Германия и Франция, вопреки интересам европейского бизнеса, все больше склоняются к позиции Трампа, намеренного разорвать ядерную сделку с Ираном. На встрече в Белом доме Меркель не показала зубы и по другим важным вопросам, таким как «тарифные войны» и «Северный поток-2». США и Германия договорились продолжать нажим на КНДР
Пока на 38-й параллели проходила историческая встреча лидеров двух Корей, немецкий канцлер Ангела Меркель отправилась в США. Сближение КНДР и Южной Кореи стало одной из центральных тем переговоров Меркель с американским президентом Дональдом Трампом. Канцлер отметила, что жесткая позиция Трампа «открыла новые возможности», а «мощь» позиции Трампа привела к прорыву в межкорейских отношениях. Оба лидера заявили о приверженности денуклеаризации Корейского полуострова. «Будем следить за тем, чтобы развитие ядерного оружия было остановлено», — сказала Меркель.
Со своей стороны, Трамп пообещал оказывать «максимум давления», чтобы денуклеаризация Корейского полуострова была продолжена.
Приветствуя и поздравляя корейцев с саммитом, они подчеркнули успешность политики давления на Корею. То есть, по их мнению, разрядка с КНДР стала возможной из-за нажима Запада на Пхеньян. По сути, раздаривая друг друга комплиментами, две страны НАТО попытались приписать себе победу в Корее. Отечественные эксперты ставят под сомнение выдающуюся роль Трампа в нормализации на Корейском полуострове.
«Жизненно важные трансатлантические отношения»
Пользуясь случаем, немецкий лидер, при всех ее расхождениях с Трампом из-за его изоляционистских взглядов, лишний раз напомнила, что она привержена атлантизму. Еще в самом начале выступления канцлер сравнила разрядку в Корее с объединением ФРГ и ГДР почти три десятилетия назад. По словам Меркель, объединение Германии стало возможным благодаря американцам, за что «мы благодарны США». Канцлер ни обронила ни слова о Москве, без согласия которой никогда бы ни состоялись переговоры «4+2».
Далее Меркель подтвердила, что Берлин и впредь будет оставаться «надежным партнером в НАТО». Она также напомнила, что «Германия – крупнейшее место базирования американских войск». С 1945 года на ее территории отбыли службу 17 миллионов американских военных. Тем самым Меркель показала, что, несмотря на разговоры о совместной европейской обороне, в обозримом будущем именно на США лежит ответственность за безопасность Евросоюза.
Мне было важно показать значимость трансатлантических отношений, которые являются жизненно необходимыми»,
— заявила Меркель, отметив, что это ее первый визит за пределы Европы с момента избрания ее на четвертый срок.
Сохраняется в силе требование Трампа увеличить расходы европейцев на оборону до 2%. Результаты, как минимум немцев, вряд ли обрадовали американского миллиардера – к 2019 году прирост расходов на военные нужды вырастут лишь на 0,5%, достигнув 1,3%, проинформировала глава немецкого правительства.
Иранская сделка: Меркель пошла по тропе Макрона
Другой важнейшей для европейско-американских отношений остается ядерная сделка с Ираном от июля 2015 года, которую Дональд Трамп намерен дезавуировать. Ранее европейские лидеры чуть ли не «заклевали» главу Белого дома за попытки пересмотреть договор. Европейцы уже сняли санкции с Ирана, а крупнейшие итальянские, немецкие и французские ТНК, как Eni, BASF и Total, вложили громадные инвестиции в нефтегазовые и инфраструктурные проекты.
Но неожиданно жесткая риторика европейцев начала таять. Сначала Макрон, тоже посетивший США, а теперь уже и Меркель заявили о недостаточности» соглашения «шестерки» с Ираном для того, чтобы вынудить Тегеран свернуть ядерную программу. Как Вашингтону удалось перетянуть Европу на свою сторону? Через Сирию. Вся эта история вокруг химической атаки в пригороде Дамаска, в которой США обвинили Башара Асада и косвенно его «спонсоров» — Иран и Россию, – была направлена на дискредитацию Тегерана. Именно на «обеспокоенность» влиянием Ирана в Сирии и Ливане и обратила внимание Меркель, выступая в Белом доме. И вторая мантра Трампа, которую подхватили немцы и французы – баллистическая программа Ирана.
Получив такой «ветер в спину» от лидеров ЕС, хозяин «Овального кабинета» не стал скромничать в выражениях в присутствии немецкого канцлера.
Мы должны гарантировать, что этот кровожадный режим даже близко не подойдет к ядерному оружию, и что Иран прекратит распространение опасных ракет и поддержку терроризма»,
— заявил Трамп, добавив: «Им (иранцам) не удастся создать ядерное оружие».
Эксперт Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН и специалист по иранской политике Фархад Ибрагимов уверен, что, подстраивание под США нанесет большой ущерб авторитету ЕС в Иране.
Германия и Франция всячески пытаются продемонстрировать всему миру, что их позиция не зависит от позиции США и решение они принимают самостоятельно. Важно понимать, что Евросоюз, в частности Германия и Франция, активно осваивают иранский рынок, который на деле продолжает оставаться привлекательным, несмотря на дейсвующие антииранские санкции. В Иране также заинтересованы в сотрудничестве с Евросоюзом. По данным на ноябрь 2017 года, 37% иранской нефти экспортируется в Европу. В Брюсселе это хорошо понимают и активно продолжают настаивать на своей позиции. К тому же, какой смысл выходить из СВПД (Совместного всеобъемлющего плана действий), если Иран выполняет все необходимые требования. А подстраиваться каждый раз под новые позиции Вашингтона, повторюсь, для Европы будет не что иное, как удар по репутации, чего там более всего опасаются»,
— отметил Ибрагимов беседе с «Царьградом».
«Тарифная война»
Одна из центральных тем трансатлантических отношений, которая, очевидно, затрагивалась на встрече «без камер», но на брифинге почти что игнорировалась Трампом и Меркель, — пошлины на сталь и аллюминий. 1 мая истекает срок, когда тарифы США распространятся не только на Китай, но и на Европейский союз.
У нас торговый дефицит в товарах с Евросоюзом примерно, сложно поверить, $151 млрд в год, включая $50 млрд ежегодного торгового дефицита»,
— сказал Трамп на пресс-конференции.
Американский президент рассчитывает на «честные торговые отношения», но под «честностью» он, похоже, понимает ослабление европейской металлургической промышленности, вытесняющий американскую с мировых рынков.
Меркель ограничилась тем, что призвала к соблюдению правил ВТО и дала понять, что окончательное решение по тарифом остается за Трампом. «Дедлайн» близится, но решения, судя по выступлению немецкого канцлера, еще нет.
Давление на Россию
К разряду экономических проблем можно отнести и отношения с Россией. Известно, что американские «ястребы» под предлогом ложной химатаки в Сирии и отравления Скрипаля в Британии призывают заблокировать строительство «Северного потока-2». Немецкий журналист, обратившись к канцлеру, вспомнил про пакет санкций США против российских олигархов. Однако вопрос о том, не нанесет ли это ущерб немецкому бизнесу, Меркель открыто проигнорировала и перевела стрелки на Украину.
«Никто не заинтересован в том, чтобы иметь нехорошие отношения с Россией», — сказала Меркель с намеком на обострение конфликта из-за Сирии. Но такие конфликты, как на Украине «нужно называть своими именами», добавила она.
Хотя европейские интересы и по Ирану, и по России явно контрастирует с курсом администрации Трампа, выступления Меркель и Макрона за Атлантикой все больше убеждают в том, что ЕС начинает плясать под американскую дудку.