Два украинских министерства, подсчитав число жертв суицида среди тех, кто воевал в «зоне антитеррористической операции», сообщили принципиально разные результаты подсчётов. По версии Минздрава, число покончивших с собой карателей не превышает ста человек – во всяком случае, в министерском реестре сегодня насчитывается не более ста анкет. В МВД же объявили о 500 ветеранах-самоубийцах. Так кто же прав и почему до недавнего времени засекреченная ведомственная статистика настолько разнится?
Пересчитать военнослужащих и добровольцев-самоубийц традиционно не получается. Помнится, ещё в августе 2015 года телеканал олигарха Игоря Коломойского «1 плюс 1» сообщил о 136 самоубийствах украинских солдат и офицеров, воевавших на юго-востоке страны. А в июне 2016-го главный военный прокурор Анатолий Матиос вызвал бурю страстей, объявив о 259 самоубийцах-военных – добровольцев из карательных батальонов он принципиально не брал на карандаш. Общественные организации, помнится, потребовали поимённых списков покойников, не поверив в то, что их настолько много. И Матиос эти списки им предоставил. Впрочем, в ДНР тотчас же заявили, что у них также имеются похожие списки, но они чуть ли не втрое длиннее. Одновременно самоубийц попытались пересчитать в Минобороны Украины. Считали четыре месяца – насчитали 63 самоубийц. Как позже выяснилось, реальную статистику самоубийств засекретил Генштаб, а данные, предоставленные Минобороны киевскому журналисту Алексею Братущаку, были намеренно занижены – дабы не создавать паники. Засекретили статистику, как удалось прояснить нашему изданию, на 10 лет. При этом, по словам представительницы украинской ассоциации специалистов медико-психологического обеспечения сил безопасности и обороны Натальи Степуки, официальных подсчётов самоубийц – «ветеранов АТО», до недавнего времени не вело ни одно украинское ведомство. Вот вам и объяснение расхождениям в ведомственной статистике.
Недавно глава МВД Арсен Аваков намекнул, что тех, кто покончил с собой, вернувшись из зоны АТО, на самом деле, может быть много больше, чем сообщают официальные источники. По его словам, более 90 процентов ветеранов испытывают психологические и психические проблемы, и если принять во внимание, что таковых на сегодняшний день насчитывается порядка 300 тысяч человек, то и возможная статистика самоубийств может в корне отличаться от заявленных цифр.
Версия