Популярный американский журнал «Тайм»
назвал Эммануэля Макрона следующим ведущим политиком Европы вместо Ангелы Меркель. Основания для таких умозаключений у «Тайм» имеются.
«Большая коалиция» в Германии после сентябрьских выборов 2017 года развалилась, погрузив страну в состояние неопределённости. Когда в Германии появится новое дееспособное правительство, никто не знает, а время не ждёт. Образовалась ниша, которую стремится занять Франция. Судя по манере поведения Макрона как самого молодого в истории Франции президента, он готовится освоить роль европейского лидера большого масштаба.
Когда Франция прощалась недавно с легендой рока Джонни Холлидеем, Макрон произнес речь, обращённую к сердцам французов и прозвучавшую как призыв, объединяющий нацию. Здесь он уловил главное – он понял, как важно проложить дорогу к гражданскому согласию в стране. А планы его амбициозны.
Ещё во время президентской избирательной кампании он вышел из бесцветной Социалистической партии и создал свою, ни на что не похожую партию «Вперёд!», объявив её «ни правой, ни левой» и заменив в своей агитации противопоставление труда и капитала отношением к глобализации и национальному суверенитету.
Став президентом, Макрон стал многое ломать. В госаппарате он изменил систему найма высших чиновников. Подверг критике «политический класс», обвинил политиков в «бесплодных спорах и пустых амбициях». В связи с делом жены Франсуа Фийона, обвинённой в фиктивной работе в качестве помощника депутата, был принят закон, запрещающий депутатам, сенаторам, министрам и деятелям местного самоуправления нанимать близких родственников на работу в качестве помощников. Одновременно был принят закон, лишающий депутатов права на представительские расходы, за которые они не обязаны отчитываться. Макрон заявил также, что готовятся законопроекты, оптимизирующие деятельность парламента и изменяющие избирательную систему с помощью введения элементов пропорциональности, сокращающие численность депутатов, сенаторов и выборных лиц местных органов власти на треть, а также резко уменьшающие возможность совмещать выборные мандаты.
В программе Макрона значатся преобразования всех основных сфер общественной жизни (шесть крупных реформ): от реформы трудовых отношений (закон уже принят) до реформы системы образования и правил введения режима чрезвычайного положения, который продлевался шесть раз. Главный лозунг этих изменений: «Освободить энергию, защитить французов, инвестировать в экономику».
В области жилищной политики Макрон стремится изменить ситуацию, когда государственная поддержка нуждающимся арендаторам приводит к росту арендной платы, а также сделать упор на жилищное строительство в районах, особо дефицитных, чтобы стоимость жилья начала падать. Задуман серьёзный пересмотр системы образования.
Во внешней политике Макрон назвал своим приоритетом борьбу с «исламским терроризмом». Все меры борьбы с террористами должны войти в гражданский кодекс: МВД без судебного разбирательства получит право задерживать подозреваемых, принимать решение о ношении электронного браслета, проводить административные обыски (в том числе ночью), закрывать места религиозного культа (мечети).
Не успев прийти к власти, французский президент предложил серьёзно увеличить бюджет еврозоны. И когда СвДП начала грозить заблокировать переговоры по «ямайке», Макрон срочно послал своего министра финансов Брюно Ле Мэра в Берлин, что бы тот высказал настоятельную просьбу не хоронить планы по новому бюджету еврозоны. После провала переговоров он поочередно позвонил Меркель и Шульцу с призывом начать процесс создания новой «большой коалиции». Для него восстановление союза «красных» и «чёрных» в Германии означает надежду на возможность укрепления еврозоны и солидарности в рамках ЕС.
Ввиду того, что для Меркель перспективы выхода из патовой ситуации с созданием коалиционного правительства в Германии остаются неясными, шансы Макрона как ведущей политической фигуры в Европе возрастают. Вместе с тем французский президент понимает, что его общеевропейские амбиции станут убедительными лишь в том случае, если он успешно проведёт уже начатые преобразования во Франции.
В настоящее время государственный аппарат Пятой республики живёт в состоянии постоянного стресса, заданного новым руководителем. По признанию многих госслужащих, темпы перемен таковы, что многие сотрудники едва выдерживают нагрузку. А президент уже составляет планы до окончания своего срока в 2022 году. В этих планах, в частности, значится цель достичь для своей партии «Вперёд!» на выборах в Европарламент в 2019 году высоких результатов. В сентябре Макрон представил на широкое обсуждение план масштабной реформы Евросоюза в 2018-2024 годах. Он высказался за создание поста министра финансов и многомиллиардного совместного бюджета еврозоны. Кроме того, он предложил изменить правила налогообложения во всех странах-членах еврозоны. Среди этих инициатив – создание единого парламента для стран ЕС, имеющих общую европейскую валюту. Наполнять бюджет Макрон предложил, в частности, введением в Евросоюзе единого налога на финансовые операции, который уже существует во Франции и Британии.
По мнению французского президента, в начале следующего десятилетия Европа должна иметь общие вооружённые силы, единый оборонный бюджет и общую доктрину действий. Кроме того, необходимо создание подразделений гражданской обороны, а также общеевропейского агентства по предоставлению убежища и совместной пограничной службы. Следующими шагами этой наднациональной интеграции, в представлении Макрона, должны стать создание Европейской академии разведки и Европейского бюро по делам беженцев.
В Брюсселе и Берлине уже заявили о поддержке этих инициатив, а молодой французский президент разучивает роль носителя «новой надежды» Европы.
Говорят, свято место пусто не бывает. Новое правительство, которое когда-нибудь в Германии появится, вряд ли сможет быть таким сильным, как раньше. Политическому классу Германии предстоит пересмотр ориентиров. А пока это не произошло, Эммануэль Макрон пытается использовать шанс вывести Францию в европейские лидеры.
ДМИТРИЙ СЕДОВ