Украину нельзя назвать среди приоритетов внешней политики Евросоюза. В настоящее время для Брюсселя гораздо важнее затормозить процесс расширения ЕС и разобраться с накопившимися в институциональной сфере проблемами, уверен доцент МГИМО, политолог Николай Топорнин.
Глава дипломатии ЕС Федерика Могерини на встрече с руководителями европейских дипломатических миссий рассказала о приоритетах внешней политики Евросоюза. Среди ключевых направлений она назвала оборонную политику, борьбу с терроризмом, миграцию, стабилизацию ситуации на Балканах и укрепление системы международных отношений. Украина в список приоритетов Брюсселя на будущий год не попала.
«Все-таки Украина не член Европейского союза и даже не кандидат на вступление в ЕС. Киев пока всего лишь подписал соглашение об ассоциации и только-только приступил к исполнению его в полном объеме. Украину никто не рассматривает в качестве перспективного члена. Наоборот, в свое время Жан-Клод Юнкер четко дал понять, что Украина может всерьез не рассчитывать в ближайшие 20-30 лет стать членом ЕС. Евросоюз сейчас пытается наоборот затормозить процесс расширения за счет новых членов, чтобы разобраться с накопившимися в институциональной сфере проблемами.
Что касается Балкан, то по крайней мере Словения и Хорватия являются государствами ЕС, и почти все оставшиеся страны – Албания, Македония, Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина в той или иной степени считаются кандидатами на вступление в ЕС. Естественно, что внимание внешней политики Брюсселя больше приковано к ситуации на Балканах, а не на Украине. Тем более «балканский путь» остается одним из основных для мигрантов. Для Евросоюза очень важно, чтобы ситуация в регионе оставалась под контролем, а балканские страны следовали общей линии миграционной политики», — объясняет ФБА «Экономика сегодня» политолог.
Слова об укреплении системы международных отношений, основанных на многосторонних нормах, Топорнин называет выдержкой из основополагающих актов ЕС. В данном случае речь идет о тексте Лиссабонского договора, где прописаны обязательства соблюдать важнейшие международно-правовые нормы, принципы, стандарты и конвенции.
«Еще одним ключевым направлением внешней политики ЕС по праву можно назвать миграцию. Эта проблема тревожит некоторые страны с момента начала в 2015 году серьезного миграционного кризиса, когда более миллиона человек переехали в Европу. Неконтролируемая миграция создала напряженность в европейском обществе, а некоторые страны Восточной Европы и вовсе открыто заявили о своем несогласии с миграционной политикой Брюсселя», — продолжает собеседник.
Упоминание оборонной доктрины также не случайно. Как напоминает Топорнин, о ней после заявлений Трампа о НАТО как об «устаревшей организации» говорили Меркель, Юнкер и Туск. Но США до сих пор несут до 70% финансовой нагрузки в НАТО, в то время как большинство государств в ЕС не выполняют квоту в 2% на оборону от бюджетных трат.
«После слов Трампа европейцы всерьез задумались об обеспечении своей безопасности без США, шла речь и о создании европейских вооруженных сил. Пока планы остаются скорее на бумаге, но тем не менее уже запланировано создание стратегического командования и сил быстрого реагирования, которые бы могли адекватно решить всплески миграционного кризиса. Не исключено, что в будущем Евросоюз попробует создать свои объединенные вооруженные силы», — резюмирует эксперт.
Андрей Петров, ФБА «Экономика сегодня»