Существует множество вариантов тюнинга двигателя. В любом случае
очень важна настройка программного обеспечения, контролирующего его
работу. Его оптимизация может дать положительный результат даже без
применения прочих мер. Далее рассмотрено, что такое чип-тюнинг.
Вот качественный чип тюнинг октавии а7 по доступным ценам от профессионалов chiptuning-octavia.ru .
Определение
Данным
термином называют настройку режимов работы электронных контроллеров
разными способами. Например, путем изменения управляющих программ блока
управления двигателем или применения дополнительных электронных модулей с
целью увеличения мощности.
Классификация и производительность
Чип-тюнинг подразделяют по назначению на три вида и по способу осуществления — на два.
Чаще
всего его применяют для повышения мощности. Поэтому он весьма
распространен на спортивных автомобилях, например, чип-тюнинг «БМВ». В
любом случае процесс, направленный на повышение производительности,
имеет приятное дополнение: вопреки распространенному заблуждению, он
также снижает расход топлива, так как повышает эффективность работы
двигателя.
Экономичность
В последнее время в связи с
кризисом и подорожанием топлива становится популярным адресный
чип-тюнинг. В частности направленный на снижение расхода топлива.
Коррекция
Также чип-тюнинг применяют для настройки программы блока управления
двигателем при изменении параметров мотора. Это может быть обусловлено
заменой стандартных деталей на альтернативные, например, топливных
форсунок, установкой турбонаддува, переходом на другой вид топлива и
прочими изменениями конструкции двигателя.
То
есть при спортивном тюнинге мотора путем установки усовершенствованных
деталей необходимо соответствующим образом настроить блок управления.
Так, при оснащении BMW даже форсунками повышенной производительности, не
говоря уже о более серьезных изменениях, потребуется чип-тюнинг «БМВ»,
чтобы оптимизировать программу управления двигателем.
То же самое касается и установки газобаллонного оборудования. То есть при переводе бюджетных автомобилей вроде Ford Focus на альтернативное топливо
также необходим чип-тюнинг «Форд-Фокуса». Это объясняется тем, что углы
опережения зажигания для бензина и газа значительно отличаются, а
изменить их можно лишь путем настройки программы управления двигателем.
Исправление
Такой
вид особо популярен на местном рынке в сегменте массовых дешевых
моделей. Чтобы понимать, что такое чип-тюнинг данного типа, нужно знать,
что некоторые производители настраивают двигатели на усредненные
параметры без учета конкретных условий эксплуатации, таких как
особенности топлива и климата. Поэтому такие моторы могут
функционировать некорректно. Это может проявляться, например, в
нестабильных или повышенных оборотах холостого хода, рывках при начале
движения и др.
Однако ошибки в программе двигателя встречаются не
только на простейших моделях, но и на премиальных. Чип-тюнинг «Ауди» и
прочих дорогих машин позволяет устранить эти просчеты. Они могут
выражаться в задержке реакций на педаль газа, рывках при переключениях
передач и т. д.
Осуществление
Более понятно, что такое чип-тюнинг, становится, если знать этапы данных работ и последовательность их выполнения. Всего их три.
- Прежде
всего нужно найти программу управления. Есть три варианта: достать
новый блок управления вместе с новой прошивкой, получить новую
программу, считать исходную прошивку автомобиля.
- В последнем
случае, то есть при использовании стандартной программы, корректируют
требуемые параметры. Для новых прошивок это не требуется, если они
грамотно подобраны к параметрам двигателя.
- Новую или исправленную прошивку записывают либо заменяют блоки управления двигателем.
Считывание/запись программы
Первый
и последний этапы схожи по технологии выполнения и могут быть
осуществлены различными путями в зависимости от технических возможностей
исполнителя, типа и параметров блока управления.
Чаще всего для считывания прошивки используют диагностический разъем,
не извлекая блок управления. Осуществить чип-тюнинг данным способом
можно на большинстве автомобилей, выпущенных примерно с конца 90-х гг.
прошедшего века. С того времени началось массовое внедрение в блоках
управления двигателем флэш-памяти с возможностью перепрограммирования.
Такой способ очень прост, поэтому считывать/записывать прошивки данным
путем по силам исполнителям, даже не знающим в деталях, что такое
чип-тюнинг.
В более старых автомобилях прошивка обычно находится в
микросхемах ПЗУ с ультрафиолетовым стиранием. Для ее считывания
необходимо извлечь микросхему памяти, причем обычно приходится делать
это путем выпаивания. К тому же требуется программатор, предназначенный
для микросхем конкретного типа. Этот способ значительно сложнее, чем
предыдущий, поэтому требует от исполнителя высокой квалификации.
