голоса близких и друзей, делать диктофонные записи, а еще
копировать профессиональные фонограммы. Конечно, каждая новая копия
уступала качеством исходнику, от чего голоса и мелодии со временем
становились почти неузнаваемыми, но для своего времени это был огромный
прогресс.
![Панасоник кассетный магнитофон](https://www.syl.ru/misc/i/ai/176230/694064.jpg)
Копирование
магнитных лент осуществлялось еще на бобинных магнитофонах: для этого
было нужно два устройства и соединительный кабель. Примерно так же
копировали и кассеты до тех пор, пока не появились двухкассетные
магнитофоны. Зарубежные двухкассетники изначально проектировались, чтобы
сделать копирование кассет максимально удобным. Как пример можно
привести оснащенную функцией синхронного старта воспроизведения и записи
модель RX-FT510 фирмы "Панасоник".
Кассетный магнитофон
использовался для копирования записей не только в личных целях, но и в
коммерческих. Аудиопираты обычно собирали конструкцию из нескольких дек,
позволяющую записывать одновременно полдюжины кассет.