В русский язык термин «штурмовая винтовка» пришел в виде кальки с немецкого Sturmgewehr и английского Assault rifle. Считается, что автором термина мог быть Гитлер, который в 1944 году, руководствуясь пропагандистскими соображениями, назвал автоматический карабин под промежуточный патрон (специально созданный винтовочный патрон уменьшенной мощности) штурмовой винтовкой. При этом и базовая концепция такого оружия и сам термин появились значительно раньше, еще в годы Первой мировой войны.
Считается, что впервые термин «винтовка для штурма» (Assault phase rifle) был использован Айзеком Льюисом (Isaac Lewis), американским конструктором, создателем одноименного знаменитого пулемета, применительно к линейке опытных автоматических винтовок, разработанных им в 1918-1920 годах. Эти винтовки использовали штатный американский винтовочный патрон .30 М1906 (.30-06, 7,62х63 мм). Необходимо отметить, что большое влияние на разработку данного патрона оказал немецкий патрон 7,92х57 мм с легкой остроконечной пулей. Находясь под впечатлением от успеха инженеров из Германии, их американские коллеги в марте 1906 года приступили к работе над своим патроном винтовочного калибра с остроконечной пулей. Опытные автоматические винтовки Льюиса повторяли ту же концепцию «ведения огня с ходу», что и автоматическая винтовка Браунинга BAR M1918.
Людьми, которые придумали данную концепцию, были французы. В начале XX века французская армия находилась на вершине технического прогресса. Сначала здесь приняли на вооружение самозарядные винтовки, а в годы Первой мировой оснастили пехоту новым классом стрелкового оружия — автоматическими винтовками, которые производились во Франции массово. Благодаря этому французская пехота получила оружие, пригодное для ведения огня от пояса с рук или от плеча, с коротких остановок или прямо на ходу. Главным назначением французских автоматических винтовок была поддержка пехоты, которая вооружалась обыкновенными магазинными винтовками, непосредственно во время проведения атаки или штурма позиций противника.
BAR M1918
Первым серийным образцом оружия данного класса называют ружье-пулемет, автоматическое ружье или ручной пулемет Шоша образца 1915 года (Fusil Mitrailleur CSRG Mle.1915). Вскоре после него уже в России была создана знаменитая автоматическая винтовка системы Фёдорова образца 1916 года, позднее вошедшая в историю как автомат Фёдорова. Наконец в 1918 году в США Браунинг создал свою автоматическую винтовку М1918.
Первая ласточка ручного автоматического оружия, которой, безусловно, была модель Fusil Mitrailleur CSRG Mle.1915, изначально проектировалась с учетом возможного массового выпуска на неспециализированных предприятиях (основным производителем этого ручного пулемета в годы Первой мировой войны была велосипедная фабрика «Гладиатор»). Оружие сумело стать действительно массовым, всего за три годы войны было собрано более 250 тысяч единиц этого ружья-пулемета. В то же время массовое производство стало недостатком модели и самым слабым ее местом — уровень промышленности начала XX века не позволял гарантировать необходимые стабильность характеристик и качество от образца к образцу, что в совокупности с довольно сложной конструкцией оружия и открытым для доступа пыли и грязи магазином вело к повышенной чувствительности модели, к общей невысокой надежности и чувствительности к загрязнениям. В то же время при правильном обслуживании и надлежащем уходе ручной пулемет CSRG Mle.1915 мог обеспечить приемлемую боевую эффективность (стрелков старались набирать из числа сержантского состава, а их обучение длилось до трех месяцев).
Характерной деталью данной модели был огромный секторный магазин открытого типа, который был рассчитан всего на 20 унитарных винтовочных патронов 8х50 Лебель. Во многом именно неудачная конструкция магазина и являлась главным источником претензий к оружию. Многие называли пулемет Шоша худшим оружием в своем классе, склонным к очень большому количеству отказов и задержек при стрельбе. К другим недостаткам оружия относили очень сильную отдачу и небольшую скорострельность — всего порядка 250 выстрелов в минуту.
