4 октября 1916 года указом Императора Николая II основан незамерзающий порт Романов-на-Мурмане, крупнейший город за Северным полярным кругом
Романов-на-Мурмане стал последним городом, основанным в Российской империи. Уже в апреле 1917 года Временное правительство переименовало его в Мурманск. Такое имя город носит и по сей день.
Насущная потребность в основании незамерзающего порта на Севере осознавалась в правительственных кругах Империи еще при Императоре Александре III. В своём дневнике от 24 июля 1894 года Великий Князь Константин Константинович писал: «Русские люди давно подумывают о гаванях Мурмана как незамерзающих, а потому удобных для военного порта». В 1894 году Царь послал на Кольский полуостров комиссию во главе с министром финансов Сергеем Юльевичем Витте, с целью подыскать нужную гавань для «главной морской базы» русского военного флота.
В поездке на Мурман Витте сопровождали специалисты морского дела. Изо всех осмотренных бухт Мурманского побережья наилучшей оказалась Екатерининская гавань, которая, по его словам, была «замечательна «как по своему объему, полноводью, так и по своей защищенности».
По возвращению в Петербург Витте подал Александру III обстоятельный отчет о поездке. В нем говорилось, что благодаря тёплому Гольфстриму мурманские бухты не замерзают зимой, они весьма глубоководны, расположены вблизи Европы.
Из Мурмана, писал Витте, открывается свободный выход в океан. Витте был убеждён, что Мурман – идеальное место для военно-морской базы. Он предлагал эту базу устроить в Екатерининской гавани, провести к ней от Петербурга двухколейную железную дорогу и построить на Мурмане мощную электростанцию. Александр III проявил живой интерес к этой записке и даже стал посылать военные суда для охраны Кольского полуострова от иностранных браконьеров. Однако никакого решения по этому вопросу он не принял, а вскоре Царя не стало.
Император Николай II еще, будучи Цесаревичем, был, по словам Великого Князя Константина Константиновича, «большим сторонником Мурмана». Однако, не будучи по свойствам личности авантюристом, он хотел всестороннего анализа ситуации, чтобы принять взвешенное и продуманное решение. В конце 1894 года предложения Витте рассматривала «Комиссия по проведению железных дорог на севере России», которая высказалась за преждевременность реализации этого проекта.
Представитель военного министерства генерал-майор Василий Устинович Соллогуб заявил: «В настоящее время Мурманский берег является местом почти совершенно незаселенным. Начинать же с устройства военного порта – рискованно и преждевременно».
Однако Царь не отказался от планов освоения Мурмана. Было решено построить в Екатерининской гавани коммерческий порт, который дал бы возможность развивать край. 7 июня 1899 года Николай II присвоение «городскому поселению и порту при Екатерининской гавани название «Александровск».
В новом административном центре края были построены здания полицейского управления, камера мирового судьи, арестный дом. Сооружены были также общественные бани, аптека при больнице и флигель для медицинского персонала, здание для машин электрического освещения, водопровод, дамба.
После создания на Мурмане инфраструктуры, Государь вновь вернулся к мысли создания там военно-транспортного порта, что произошло уже в ходе Первой мировой войны.