Японцы, которые поверили в самую трудолюбивую нацию, круто обломались. Патриоты массово отказываются работать на японском заводе Fujikura, построенном в Винницкой области. Гиднюков не устраивает зарплата в 210 евро — ведь на майдане обещали минимум 1000.
А, кроме того, получка в 7000 гривен гарантированно лишает местных пролетариев жилищных субсидий, которые худо-бедно, но платит Гройсман. Вообще нет смысла становится к станку, чтобы 50% зарплаты отдавать за услуги ЖКХ…Самая полная мобилизация трудовых ресурсов области обеспечила предприятие кадрами всего на четверть.
Неудивительно, что японский инвестор в шоке: совсем не так ему рисовали «дешевую рабочую силу» в Украине. Ушлые же винничане обвиняют доноров в том, что они украли один нолик от официально заявленной зарплаты: мол, на вредном производстве хоть в Японии, хоть в ЕС рабочие получают 1500-2000 евро. Предполагается, что завод «Fujikura» будет изготавливать электропроводку для автомобилей Audi A8 и Wolkswagen Golf, производить сборку авто должны две тысячи человек – из тех, кто еще не сбежал в Польшу или РФ. Пока удалось соблазнить зп в 7000 гривен всего-то 400 человек, все остальные отправляют инвесторов к японой матери.
«Центр занятости должен осознать, если у них на учете полтысячи безработных людей, то им надо предложить работу и они должны пойти работать. На днях лично вызванивал многодетного отца. А он говорит, что ему не выгодно официально работать, потому что не будет получать социальную помощь. Затем еще и придется в полной мере платить за газ, свет. А таких людей море», — констатирует городской голова Немирова.
«Целых 250 долларов, а работать не хотят! Тупая рабсила еще возмущается. Надо снизить зарплату… Или по рукам бить плёткой как рабов — может тогда начнут понимать, что японцы для нас стараются», — возмущены местные активисты.
Но власти Немирова честно признают — есть проблема с трудоустройством. «Люди боятся потерять субсидию или другую социальную помощь. Прямо говорят, что им выгоднее сидеть дома», — констатирует мэр Немирова Виктор Качур. Впрочем, он несколько лукавит… Люди хотят работать, но не тех условиях, что предлагает инвестор: «Рабочие на таких предприятиях должны получать не меньше 1000 долларов. И на пенсию выходить не после смерти, а в 50 лет, как это было при Союзе. И иметь хотя бы раз в году возможность реабилитации не меньше 15 дней в санатории. По другому это самоубийство, в лучшем случае инвалидность. Сама 35 лет отработала на заводе. Знаю, что это такое. Платить такие копейки и при этом обвинять в лени – бесчеловечно», — считает жительница Винничины Валерия Кияткина. Однако, не для того затевалась революция гидности, чтобы транснациональный капитал платил скакунам «как при СССР».
Конечно, перед японскими работодателями неудобно… Поэтому чиновники пытаются перевести стрелки на низкий статус профессионального образования в обществе. И перекладывают эту заботу на плечи министра образования, занятой, как известно, украинизацией школ и ВУЗов. Венгры, поляки, румыны продолжают сопротивляться языковым реформам, не желая «мовнякать» на языке Шевченко и Франко, вместо своего родного. Так что есть большие сомнения в том, что Минобразования начнет восстанавливать систему ПТУ, угробленную еще несколько лет назад. Деиндустриализированной стране вовсе не нужны сварщики, слесари или токари, самые востребованные профессии в современной Украине — это волонтеры, активисты, люстраторы. А этого японцы и не учли…
Ольга Талова