Также
для рассматриваемых работ можно использовать интерфейс BDM (режим
фоновой отладки), являющийся внутрисхемным программатором. Однако нужно
учитывать, что, так как он разработан фирмой Motorolla, этот интерфейс
доступен лишь в блоках управления двигателем на базе процессоров данного
производителя. Помимо специализированного оборудования, для выполнения
таких работ требуются также соответствующие навыки, поэтому данный
способ также непрост.
Вместо выше рассмотренного интерфейса в некоторых случаях используют Boot-режим процессора.
Редактирование
Данные
работы являются основным этапом чип-тюнинга, если он предполагает
изменение исходного блока управления двигателем. Для их грамотного
осуществления необходимо полное знание параметров настраиваемого мотора,
его потенциала и слабых мест. К тому же для настройки прошивки
необходимо наличие специализированного программного обеспечения,
представляющего калибровочные данные в графическом виде. Кроме того,
обычно перенастройку прошивки совмещают с пересчетом контрольных сумм,
контролирующих ее целостность. Реже это осуществляют с применением
калькуляторов контрольных сумм.
В любом случае необходимо
учитывать недостатки программ отображения калибровочных данных в
графическом виде. Во-первых, они не способны искать калибровочные
константы. Во-вторых, могут допускать ошибки в идентификации
калибровочных таблиц.
Однако на рынке программного обеспечения
представлены альтернативные продукты, лишенные данных недостатков. Это
специализированные редакторы, содержащие базу данных прошивок и
калибровочных карт. Последние составляют разработчики редакторов обычно с
использованием реверс-инжиринга прошивок для поиска калибровочных
данных и изучения алгоритмов функционирования системы управления.
Поэтому такие редакторы отображают в графическом виде лишь достоверно
известные калибровочные таблицы и константы данной прошивки. К тому же
они автоматически осуществляют коррекцию контрольных сумм при сохранении
изменений.
Самый простой в осуществлении механический чип-тюнинг.
Он предполагает замену блока управления двигателем на новый с другой
программой. Однако в таком случае для грамотного выполнения работ
необходимо найти блок с прошивкой, полностью соответствующей параметрам
двигателя, либо она должна быть создана кем-то по заказу в соответствии с
характеристиками мотора и записана в блок.
Результаты
Нужно учитывать, что на результаты чип-тюнинга влияют многие факторы:
- наличие наддува;
- объем и исходная производительность двигателя;
- эффективность заводской прошивки;
- потенциал двигателя и прочих агрегатов автомобиля.
Так,
возрастание параметров, на которые был направлен тюнинг, определяется
прежде всего особенностями двигателя. Естественно, чип-тюнинг «Форд
Мустанг» и «Фокус» дадут совершенно различные результаты.
Очень
значительно на эффективность чип-тюнинга влияет наличие наддува. Это
объясняется тем, что на атмосферных и наддувных двигателях используют
различные резервы при настройке. Так, например, чип-тюнинг «Форда» с атмосферным двигателем
предполагает коррекцию параметров подачи топлива и зажигания. Рост
производительности при этом составляет 8-12%. В то же время чип-тюнинг
«Ауди» с оснащенным турбонаддувом двигателем осуществляют путем
повышения его давления. Это может дать прибавку в 30-40%. Очень ярко
данная особенность проявляется при сравнении атмосферных и наддувных
моторов близкого объема.
Например, чип-тюнинг «Фокуса» с 1,6-л
двигателем мощностью 105 л. с. обеспечит прирост всего примерно в 10 л.
с. В то же время прошивка мотора VAG 1,4 л TSI меньшего объема может
дать значительно большую прибавку. Чип-тюнинг «Шкода» с таким двигателем
при максимально допустимом для стокового состояния повышении давления
наддува (stage 2) выражает в увеличении мощности для 140 л. с. версии на
50 л. с. То есть прибавка в таком случае составляет больше трети
исходного значения. Крутящий момент из соображений сохранения ресурса
коробки передач повышают не более чем до 300 Нм. Тем не менее для самых
простых версий его возрастание также значительно (80 Нм).
