Логистика в последние годы стала массово развиваться. Этому способствует некоторый рост развития регионов, в связи с чем значимость грузоперевозок по стране возросла. Разумеется, количество предпринимателей, которые бы хотели этим заниматься, также значительно увеличилось.
Начало такой деятельности во многом осложняется тем, что новоиспеченные грузоперевозчики зачастую не представляют себе нюансов, многие из которых являются очень важными. К примеру, условия поставки CPT. В мировом объеме они используются чрезвычайно широко, так что знать обо всех их особенностях очень важно.
Кстати еще важно в этом деле для упаковки использовать стреппинг аппарат ручной, это экономит время и помогает транспортировке, купить этот инструмент можно в торговом доме Ковчег tdk-upak.ru .
Определение понятия
В мировой практике условия поставки CPT означают, что продавец обязуется доставить товар тому покупателю, который оплатил покупку, но не перевозку. Это – ключевая особенность этого типа перевозок: продавец берет на себя все обязательства касаемо затрат на услугу. Покупатель же, в свою очередь, полностью соглашается со всеми рисками.
Под «перевозчиком» в данном конкретном случае понимается любое физическое или же юридическое лицо, которое может осуществить (по условиям договора) поставку груза автомобильным, авиационным, морским или иным, предусмотренным в документах, видом транспорта. Если условия поставки CPT предусматривают пересылку груза при участии нескольких поставщиков, все риски переходят от одного из них к другому в тот момент, когда произошла передача товара с одного вида транспорта на другой.
Все таможенные операции также возлагаются на самого продавца. Учтите, что термин СРТ может быть использован применительно к любому существующему виду транспорта.
Прочие нюансы
В зарубежной литературе используется термин Carriage paid to («Перевозка оплачена до»), который означает ровно то же, о чем мы только что написали. Кроме того, условия поставки CPT предполагают, что в том случае, если стороны договорились использовать услуги стороннего перевозчика, вся ответственность также возлагается на поставщика в момент передачи ему товара. Ответственность продавца в этом случае не распространяется до момента поставки груза в оговоренный в документах пункт.
Таким образом, условия поставки CPT – это пример таких логистических грузоперевозок, при которых ответственность практически полностью ложится на продавца. Именно поэтому поставщику следует быть предельно внимательным при составлении или чтении договора купли-продажи.
Критические пункты
С учетом того, что происходит минимум двукратная передача товара, любая типовая поставка имеет два критических пункта. Важно! Продавцам и покупателям (а также логистическим фирмам, при их наличии) настоятельно рекомендуется как можно четче разграничивать все условия поставки, включая пошаговую передачу ответственности при погрузке или выгрузке товара.
Если используются сразу несколько перевозчиков, а стороны так и не смогли точно определиться с местом назначения, первому в списке перевозчику необходимо учесть тот факт, что, пользуясь несовершенством наших законов, все последующие перевозчики могут возложить вину за несоответствия в документах или повреждение груза на него. А потому все эти моменты следует заранее оговаривать в документах купли-продажи или договоре на транспортировку, иначе впоследствии нужно будет долго доказывать свою правоту в суде.
Бывали ли уже такие случаи, если говорить о поставках CPT? Москва, условия поставки в которой всегда отличались запутанностью, наверняка помнит многочисленные скандалы, связанные с застройками перспективных участков. Нередко поставщики стройматериалов оказывались не только без денег, но и бывали вынуждены долго судиться, доказывая вину других перевозчиков в пропаже материала.
Определение пункта назначения
Таким образом, в конечном договоре рекомендуется как можно точнее определить тот пункт назначения, до которого ответственность за перевозимый товар будет лежать на логистической компании (или самом продавце, при условии самостоятельной перевозки). Именно продавец должен обеспечивать наличие соответствующих договоров поставки. Обратите внимание! По правилам CPT DAP, условия поставки не предусматривают возмещения продавцу затрат на выгрузку товара, если иное не предусмотрено соглашением сторон, что отражено в оформляемых документах.
Еще раз отметим, что от продавца также будут требовать исполнения всех таможенных формальностей, если условия перевозки предполагают проезд через государственную или внутреннюю границу. Но! Он ни в коем случае не обязан нести затраты и выполнять формальности при ввозе груза, оплачивать таможенные пошлины или иные услуги.
Покончив с рассмотрением общих моментов, следует обсудить более конкретные нюансы поставок, которые непосредственно связаны с продавцом.
