Сегодня день памяти, пожалуй, самого «неудобного» «украинского святого». От чьего наследия маниакально пытается избавиться автофекальное лобби в епископате УПЦ (МП).
В ноябре 2013 г. на киевском Майдане состоялся концерт со «страшным» даже для той – януковичской – Украины названием «Мы едины». Страшным – ввиду состава участников: Кубанский казачий хор, белорусские «Песняры», уральский «Чайф», харьковско-питерские «Разные люди», киевские «Братья Карамазовы», сербский No Smoking Orchestra во главе с самим Эмиром Кустурицей! И, не поверите, за час до этого звёздного марафона, его трансляцию отменили! Даже по местному каналу! Представляете, в город приезжает Кустурица, даёт разрешение на бесплатную трансляцию своего концерта (то же, разумеется, и звёзды общесоюзного, так сказать, масштаба), а город отпирается!
Команда на запрет показа поступила из Администрации президента (возглавляемой тем самым Лёвочкиным, что через три недели устроит провокацию под названием «избиение онижедетей» для реанимации издыхающего Евромайдана). А выполнил указание мэр Попову (которого и объявят виновником побиения великовозрастных младенцев).
Поводом к «Еврореволюции», как мы помним, стало решение Януковича отложить (не отменить!) подписание ассоциации с ЕС (не ратифицированной тем же ЕС до сих пор!). Но тогда – за полмесяца до Майдана нынешние московско-ростовские приёмыши ещё гордо вели Украину «геть від Москви!». И милиция (которую совсем скоро майданные русофобы будут выжигать напалмом и пытать в «штабах революции») прямо во время исполнения Кубанским хором «Прощания славянки» вырывала у зрителей транспаранты «Украина, Россия, Беларусь – мы едины!» и «Украина, Россия, Беларусь – вместе мы Святая Русь!»
Как пояснил некий майор главуправления МВД (интересно, где он скрывается от евроинтеграторов сейчас), «заявку на проведение акции ему не предъявили». То есть, присутствие людей на концерте с исполненными от руки надписями в поддержку лозунгов, произносимых со сцены же – это, оказывается особая «акция!». Даже трудно представить, что бы сделали с этим майором, потребуй он свернуть транспарант «Европа, мы вместе!» или «ЕС – святой союз!» (последнее, кстати, не пошлая натяжка, о чём ниже).
«То, что слова нашего великого святого Лаврентия Черниговского “Украина, Россия, Беларусь — вместе Святая Русь” уже приравнивают к запрещенным политическим лозунгам, говорит о великой хвори, которой болеет часть нашего общества, – посетовал тогда застрельщик концерта Олег Карамазов. – Думаю, бесы радовались, глядя, как у людей вырывают эти транспаранты».
Будущий герой обороны Славянска Дмитрий Жуков (справа) пытается разъяснить смысл пророчеств прп. Лаврентия майорам в штатском.
Сегодня, на радость бесам, преподобного Лаврентия кое-кто пытается «цензурировать» даже в церковной среде.
Так кто же он – святой, чьё слово стало столь насущным в наши окаянные дни.
Путями Антония Печерского
В 1868 г. в с. Карыльское Кролевецкого уезда Черниговской губернии родился мальчик Лука. Отец его Евсей Проскура рано умер, мать часто болела. Но ребёнка их наградил Господь необычайной музыкальностью (имея прекрасные слух и голос, с раннего детства приносил он в дом «копейку» от пения в церковном хоре) и незаурядным умом. Благодаря последнему обстоятельству, уже в 13 лет Лука окончил земскую школу, где был оставлен помощником учителя.
Однажды, будучи в соседнем городке Коропе, мальчик был отрекомендован бывшему дирижеру императорского хора, уроженцу этих мест. Тот сразу оценил способности своего нового знакомца и взялся обучать его регентскому искусству. Около года провел Лука в Коропе, заодно освоив скрипку. По возвращении домой, он становится руководителем Карыльского хора.
Одновременно юноша учился шитью. К 17 годам стал ещё и прекрасным, не знающим отбоя в заказах, портным, и так уже немало помогал семье.
Когда мать умерла, Лука вместе со своим закадычным другом Семёном решили получить духовное образование и направились в Киев. Однако, придя за благословением к старцу Ионе, услышали: «Ваша семинария при вас». Это, наверное, означало, что не путем богословия предначертано было идти им, но путем делания. Ибо Слово Божие увидел святой в них уже действующим.