Fusil Mitrailleur CSRG Mle.1915
И французский Fusil Mitrailleur CSRG Mle.1915 и автомат Фёдорова и Браунинг М1918 объединяло то, что все три «штурмовых винтовки» имели один недостаток — в них использовались штатные винтовочные патроны того временного периода, обладавшие откровенно избыточной для штурмового применения дальностью стрельбы и энергией. Все это вело к очень сильной отдаче при выстреле, а также значительной массе и габаритам самого оружия. Все дело в том, что винтовочные патроны тех лет были созданы еще в конце XIX, начале XX века, когда залповая стрельба из винтовок на большие дальности считалась нормальным и общепринятым способом ведения пехотного боя. В результате этого убойная дальность винтовочных пуль тех лет доходила до двух километров, тогда как в условиях реального боя пехотинец вряд ли мог рассчитывать увидеть бойцов противника на удалении более 300-400 метров, не говоря уже о том, чтобы попасть в них со сколько-либо большой вероятностью. Одновременно с этим никто из военных не отрицал важности и необходимости маневренного автоматического огня с целью подавления сопротивления противника как во время атаки, так и в обороне.
Очевидным решением наметившейся проблемы могло стать создание новых патронов, обладающих уменьшенной мощностью. Такие боеприпасы позволили бы решать задачи по поражению солдат противника на дальности до 300-500 метров. Более того, разработка подобных патронов сулила серьезный выигрыш в их массе, а значит и в массе оружия в целом, а также в снижении отдачи при выстреле, в экономии пороха и материалов, в увеличении носимого солдатом количества патронов.
Любопытным представляется тот факт, что сама концепция «ослабленных» винтовочных патронов появилась еще во времена господства дымного пороха — целый ряд армий во второй половине XIX века вооружили свои кавалерийские части и другие не пехотные подразделения карабинами, стрелявшими ослабленными (в сравнении со штатными винтовочными) патронами. На этом этапе ближе всех к реализации концепции «штурмовой винтовки» находились американцы, которые создали и выпускали скорострельные магазинные карабины систем Спенсера и Генри. Данные карабины активно и успешно использовались в годы Гражданской войны в США, а затем применялись и во время покорения «Дикого Запада». Это были компактные и легкие образцы стрелкового оружия, которые использовали существенно более слабые патроны, чем обычные однозарядные армейские винтовки того периода. Это с лихвой компенсировалось существенно большей плотностью огня на короткой дистанции, что было особенно важно во время кавалерийских атак, которые были достаточно скоротечны. Та же винтовка и карабин Спенсера оснащались трубчатым магазином на 7 патронов, все 7 пуль можно было выпустить в противника за 7 секунд, для того времени это была фантастическая скорострельность.
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война дала воющим сторонам реальный боевой опыт применения подобного стрелкового оружия. К примеру, в 1917-1918 годах французская пехота успешно использовала самозарядные американские карабины Winchester 1907 под патрон .351 WSL (9х35SR). Они были оснащены магазинами повышенной емкости и переделаны под возможность ведения огня очередями. Карабины Winchester 1907 были существенно удобнее и короче обычных винтовок тех лет. Они обеспечивали солдатам большую свободу маневра и оснащались коробчатыми магазинами на 5, 10 или 15 патронов, могли эффективно использоваться на дистанции до 300 метров. Модель данной винтовки 1917 года была специально модифицирована для возможности ведения огня очередями, а также получила новый магазин, рассчитанный на 20 патронов. Темп стрельбы модели 1907/17 составлял порядка 600-700 выстрелов в минуту. По сути, Winchester 1907 был предвестником нового класса стрелкового оружия — автоматических карабинов под винтовочные патроны уменьшенной мощности, называемые также «промежуточными» (средние между обычным винтовочным и пистолетным патроном).
Уже в 1918 году во Франции на базе охотничьего патрона .351WSL был разработан специальный армейский патрон 8х35SR, который оснащался остроконечной пулей от французского 8-мм патрона Лебель. Под новый патрон конструктором Рибейролем был разработан опытный автоматический карабин Ribeyrolles Modele 1918 (официальное наименование — Carabine Mitrailleuse 1918). Так как патрон 8х35 мм по своим характеристикам был близок к промежуточным патронам, это дает основание считать карабин Рибейроля одним из первых предшественников современного автомата.
