[thumb=left|Абсолютное оружие ('The Wall Street Journal', США)]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxMy0wMS9wbDZ2cnE0ZXBuLmpwZw==[/thumb]Из-за гигантских объемов производства АК-47 стал в сегодняшнем мире орудием убийства номер один.
АК-47 - самое массовое и самое распространенное
оружие в истории: в любом уголке планеты его немедленно узнают и по названию, и по внешнему виду. Созданный в конце 1940-х для Советской Армии, Автомат Калашникова-47 к концу 20 столетия стал «оружием номер один»: он применялся армиями, военизированными формированиями и террористами практически во всех военных конфликтах, причем чаще всего им были вооружены обе противоборствующие стороны. Даже США в массовом порядке закупают АК-47 для правительственных войск Ирака и Афганистана, а вооруженные силы и Госдепартамент на всякий случай учат американских военных и гражданский персонал обращению с этим автоматом перед отправкой в «горячие точки».
Почему именно АК-47 стал столь же неотъемлемым атрибутом современной войны, как программы Microsoft - «начинкой» персональных компьютеров? Си Джей Чиверс (C.J. Chivers) пытается ответить на этот вопрос в своей книге «Автомат» ("The Gun"). Автор знает о нем не понаслышке - бывший офицер морской пехоты, а затем репортер New York Times, удостоенный Пулитцеровской премии, видел АК-47 в действии, освещая множество конфликтов, от Ирака и Афганистана до Чечни и Центральной Азии, и личный опыт, несомненно, обогащает его рассказ.
]]>Происхождение АК-47 окутано загадками, знакомыми любому историку, изучающему Россию времен «холодной войны». Советское государство часто окружало мифами тех, кого оно «назначало» героями, и человек, которому ставят в заслугу создание знаменитого автомата, занимал одно из ведущих мест в этом пантеоне. Михаил Калашников (он родился в 1919 году) был удостоен не только высших советских наград, но и соответствующей «официальной биографии». Вот как она звучит: простой сержант из крестьян, раненный в боях с немцами в 1941 году, за долгие месяцы лечения в госпитале вдруг проявил гениальные инженерные способности, придумав отличное оружие для защиты родины от захватчиков. В постсоветской России эта версия сохранилась без изменений - Калашников (ему сейчас за девяносто) имеет звание генерал-лейтенанта - и Чиверс не получил особой помощи в поисках надежных источников информации о разработке АК-47.
Впрочем, это не помешало автору точно определить место автомата в процессе эволюции военных действий и его влияние - ощущаемое и поныне - на мировую историю. Создание АК-47, отмечает Чиверс - это венец развития скорострельного автоматического оружия: он компактен, прост в изготовлении и обращении, практически безотказен. Автор прослеживает его происхождение, начиная рассказ с первых попыток создания
пулеметов в середине 19 столетия. Он подробно описывает, как во время Гражданской войны в США Ричард Гатлинг (Richard Gatling) изобрел многоствольную скорострельную «картечницу», чьи стволы вращались еще вручную. В ходе этого конфликта пулемет Гатлинга практически не использовался, и после него Армия США долго не принимала его на вооружение, но европейские страны со смертоносной эффективностью применяли эти картечницы в колониальных войнах. Затем, в 1880-х годах, Хайрем Максим (Hiram Maxim) разработал уже полностью автоматический пулемет. «Максим», чей темп стрельбы составлял 600 выстрелов в минуту, и его многочисленные варианты (немецкий «Шпандау», британский «Виккерс», русский на станке Соколова и др.), создавал сплошную огневую завесу, ставшую характерной чертой позиционных боевых действий в годы Первой мировой войны.
Однако «Максим» был слишком тяжел, - его расчет составлял два человека - и еще в годы войны начались попытки создать эффективное индивидуальное автоматическое оружие. В Германии Гуго Шмайссер сконструировал MP-18 -
пистолет-пулемет весом в 5 килограмм. Использовав сравнительно маломощный пистолетный патрон, он создал достаточно компактное и легкое оружие, но его прицельная дальность была невелика. После 1918 года интерес к такому оружию несколько поутих, и первая годная к практическому применению автоматическая винтовка появилась уже ближе к концу Второй мировой. StG-44 была также сконструирована Шмайссером, и Гитлер лично окрестил ее «штурмовой винтовкой» (Sturmgewehr), однако широкого применения в ходе боевых действий она получить не успела. Впрочем, как отмечает Чиверс, не исключено, что StG-44 напрямую повлияла на конструкцию автомата Калашникова.
В СССР разработка автоматической винтовки началась сразу после окончания Второй мировой. Калашников тогда был никому не известным двадцатишестилетним сержантом, имевшим за плечами лишь среднее образование и всего несколько лет участия в разработке вооружений. Он возглавил одну из нескольких групп оружейников, участвовавших в конкурсе на создание автоматической винтовки - большая часть этих групп возглавлялась известными конструкторами, удостоенными высоких наград за разработки военных лет. После двух лет сравнительных испытаний и доработок победителем вышел АК-47.