Об Ионе Киевском писали мы в День памяти прп. Кукши Одесского. Молодой Кукша (тогда Косьма) также приехал из своего села к Ионе Киевскому. Но за благословением на Афон. И получил его. Не исключено, впрочем, что и Луке с Семёном паломничество на Святую Гору преподобный благословил. Там, после настойчивых просьб Симеона, последнего приняли в братию. А Луке велели: «Езжай в Россию, ты там нужен будешь». Так когда-то было сказано там же и основателю Киево-Печерской Лавры. Вернул Господь в Россию, как мы знаем, и Кукшу, когда преподобный понадобился ей, захваченной сто лет назад безбожниками.
Возвратившегося в родные места паломника пригласили управлять певчими знаменитого Николаевского Пустынно-Рыхловского монастыря. Хор этот начинают съезжаться послушать не только миряне из близлежащего Коропа и окрестностей, но и регенты из других мест. В конце концов, где-то в 1905 г. Епископ Черниговский предписал настоятелю монастыря направить Луку Проскуру в Троицкий архиерейский дом (черниговский духовный центр). Здесь он был поставлен на три должности регентом архиерейского хора, уставщика и главного библиотекаря.
В 1912 г., на 45-м году жизни, Лука Евсеевич Проскура принял монашество с именем Лаврентий. Через два года он был рукоположен в иеродиакона, а в 1916 г. – в иеромонаха. В 1928 г. экзарх Украины митр. Михаил возвёл его в сан архимандрита. Но ещё за пять лет до того в 1923 г. в Киеве о. Лаврентий был тайно пострижен в схиму.
Когда архиерейский центр был советской властью закрыт, схиархимандрит поселился в ветхом домике. Служил в Ильининском храме (единственном однонефном храме домонгольской Руси, сохранившемся на территории нынешней Украины) Троице-Ильинского монастыря, основанного уже упоминавшимся Антонием Печерским. К этому времени он уже стал духовником для многих. «Его любвеобилие, дар рассудительности, дар прозрения привлекали не только мирян, но и многих духовных лиц, черниговские епископы весьма дорожили его суждением», – читаем в житии преподобного.
Но перед войной закрыли и Ильинскую церковь. В свой домик перенёс о. Лаврентий богослужебные книги и всю нотную библиотеку. Когда его спрашивали: «Разве это еще понадобится?» – неизменно отвечал: «Конечно! Будем еще читать и петь».
В 1941 г. было разрешено открыть Троицкую обитель. По зову старца верующие приступили к её восстановлению. Люди трудились самоотверженно, и уже в день Архистратига Михаила 21 ноября 1941 года состоялось первое богослужение.
Самый «неудобный» святой
Отец Лаврентий был психологом от Бога – он знал духовный мир человека во всех его проявлениях и тончайших оттенках. Не раз он предотвращал беду и спасал людей от смерти. Имя старца было окружено народным почитанием ещё при его жизни.
Сегодняшний день подтверждает и то, что схиархимандрит Лаврентий был большим провидцем. Взять, хотя бы его пророчество, сказанное еще при хрущевских гонениях на Церковь: «Когда появится малая свобода, будут открываться храмы, монастыри и будут их ремонтировать, все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католики, униаты, украинцы самосвяты и другие) и сильно на Украине ополчатся против Православной Русской Церкви, ее единства и соборности. Эту еретическую группировку будет поддерживать власть безбожная, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать. Тогда Киевский митрополит (недостоин сего звания)… сильно поколеблет Церковь Русскую… Сам уйдет в вечную погибель, как и Иуда. Но все эти наветы лукавого и лжеучения в России исчезнут, а будет Единая Церковь Православная Российская».
Несколько лет назад один суемудрый клирик из «интеллектуальной» обслуги номинального лидера автокефалистского крыла в УПЦ (МП) Олэксандра Драбынко тщился «богословски» доказать, что цитаты преподобного якобы фальшивки. Да ни Господь, ни святые его поругаемы не бывают. Сам же «опровергатель» и подтвердил ныне истинность сих пророчеств, переметнувшись в упомянутую прп. Лаврентием еретическую группировку, что поддерживается безбожной властью и возглавляется иудой – бывшим киевским митрополитом, оказавшимся недостойным сего звания.
