Как погибают народы и государства. Содом, Тир, Сидон, Помпея
В работе «Война и Библия» святитель Николай Сербский подчеркивает, что Содом и Гоморра погибли не от войны, а от мира — от мира без Бога. Об этом и причинах гибели Содома, Тира, Сидона и Помпеи, исследуя труды святителя, рассказывает в своей статье доктор экономических наук, ученый, писатель-публицист Валентин Катасонов
Напомню, что в предыдущей статье мы говорили о судьбе семи ханаанских народов, опираясь на оценки и выводы святителя Николая Сербского. Святитель говорил о таком средстве уничтожения народов как войны. Но могут быть и другие средства – наводнения, землетрясения, извержения вулканов, природные катаклизмы, эпидемии и т.п.
Не следует забывать, что самое масштабное уничтожение людей – Всемирный потоп. Он произошел в XXI в. до Р.Х. Может быть, в абсолютном выражении масштабы уничтожения людей были не самыми рекордными в истории человечества. По разным оценкам, накануне потопа в мире проживало от 10 до 15 млн человек[1]; все они (выжил лишь Ной с семейством) были поглощены морской стихией. В относительном выражении это была вселенская катастрофа, прообраз тех катастроф, которые описаны в Апокалипсисе (в последние дни человеческой истории большая часть человечества также погибнет, только не от водной, а огненной стихии).
Святитель вспоминает и другие случаи гибели народов и государств: «Жители Содома и Гоморры были такими же духовными мертвецами, и вышняя сила послала на них огонь и пепел, чтобы похоронить их. Такими же были Тир и Сидон, и война их истребила. Такова была и Помпея, за что и погибла под огнём и пеплом». Содом и Гоморра, Помпея погибли не от войн, а от природных катаклизмов.
Согласно Библии, во времена Авраама Содом, который находился вблизи Мертвого моря, был цветущим и богатым городом. Рядом с ним находились города Гоморра, Адма, Севоим и Сидон, которые образовывали содомское пятиградие. Жители этих городов «были злы и весьма грешны» (Быт. 13:13), поэтому «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли» (Быт. 19:24-25). В Библии также говорится, что вместе с Содомом и Гоморрой около 3900 лет назад были уничтожены Адма и Севоим.
В работе «Война и Библия» (раздел «Исполнение пророческих слов о войнах») святитель подчеркивает, что «Содом и Гоморра погибли не от войны, а от мира – от мира без Бога». И в этой связи они приводит несколько высказываний пророка Иезекиля: «Ибо Я отнял у этого народа мир Мой, говорит Господь» (Иер. 16:5). «За что же Благой Господь отнял мир у народа? – вопрошает святитель. За то, что «устами своими говорят другу своему мир, а в сердце своём готовят ему засаду. За это ли не наказать их?» (Иер. 9:7-8). За их двуличность и лицемерие «брошены будут трупы людей, как навоз на пол, и как снопы позади жнеца, и некому будет собрать их» (Иер. 9:21).
Святитель упоминает города Тир и Сидон. Это были крупнейшие финикийские города. Финикия (от греч., буквально «страна пурпура») — древнее государство, находившееся на восточном побережье Средиземного моря с центром в современном Ливане. Жители страны, финикийцы, создали мощную цивилизацию с развитыми ремёслами, морской торговлей и богатой культурой. Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем фонетического письма. Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200 — 800 год до нашей эры. Тяжёлым ударом для финикийской торговли впоследствии стало падение и окончательное разрушение Карфагена. В I веке до н.э. Финикия была завоёвана царем Великой Армении Тиграном Великим[2].
Тир был самым главным городом Финикии в древние времена. Иезекииль, пророк, живший в VI в. до Р.Х., предсказывал, что камни, деревья и земли Тира будут брошены в море и на том месте останутся только голые скалы (Иез. 26:12-14). Все, что предсказывал пророк Иезекииль и другие пророки в отношении Тира, сбылось. Это интереснейшая, захватывающая история.