Присутствие и прочие условия
Итак, поставщик в любом случае обязан предоставить товар на ознакомление покупателю, передать счет-инвойс, а также прочие документы, которые могут понадобиться для определения качества или иных характеристик товара. Если это является обычной процедурой или заранее утверждено в договоре, может быть использована электронная подпись.
Лицензии, прочий контроль
Если это требуется, то продавцу следует на свой страх и риск получать все экспортные разрешения (и платить за них), а также прочие официальные документы, выполнять все таможенные предписания и прочие формальности, принятые в случае провоза конкретного вида груза.
О договоре перевозки и страхования
На продавца возлагается обязанность заключения договора по поставке груза до конкретного пункта назначения, если он определен, или же до какого-то конкретного места в нем. Сей документ также должен предусматривать перевозку на обычных условиях и стандартным способом, дабы продавец не мог сознательно завысить стоимость своих услуг. Если пункт назначения не был согласован или о том не шла речь в договоре, продавец может выбрать его самостоятельно, в полном соответствии с тем, куда ему удобнее осуществлять поставку товара.
Что касается договора страхования груза, то в этом отношении у продавца какие бы то ни было обязательства отсутствуют полностью. Но! Он обязан по первому требованию предоставить всю информацию, которая необходима для получения страховки, покупателю.
О распределении расходов
Продавец обязан оплатить все расходы до момента прибытия товара в пункт назначения, кроме тех случаев, о которых мы уже писали выше. Кроме того, в его обязанности входит оплата фрахта, а также расходы, связанные с погрузкой-выгрузкой товара (смотрите выше). Разумеется, если иные обстоятельства не оговорены заранее и не прописаны в документах, а поставка на условиях CPT проходит в штатном режиме, без форс-мажорных ситуаций.
Еще раз напоминаем, что все расходы, связанные с оформлением груза на границе, а также прочие подобные формальности продавец оплачивает только в том случае, если это расписано в договоре. Во всех остальных случаях подобных обязательств он не несет.
Проверка и упаковка груза
Расходы, связанные с маркировкой, взвешиванием и проверкой товара, полностью ложатся на самого продавца. Кроме того, на него же ложатся все затраты, связанные с расфасовкой и упаковкой товара, за исключением тех случаев, когда в отрасли разрешена перевозка конкретного вида грузов в рассыпном варианте. Однако даже в этом случае маркировка товара в сопроводительных документах должна быть выполнена со строгим соблюдением всех правил.
Обязанности покупателя
Поговорим сейчас о том, какие существуют обязанности для покупателя по CPT. Условия поставки (2010 год и позднее) в этом случае предусматривают только своевременную оплату товара. Если в договоре нет каких-то дополнительных условий, прочие обязательства на него налагаются редко. Важно! Как раз-таки на него возлагаются обязанности на свой страх и риск получать всю разрешительную документацию для завоза в страну какого-то груза, а также оплачивать все формальности на таможне, если иное не было оговорено заранее и не прописано в бумагах.
Ни по договору перевозки, ни по договору страхования особых обязательств у покупателя нет. Однако если он пожелает оформить страховку, то делать это придется за свой счет. Впрочем, мы уже писали о том, что любые данные, которые необходимы для оформления соответствующих документов, обязан предоставить продавец.
Подробнее о распределении расходов
Впрочем, условия поставки CPT (Инкотермс 2010) предусматривают некоторые условия, при которых платить будет и покупатель. Давайте с ними ознакомимся подробнее.
Если иное не указано в договоре, то он будет оплачивать все расходы, возникающие до момента доставки. Впрочем, если в документах не указано чего-то иного, платит за все это поставщик. Опять-таки, при условии наличия такого пункта в договоре он может рассчитываться за услуги выгрузки-погрузки товара, но обычно за это отвечает сам поставщик.
Если покупатель не принял в указанный срок товар, хотя его доставка и была осуществлена, то он оплачивает все возникшие дополнительные расходы. Кроме того, оплата непредвиденных расходов (связанных с грузом) при транспортировке товара по территории другой страны (если иного нет в договоре) практически всегда возлагается на получателя.
Вот мы и рассмотрели условия поставки CPT (Инкотермс). 2012 год принес новые правила, но все описанные нами положения в них остались неизменными.
Случаи форс-мажора
Под этим понимаются ситуации, когда какая-то из сторон не может выполнить свои обязательства по причинам, которые не зависят от поставщика или покупателя. Как правило, это стихийные бедствия, дестабилизация политической обстановки в стране или что-то подобное. Чаще всего в договоре имеется пункт, согласно которому стороны могут разойтись полюбовно. Если этого не происходит, ситуация рассматривается в арбитражном суде.