Чиверс подчеркивает: решающую роль в появлении АК-47 сыграл не гений одного человека, а конкуренция между конструкторами, а также долгий и трудный процесс доработки и совершенствования оружия под руководством Министерства обороны. Не исключено также, что отдельные элементы заимствовались у StG-44. Обе «штурмовые винтовки» имеют немалое внешнее сходство: расположенный над стволом газовый поршень, обеспечивающий автоматику действия, изогнутый коробчатый магазин на 30 патронов и рукоятку, позволяющую крепко удерживать оружие при ведении полностью автоматического огня. Подозрения относительно того, что в основе АК лежит StG-44, усиливаются в связи с тем, что в 1945 году сам Гуго Шмайссер попал в руки Красной Армии и несколько лет проработал на заводе в Ижевске - основном предприятии, где и по сей день изготавливается автомат Калашникова.
Как бы то ни было, с АК-47 процесс развития автоматического оружия дошел до логического завершения. Как и StG-44, «Калашников» разработан под промежуточный патрон, - несколько меньший по размеру, чем винтовочно-пулеметные времен Второй мировой войны - благодаря чему его эффективная дальность стрельбы достаточна для любой реальной ситуации на поле боя, а минимальная отдача позволяет одному бойцу без упора вести автоматический огонь.
Кроме того, советское командование уделяло особое внимание простоте и надежности оружия, поэтому на конкурсе победил автомат, имевший минимальное число деталей, повышенную прочность и довольно большой зазор между основными движущимися частями, что позволяло вести огонь из АК-47 даже после загрязнения пороховой гарью или землей.
В результате на свет божий появилось практически безотказное оружие, работающее в самых экстремальных условиях, даже без надлежащего ухода и при неумелом использовании. Массовое производство «Калашникова» началось в 1950 году, за 15 лет до того, как США приняли на вооружение собственную автоматическую винтовку - М-16. Помимо миллионов АК-47, выпущенных в самом СССР, заводы для его производства были созданы в странах Варшавского договора и Китайской Народной Республике, а потом и в таких государствах, как Египет и Ирак, где Москва старалась усилить свое влияние. Считается, что на сегодняшний день изготовлено до 100 миллионов АК-47 (в десять раз больше, чем М-16), и эта цифра постоянно увеличивается. По сути на каждых 70 жителей планеты приходится по одному «Калашникову». Чиверс отмечает: из-за таких масштабов производства этот автомат доступен и дешев - на международном рынке вооружений АК легко можно приобрести меньше чем по 200 долларов за штуку (включая доставку по воздуху).
Попытка Чиверса поместить АК-47 в широкий исторический контекст - одновременно и самое сильное, и самое слабое место его книги. Первые несколько глав он посвящает истории пулемета, а также биографиям Гатлинга и Максима; самая длинная глава рассказывает о создании М-16 и проблемах, возникших с этим оружием на первом этапе эксплуатации - во время Вьетнамской войны. Лишь преодолев половину «Автомата», читатель знакомится с самим АК. Впрочем, эти «отвлекающие моменты» - самое интересное, что есть в книге: они основаны на всестороннем изучении темы - невозможном в отношении самого АК-47 и его создателя Михаила Калашникова - и содержат интересные биографические сведения.
Столь же умело автор показывает, насколько появление АК изменило нашу жизнь. Он рассказывает об одном венгре, ставшем во время боев в Будапеште в 1956 году одним из первых в истории повстанцев, вооружившихся «Калашниковым»; о восточных немцах, застреленных при попытках побега через Берлинскую стену; американских солдатах, лежавших под огнем этого автомата во Вьетнаме; израильских спортсменах, убитых из него в мюнхенской Олимпийской деревне в 1972 году; малолетних солдатах из угандийской «Господней армии сопротивления»; телохранителе-курде, раненном пулей из АК при покушении в Северном Ираке в 2002 году. Чиверс постоянно напоминает читателю о смертоносных последствиях огневой мощи простого и дешевого АК-47.
Из-за гигантских объемов производства АК-47 стал в сегодняшнем мире орудием убийства номер один - «оружием для всех», как выражается Чиверс. Уже не первое десятилетие одной из главных забот США и международного сообщества является распространение оружия массового поражения, и в последние годы внимание прессы сосредоточивается на «модной теме» - кампании за запрет противопехотных мин. Теперь Чиверс знакомит нас с казалось бы обычным автоматом - но он унес намного больше жизней и намного сильнее повлиял на характер современной войны, чем любое другое оружие.
2010 год
Вас заинтересует
Требуется уточнение
Под брендом «Калашников
Тайна автомата Калашникова раскрыта
Автомат Калашникова 200-й серии
Испытания нового автомата Калашникова начнутся со следующей недели