Особо неудобны нынешним украинизаторам Церкви Христовой свидетельства вроде как «украинского святого», о том, что «наши родные слова – Русь и русский», и что «было Крещение Руси, а не Крещение Украины». «Киев – Мать городов русских и в отдельности от великой России не мыслим, – говорилл преподобный Лаврентий Черниговский. – Слово “окраина” — это позорно и унизительно! …Узаконили нам слова «Украина» и «украинцы», чтобы мы охотно забыли свое название русский и навсегда оторвались от Святой и Православной Руси».
Не случайно, лидер автокефалистского крыла УПЦ (МП) Олэксандр Драбынко, ещё в бытность свою секретарём Митрополита Киевского, заявлял: «Те высказывания, приписывают преподобному Лаврентию Черниговскому, никогда не имели места в действительности. Меня интересовала эта тема, и я говорил с людьми, которые имели общение с ним еще при жизни». Но давайте заставим себя представить, что Драбынко не врёт. Самому младшему из тех, кто мог в сознательном возрасте общаться со святым «еще при жизни» сейчас под сто лет. Много ли таковых осталось, если остались вообще? И какова вероятность того, что это именно те из тысяч его духовных чад, кому преподобный передавал «тайное знание»: «Грядут времена, когда станет искать вас некий Драбынко, чтобы услышать моё слово к нему»? Можно ли вообще представить, что ради какого-то там общения со столетним стариком бросает наше «юное дарование» столичные банкеты с князями мира сего или Багамы с нетрадиционными юношами?
«Церковные СМИ», обслуживающие автокефалистскую группировку, как и вышеозначенные половые-«богословы», конечно же, предлагают «более основательные аргументы» в пользу «откровений» заказчиков. Вот, к примеру, что вещает духовное чадо подельника Драбынко, бывшего пресс-секретаря предстоятеля УПЦ (МП) Ковалэнко: «…В церковной периодике стало довольно распространенным приписывать святому преподобному Лаврентию Черниговскому сравнение Божественной Троицы с тремя восточнославянскими государствами – Украиной, Россией и Беларусью. “Как нельзя разделить Пресвятую Троицу: Отца и Сына, и Святого Духа – это Един Бог, – так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию”, – гласит этот апокриф… Из неудачной метафоры сделали примитивную ересь, посягающую на основной догмат православного вероучения – о единстве Божественной Троицы. Ведь если три республики бывшего СССР все же разделились между собой десятилетия назад, то, выходит, так же может разделиться и Пресвятая Троица…»[1].
Вот уж действительно, примитивная ересь! Ересь приложения к бытию вечной Церкви сиюминутных политических мерок: ах, аж 25 лет назад три республики бывшего СССР «разделились между собой»! Так именно в СССР – благодаря «мудрой национальной политике Ленина-Сталина» – они и стали «разделёнными между собой»! И где теперь СССР? Там же, где и будет вся нынешняя «независимость», «самостийность» и «незалежнасць»! Незалежность от промысла Божьего о России. Будет, если, конечно, слушать Бога, через его святых, научимся. И исполним главную заповедь преподобного: «Нам, православным, ничего не надо кроме спасения души, а у нашей Матери Русской Православной Церкви все для этого есть. …Отходить от Нее — величайший и непростительный грех… Это хула на Духа Святого». Схиархимандриты Феофан, Никифор и Варлаам, с которыми беседовал прп. Лаврентий, свидетельствуют, что при этих словах «батюшка озарился светом неземным».
22 августа 1993 г. архиерейский собор УПЦ (МП) причислил схиархимандрита Лаврентия Черниговского к лику святых. Таким образом Церковь прославила давно уже всенародно чтимого святого, «праведность которого Господь еще при жизни запечатлел благодатными дарами исцелений телесных и душевных недугов по молитвенному предстательству, предвидения, смирения и любви». А в феврале 2016 г. архиерейский собор всего Московского патриархата канонизировал в общецерковном почитании преподобного Лаврентия.
Чудотворные мощи его пребывают в Троицком соборе Чернигова.
Фонд стратегической культуры
[1] По «странному» стечению обстоятельств, догмат того же Ковалэнко о том, что «звездочки, образующие круг, на флаге Евросоюза, являются ФАКТИЧЕСКИ изображением нимба Божьей Матери» (вспоминаем лозунг о святом союзе) к числу сомнительных причислен не был.