Также,
естественно, имеют значение и прочие параметры двигателя, такие как
объем и исходная производительность. Например, чип-тюнинг «Киа» с
1,6-литровым мотором мощностью 125 л. с. даст прибавку в среднем около
13 л. с. Это вычислено на основе того, что средний прирост
производительности для атмосферных двигателей — 10%. Таким образом,
чип-тюнинг «Шевроле-Корветта» с 6,2-л V8 мощностью 466 л. с. повысит
данный показатель примерно на 47 л. с.
Кроме
того, целесообразность использования чип-тюнинга определяется
эффективностью заводской прошивки. Так, если производитель настроил
двигатель на максимальную отдачу, дополнительно редактировать его не
следует, так как это не только не даст значительного результата, но и
может привести к существенному росту расхода топлива и снижению ресурса.
Это характерно для спортивных моделей. Однако большинство моторов имеет
усредненные настройки, что обеспечивает запас для повышения
производительности. К тому же многие производители выпускают на рынок
машины с одним двигателем различной мощности. Нередко это наблюдается в
рамках одной модели: машина может предлагаться с тремя версиями
двигателя, различающимися лишь настройками. При этом разница в стоимости
между ними может быть значительной. Таким образом, чип-тюнинг является
способом экономии при покупке авто, так как можно приобрести простейшую
версию и путем перенастройки блока управления двигателем превратить в
более дорогую.
Наконец, нужно учитывать потенциал мотора и прочих
узлов автомобиля. Это определяет границы доработок, при которых
сохранится ресурс.
На основе этого очевидно, что наиболее
перспективными для чип-тюнинга являются слабофорсированные
турбодвигатели. Сейчас на рынке много таких версий. Это обусловлено
влиянием тенденций экологии и экономии, вследствие которых производители
переходят с многоцилиндровых атмосферных моторов большого объема на
меньшие двигатели, оснащенные турбонаддувом низкого давления. Данную
меру применяют прежде всего для сокращения расхода топлива, а не
обеспечения производительности, поэтому они имеют высокий потенциал для
чип-тюнинга.
Атмосферные небольшие моторы бюджетных автомобилей не
столь перспективны с данной точки зрения. Хотя результат все же иногда
весьма ярко проявляется. Так, чип-тюнинг «Рено-Логан» позволяет повысить
тягу на низких оборотах, максимальную скорость примерно на 10 км/ч и
сократить время разгона на 1 с. Это объясняется особенностями таких
моделей.
На маломощных медленных машинах намного проще улучшать
динамические характеристики, чем на быстрых спортивных. Во-первых, они
имеют усредненные настройки программ управления двигателем, что
обеспечивает потенциал для повышения производительности. Во-вторых, на
таких моделях ощутимый результат дает даже небольшой прирост мощности,
который обеспечивает чип-тюнинг. Отзывы свидетельствуют об этом.
Улучшить динамику быстрых спортивных машин значительно сложнее. Даже на
небольшое ее повышение требуются гораздо большие затраты.
Стоимость
Цена
чип-тюнинга для различных машин сильно отличается. На нее влияют прежде
всего такие факторы, как параметры модифицируемого автомобиля и
особенности новой прошивки. Дешевле всего настроить бюджетные машины.
Так, чип-тюнинг многих моделей «ВАЗ» стоит около 3000 рублей. Среди
серийных машин дороже всего модифицировать спорткары. Например,
стоимость данных работ для самого недорогого суперкара, Nissan GT-R,
начинается от 30 000-40 000 рублей. К тому же цена определяется
эффективностью настройки. Так, указанная стоимость чип-тюнинга для GT-R
относится к простейшему варианту, повышающему мощность на 30 л. с. Чтобы
добиться ее возрастания на 70 л. с., придется заплатить в 3-4 раза
больше.
Однако дороже всего обходится заказная настройка
тюнингованного мотора. Причем чип-тюнинг, входящий в тюнинг-комплекты,
предлагаемые мастерскими, обычно дешевле прошивки на заказ для
уникального мотора примерно того же уровня, созданного с применением
произвольных деталей. Это объясняется тем, что в последнем случае
требуется тонкая индивидуальная настройка прошивки, в то время как в
тюнинг-комплектах используют определенные наборы деталей, под которые
настраивают программу.
Вас заинтересует
Выхлопная система: тюнинг своими руками provokat.by
Тюнинг "Пассат Б3" (Volkswagen Passat B3) mytuning.by
Что такое тюнинг? Тюнинг автомобиля - внешний и внутренний doctcar.com
ВАЗ-2109: тюнинг. Запчасти на ВАЗ autodetali.by
Плюсы чип-тюнинга двигателя. Чип-тюнинг от форума forum.ecutuning.ru