Фото: Медаль «Свата» «За оборону Горловки»
Начну немного издалека. А именно — с 25 февраля.
В этот день кучно пошли сообщения об обострении в районе Горловки. ВСУ применяли минометы, САУ, три украинских танка подошли к Зайцево на расстояние всего 300 метров, которые ополченцам пришлось отгонять ПТУРами.
Дошло до того, что ОБСЕ в этот день эвакуировалось из города целым кортежем с прицепами и всеми вещами.
Попросил знакомого ополченца прокомментировать ситуацию (если кто помнит — проходил у меня несколько раз в сводках под позывным «Сват» — раз, два, три ). И вот только вчера он смог прокомментировать. Вот, что родилось из нашей переписки:
Рассказывает ополченец Сват:
Неделю кошмарили укры горловскую пехоту 152 калибром.
Решило начальство привлечь батарею Д-30 для контрбатарейного огня. Само по себе решение не ахти, т.к. подавляют большим или хотя бы равным калибром. А Д-30 и дальность меньше, и калибр.
В теории, любое артподразделение может привлекаться. Д-30 по миномётам, ПТУРам, Рапирам. 152 калибром по 122, По 152 тоже 152, но более дальнобойным (Мста, Гиацинт). Реактивка хороша для контрбатарейной.
Можно, если нет выбора, и Д-30 по 152. Если они близко к фронту подъехали. В любом случае, для контрбатарейной нужны хорошая выучка, координация со средствами разведки, связь
Д-30 (122-мм) против 152 калибра? Ну да ладно, — приказы не обсуждают.
Начали выдвигаться. Три машины не завелось: то солярка замерзла ибо летняя (зимняя куда-то исчезла), то запчастей нет. Поехало всё-таки 3 орудия. До позиции доехало два. Стрельнуло одно. Один раз. С помощью кувалды и отвёртки. Не попали в квадрат 2 на 2 км. Вот почему я постоянно бью тревогу по поводу боевой подготовки — начальству отчитываются красиво, а пройти просто по передку, то не так всё благоприятно.
Так как дядя Червонец не любит голую критику, а с позитивом у меня туго, буду предлагать решения проблем.
1. Мотивация личного состава.
Осталась на прежнем крайне низком уровне. Связано это с официальной позицией » минску нет альтернативы», с уменьшением числа ветеранов 14-го года, увеличения числа «пятнадцатирублёвых» образца 17-18 года. Последние отличаются от своих собратьев 15-16 года тем, что они до последнего не шли в армию, пока не закрылась даже биржа труда, где они работали за 2700р. Уровень мотивации таких людей можете представить.
Решение проблемы. Два варианта:
а) поднять денежное довольствие раза в два. Нынешние 250$ слишком маленькие деньги, чтобы лезть под пули. Даже сейчас, кто шевелится и у кого руки на месте, привозят из РФ 50-60 тыс р, до войны нормальный мужик зарабатывал у нас от 1000$. Вот и идут в армию предпенсионеры да маргиналы.
Увеличение довольствия до привлекательного уровня повысит качество контрактников. Пойдут нормальные мужики-работяги в товарных количествах. Появится возможность выбирать.
Как наглядный пример: по штату в расчёте орудия должно быть 8 человек, но чаще расчеты далеко не полные. Орудие весит 3300кг, выстрел к нему 24 кг. Водитель, который не может быстро подавать снаряды — непозволительная роскошь. Но их не увольняют, т.к. нет людей, а если приходят — такие же.
Впрочем, мотивация и выучка взаимоувязаны. Попробуй заставь учится взрослых мужиков, если они не хотят и не боятся увольнения.
Поднятие денежного довольствия улучшило бы качество и количество новобранцев. А то что-то совсем уже плохо — берут и бичей, и пенсионеров. Нормальный мужик за 15 тысяч под пули не полезет и в казарму жить не переедет. Но такое поднятие малореально, если уже на продуктах стали экономить, то какое уж там поднятие.
или
б) сформулировать привлекательные и понятные идеи, за которые воюем, посадить главного замполита корпуса за развал работы с личным составом, набрать на должности замполитов хороших ораторов и дать им толковую методичку.
Кроме того, здорово будет начать соблюдать права военнослужащих))).
2. Боевая подготовка.
Усилилась экономия ГСМ и БК, поэтому стреляют люди или на передке, или на показушных учениях. Пехоты мало, учится ей некогда. Остальные метут, грузят, красят. Раз в два месяца, вдруг, надо высокому начальству показать достижения, берут тех, кто хоть что-то умеет. Кто не умеет, того и дальше не учат. Программа учений мало отвечает реалиям нашей войны.
Зачастую, учёба заменяется 5-ти минутной фотосессией и дальше опять на хозработы.
Решения:
а) заменить половину «советников» на инструкторов
Советники (качество нередко далеко не ахти) занимаются бумагами и ненужной бюрократической казуистикой, а инструктора занимались бы обучением обращения с оружием и тактике не вмешиваясь в отношения командиров и солдат.
б) учить личный состав городским боям ибо в поле укры задавят нас числом
в) требовать с советников реальных результатов.
3. Снабжение.
Экономят и воруют. Запчастей на технику очень мало. Получить консультацию по ремонту не у кого. Форму половина Корпуса покупает сама. Добрались и до продуктов: нормы урезают, воровать не перестают. Что мерзко, воруют в первую очередь у передка, т.к. туда меньше комиссий ездит.
Решение: не знаю.
4. Инженерное оборудование позиций.
Города к обороне не готовятся. На передок техника и стройматериалы не доходят. То что выделяется уходить на полигоны.
Решение:
а) создание в городах укрепрайонов и увязка этого процесса с боевой подготовкой;
б) централизованное строительство укреплений на переднем крае;
5. Связь.
У нас полтора месяц уже нет МТС и только вычухался Феникс. Если бы в этот период попёрли ВСУ, чтобы делали мы — не знаю. Р-159 — неадекватный ответ на нашей войне. Более современный средства связи российского производства: мало и плохо работают.
Решение: потратиться на связь.
6. Снайпера.
Сильно проигрываем ВСУ по их количеству, оснащению, решимости использовать.
Решение: увеличение кратно их числа, переоснащение.