Winchester 1907
В том же году в США компанией Винчестер также был создан схожий патрон. Взяв за основу гильзу от .351WSL, американские инженеры снабдили ее 9-мм остроконечной пулей, новый патрон получил обозначение .345WMR (Winchester Machine Rifle), начальная скорость полета его пули равнялась примерно 560 м/с. Специально под данный патрон был создан достаточно оригинальный по конструкции автоматический карабин системы Бертона (Burton-Winchester Machine Rifle).
Это было оружие со свободным затвором, оригинальными особенностями модели были сменные стволы (обыкновенный для авиационного варианта и укороченный с приливом для штыка, предназначенный для пехотинцев), а также необычная система подачи патронов. Она включала в себя два приемника под секторные магазины, они располагались сверху оружия в форме буквы V. Магазины имели емкость по 40 патронов, а переключение оружия на второй магазин происходило в автоматическом режиме, после того как становился пустым первый. Темп стрельбы составлял уже порядка 800 выстрелов в минуту, при этом обеспечивалась и довольно хорошая практическая скорострельность. Вес карабина составлял около 4,5 кг без патронов.
Позднее уже в начале 1920-х годов аналогичные патроны и автоматические или самозарядные карабины под них были разработаны в Италии и Швейцарии, в 1930-х годах — в Германии и Дании. Однако ни один из этих образцов в итоге так и не был принят на вооружение. Так почему же настолько перспективное, казалось бы стрелковое оружие, так и не получило широкого применения вплоть до второй половины Второй мировой войны, вот лишь несколько предположений на этот счет:
Burton-Winchester Machine Rifle
1. Высокопоставленные военные по своей натуре были людьми консервативными, не рискующими своей карьерой во имя разработок, чья полезность не была им вполне очевидна. Большая часть военачальников того времени выросла в условиях широкого использования магазинных винтовок с отсечкой магазина, штыковых атак и залповой стрельбы. Идея вооружения бойцов скорострельным автоматическим оружием в массовом порядке представлялась им чуждой.
2. Несмотря на очевидную экономию в затратах на производство, материалах и доставку каждого патрона, существенно растущий расход патронов в автоматическом оружии по сравнению с обыкновенными магазинными винтовками все равно привел бы к росту уровня нагрузки как на производство, так и на логистическую сферу.
3. К моменту завершения Первой мировой войны ручные и станковые пулеметы превратились в неотъемлемый элемент вооружения пехоты. Поэтому использование значительно ослабленных промежуточных патронов в пулеметах, особенно станковых, означало бы резкую потерю в эффективности их огня по всем типам целей, а это, в свою очередь, означало необходимость внедрения нового ослабленного патрона параллельно с выпуском традиционных винтовочных патронов (а не вместо них), что также лишь усложняло логистику.
4. Вплоть до конца 1930-х годов в число наиболее типичных целей для поражения пехотинцами огнем из стрелкового оружия входили не только бойцы противника, но и лошади (во многих странах кавалерия по-прежнему была очень важным родом войск), а также бронеавтомобили и низколетящие самолеты. Применение ослабленных «промежуточных» патронов могло серьезно уменьшить возможности пехотных частей в борьбе с данными целями, что признавалось недопустимым.
Советские 7,62-мм патроны: винтовочный, промежуточный и пистолетный
Конечно, существовали и иные причины, вследствие этого, в предвоенный период в большинстве государств мира в качестве перспективного индивидуального оружия пехотинца рассматривались самозарядные винтовки, спроектированные под «традиционные» винтовочные патроны. Попытки принятия на вооружение патронов уменьшенной мощности для самозарядных винтовок или создания автоматических винтовок под штатный винтовочный патрон (немецкая FG-42 и советская АВС-36 под 7.62х54R) успехом не увенчались. В результате этого к началу Второй мировой войны большинство пехотинцев всех воющих стран все еще оставались вооружены самозарядными винтовками или магазинными винтовками с ручной перезарядкой, рассчитанными на дальнобойные и мощные винтовочные патроны.
Источники информации:
https://www.all4shooters.com/ru/strelba/tekhnika/Shturmovyye-vintovki-1-zadolgo-do-Shturmgevera/
http://modernfirearms.net/machine/fr/chauchat-csrg-m1915-r.html
http://www.armoury-online.ru/articles/civil/us/win-1907
Материалы из открытых источников