В своей известной работе «Слове о законе» святитель пишет: «Почему погиб Тир, торговый город, богатый и роскошный? Стал он гордиться богатством своим и преследовать тех, кто держится Бога. Поэтому и погиб безвозвратно. «…Твоим разумом ты приобрел себе богатство и в сокровищницы твои собрал золота и серебра, – говорит пророк Иезекииль, – …посредством торговли твоей ты умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим» (Иез. 28:4-5). «Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои, – говорит Господь устами пророка, – и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле… и не будет тебя во веки» (Иез. 28:18-19)»[3].
В работе «Война и Библия» (раздел «Исполнение пророческих слов о войнах») святитель ссылается еще на одного пророка – Захарию, который также предвещал смерть Тира: «И устроил себе Тир крепость, накопил серебра, как пыли, и золота, как уличной грязи. Вот, Господь сделает его бедным и поразит силу его в море, и сам он будет истреблен огнем» (Зах. 9:3-4). Святитель комментирует: «Следовательно, нисколько не помогают ни серебро, ни золото, если переполнится чаша беззаконий и нечестия и если замахнется [на кого-либо] рука Господня». Последняя страница истории Тира: Александр Македонский долго осаждал город, сломил оборону, опустошил и сжег город.
Вот что говорил о бесславном будущем Тира Иезекииль: «…будут искать тебя, но уже не найдут тебя» (Иез. 26:21). Так оно и получилось. Археологи не могу найти ни его центра, ни определить где проходили стены города[4].
Рассказывая в «Войне и Библии» о Сидоне, еще одним процветающем городе Финикии, святитель Николай Сербский приводит следующее высказывание пророка Иезекииля: «Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки» (Иез. 28:18-19). И следующим образом комментирует эти слова пророка: «В самом деле, сегодня едва ли могут указать место, где некогда высился Сидон. А в ту пору он был чрезвычайно богат, чрезмерно «культурен», но донельзя горд и нечестив».
Можно привести и другие слова Иезекииля, рисующих будущее Сидона: «…И скажи: вот, Я на тебя, Сидон, И прославлюсь среди тебя, И узнают, что Я — Господь, Когда произведу суд над ним И явлю в нем святость Мою; И пошлю на него моровую язву И кровопролитие на улицы его, И падут среди него убитые мечем, пожирающим его отовсюду; И узнают, что Я – Господь». (Иез. 28:22,23). Во времена после Иезекииля и до Иисуса Христа у Сидона было много завоевателей: ассирийцы, вавилоняне, египтяне, греки и, наконец, римляне. Ирод Великий бывал в Сидоне. Сообщается, что Иисус Христос и Святой Павел тоже его посещали. Город был в конце концов завоеван арабами, а затем турками-османами. Некоторые полагают, что Сидон в отличие от Тира полностью не исчез и полагают, что нынешний ливанский город Сайда находится как раз на том месте, где когда-то стоял цветущий и богатый Сидон, о котором вспоминали ветхозаветные пророки и Сам Спаситель.
Напомню слова Иисуса Христа: «Тогда начал Иисус укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам». (Мф. 11: 20-22).
Святитель также упоминает исчезнувшую Помпею. Ее Бог (также как и Содом и Гоморру) уничтожил не оружием врагов Помпеи, а силами природы. Все помнят картину русского художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Помпеи — древнеримский город, погибший в одночасье 24 августа 79 года в результате извержения вулкана Везувия. Город был в высшей степени развращенный, он вполне мог по этой части конкурировать с Содомом и Гоморрой. Кстати, гору Везувий на протяжении многих веков после этого называли «горой назидания», а сегодня в постхристианской Европе это название почти совсем забыто[5].
Конечно, в Библии говорится о судьбах еще многих других народов, кроме тех, которые мы рассмотрели выше. Святитель Николай Сербский в своих работах обращается к их историям и каждую из них сопровождает назидательными выводами.
Об этих новых поучительных историях мы поговорим в следующий раз.