Гордость
и радость отечественного меломана конца прошлого века – кассетные
магнитофоны – практически вышли из употребления с началом века XXI.
Случилось бы это и раньше, но существовавшие с 1980-х годов
компакт-диски могли быть записаны только в фабричных условиях. Но с
появлением CD-R, когда каждый владелец компьютера мог записать диск с
любимой музыкой в домашних условиях, аудиомагнитофоны перешли в
категорию анахронизмов. Но спустя десятилетие начался новый, вполне
закономерный процесс – техника, сохранившая достойный внешний вид и
функциональность, обретает респектабельный статус ретро. Громоздкий
магнитофон "Весна", покрытый облагораживающей патиной времени и
окутанный флером ностальгии, кажется уже не старьем, а предметом,
достойным музейной полки или места в частной коллекции.
Вы не поверите, появился магазин аудиокассет, любители ностальгии заходите по ссылке audio-tape.ru .
Бобинный магнитофон – предтеча кассетного
Запись звука
на магнитную ленту осуществлялась еще в девятнадцатом веке, а
промышленное производство бытовых магнитофонов было освоено в 1940-х
годах.
Постепенно
технология записи была поднята на очень высокий уровень, но об удобстве
использования говорить не приходилось. Громоздкие тяжелые приборы было
затруднительно передвинуть с места на место, а во включенном состоянии
бобинный магнитофон был совершенно нетранспортабелен. Бобины, на которые
наматывалась магнитная лента, тоже не отличались компактностью, к тому
же требовали от слушателя утомительных манипуляций всякий раз, как лента
была прослушана до конца.
Рождение кассетников
Устранить
этот недостаток были призваны кассетные магнитофоны. Появлению магнитных
компакт-кассет (так они тогда назывались) мы обязаны фирме Philips,
представившей эту свою разработку еще в 1963 году.
Теперь
полтора часа музыкальных записей можно было носить в кармане. А чтобы
прослушать вторую сторону, достаточно было вынуть кассету из
магнитофона, развернуть и поставить обратно (впоследствии появились
плееры, которые не требовали даже этого действия).
Уменьшился и
размер магнитофона. Помимо стационарных моделей, появились портативные
устройства на батарейках. Любимую музыку можно было слушать вне дома!
Борьба с шумами
Недостатком
кассетных магнитофонов долгое время оставалось качество звука. Меньшая,
в сравнении с бобинными собратьями, ширина ленты и скорость ее протяжки
определяли шумность звука, делавшую мелодии малоразборчивыми. Решение
нашел в 1969 году Рэй Долби, придумавший методику подавления шумов за
счет внесения в запись искажений, которые будут нивелироваться при
воспроизведении, благодаря чему звук становится относительно чистым.
Еще
лучше зазвучали кассетные магнитофоны с появлением новых типов
магнитной ленты с покрытиями на основе диоксида хрома и
металлопорошковых технологий. Теперь кассетники могли предложить звук,
качество которого устраивало не слишком взыскательных меломанов и
годилось для бытовой звукозаписи. Взыскательные меломаны слушали
пластинки, а по-настоящему важные записи все же делались на бобины.
Родственные устройства
Возможно,
не все знают, что многие устройства, называемые в быту магнитофонами,
таковыми вовсе не являются. Магнитофон – устройство "все в одном",
которое может само записывать и воспроизводить звук. Близкими к нему
являются:
- Магнитофон-приставка (дека). Записывает звук и
проигрывает кассеты, но для прослушивания записей его нужно подключить к
внешнему усилителю и динамикам либо воспользоваться наушниками.
Примером может служить магнитофон кассетный "Маяк-233".
- Проигрыватель (плеер) умеет только воспроизводить запись. Плееры стали очень популярны после успеха компактного Sony Walkman.
- Магнитофонная панель встраивалась в другие устройства: магнитолы, музыкальные центры.
Разновидности магнитофонов
Рынок магнитофонов был очень широк и неоднороден. Огромный ассортимент можно классифицировать по нескольким основаниям.
По
качеству звучания выделяют обычные магнитофоны, HiFi (высокое качество
звука) и HiEnd (высочайшее качество) технику. HiEnd магнитофоны
появились на закате эпохи магнитных лент и оказались
маловостребованными: меломаны как раз переходили с пластинок на CD.
Советские
магнитофоны, как и прочая радиоэлектроника, подразделялись еще и на
классы сложности: от нулевого (самого высокого) и далее. Класс сложности
– это не только качество материалов и сборки, но еще и дополнительные
возможности устройства.
По степени мобильности магнитофоны бывают
стационарные и переносные. Среди кассетных магнитофонов большей
популярностью пользовались переносные, хотя по качеству звучания они,
как правило, уступали стационарным.
По характеру звучания выделяют
моно- и стереофонические магнитофоны. Ради компактности портативные
магнитофоны нередко делали монофоническими с одним динамиком. Таков был
магнитофон "Весна-202".
По
количеству скоростей протяжки магнитной ленты выделяли одно- и
двухскоростные. Функция удвоенной скорости была полезна для сокращения
времени копирования записи с кассеты на кассету.
Отдельно следует
выделить появившиеся в 1977 году цифровые магнитофоны. Дорогие редкие
приборы на короткое время заняли определенную нишу в сфере
профессиональной звукозаписи.
Советские магнитофоны
В СССР
выпуск кассетных магнитофонов был налажен несколько позже, чем на
Западе, примерно в семидесятых годах прошлого века. Зато ассортимент не
уступал зарубежному. Десятки предприятий по всему Союзу выпускали сотни
разных моделей. От компактных монофонических "игрушек", вроде
"Весны-309", до заслуживающих уважения надежных и приятных на слух
устройств, к которым относился, например, кассетный магнитофон
"Комета-225".
Производились в Советском Союзе и кассеты. Но если
среди проигрывателей можно было выбрать вполне достойную модель, то
качество отечественных кассет вызывало у тогдашних меломанов только
отрицательные эмоции. Плохой звук, ломкая неремонтопригодная механика,
короткая продолжительность записи на одну сторону – все это заставляло
искать средства на импортные аналоги. В то время можно было приобрести
кассеты фирм TDK, BASF, Maxell и некоторых других, но стоили они по
меньшей мере вдвое дороже отечественных.
Зарубежная продукция в СССР
Кассетный
магнитофон Sony, Panasonic, Philips или Sharp были мечтой советского
потребителя. Вещь статусная и качественная стоила запредельных денег и
доставалась с большим трудом, поскольку в широкую продажу не поступала.
Если отечественный магнитофон стоил до нескольких сотен рублей, за
импортный обеспеченные граждане готовы были отдать больше тысячи.
За
что люди платили такие деньги, если, как говорилось выше, советская
промышленность тоже выпускала вполне приличные модели? Во-первых, среди
магнитофоном родом из СССР хорошим звуком отличались главным образом
стационарные модели. Портативные же изделия не шли ни в какое сравнение с
зарубежными аналогами. Более того, импортные переносные кассетники были
намного легче даже самых скромных по габаритам (и убогих по звучанию)
разновидностей "Весны".
Вторым важным фактором, по которому
кассетные магнитофоны из Японии и Европы обыгрывали продукцию советской
электротехнической промышленности, были дизайн и эргономика.
Отечественная потребительская электроника внешне мало отличалась от
технического оборудования из какой-нибудь научной лаборатории или
заводского цеха. Запад же в этой области давно пошел другим путем: то,
чем пользуется человек, должно быть удобным и приятным на вид.
Копирование звукозаписей
Одним
из важнейших плюсов магнитофона является возможность сделать
аудиозапись в домашних условиях. Магнитная лента дала людям возможность
сохранить голоса близких и друзей, делать диктофонные записи, а еще
копировать профессиональные фонограммы. Конечно, каждая новая копия
уступала качеством исходнику, от чего голоса и мелодии со временем
становились почти неузнаваемыми, но для своего времени это был огромный
прогресс.
Копирование
магнитных лент осуществлялось еще на бобинных магнитофонах: для этого
было нужно два устройства и соединительный кабель. Примерно так же
копировали и кассеты до тех пор, пока не появились двухкассетные
магнитофоны. Зарубежные двухкассетники изначально проектировались, чтобы
сделать копирование кассет максимально удобным. Как пример можно
привести оснащенную функцией синхронного старта воспроизведения и записи
модель RX-FT510 фирмы "Панасоник".
Кассетный магнитофон
использовался для копирования записей не только в личных целях, но и в
коммерческих. Аудиопираты обычно собирали конструкцию из нескольких дек,
позволяющую записывать одновременно полдюжины кассет.