К началу Второй Мировой войны у многих стран назрела необходимость в создании управляемого авиационного вооружения, в частности бомб. Свободнопадающие авиабомбы имели недостаточную точность, что на практике оборачивалось большим расходом боеприпасов и повышенным риском для экипажей самолетов-бомбардировщиков. Кроме того, положение усугублялось развивающейся зенитной артиллерией, которая постепенно заставляла самолеты подниматься все выше и выше, теряя точность бомбометания. Выход их этой ситуации виделся в создании бомбы, которая могла бы изменять траекторию своего падения и наводиться на цель уже в процессе полета.
«Краб»История отечественных корректируемых авиационных бомб началась вскоре после окончания Великой Отечественной войны. В руки советских инженеров попали материалы по немецкому проекту FX-1400 Fritz-X. Анализ документации затянулся и только в 1947 году Конструкторскому бюро №2 министерства сельскохозяйственного машиностроения было поручено разработать собственный боеприпас аналогичного типа. Тема получила наименование «Краб» и индекс СНАБ-3000, а главным конструктором проекта назначили Д.В. Свечарника. Техническим заданием предусматривалось создание управляемого боеприпаса калибра 3000 килограмм с тепловой головкой самонаведения. Исходя из требований, был сформирован общий облик новой бомбы. Корпус боеприпаса имел удлиненную каплевидную форму с характерным срезом в носовой части. В последнем располагалась аппаратура самонаведения. В средней части бомбы по Х-образной схеме было установлено четыре крыла. Наличие крыльев было обусловлено необходимостью маневрирования в полете. Без дополнительных плоскостей аэродинамические рули «Краба» попросту не смогли бы обеспечить должную скорость коррекции траектории. Передняя кромка крыльев имела стреловидность в 30°. Размах каждой пары крыльев – 2520 миллиметра. На всех консолях крыльев имелись интерцепторы размером 30х350 мм, служившие для управления по крену. На зауженном хвосте бомбы разместили оперение, состоявшее из двух стабилизаторов и двух килей. В отличие от Х-образных крыльев, стабилизаторы и кили устанавливались горизонтально и вертикально соответственно. В качестве рулей высоты и направления также использовались интерцепторы, однако на оперении они имели меньший размер: 30х173 мм. В средней части бомбы СНАБ-3000 поместили боевую часть с 1285 килограммами тротила. Специально для нового управляемого боеприпаса был разработан взрыватель АВ-515. При этом была предусмотрена возможность установки вместо штатного взрывателя двух серийных АВ-139.
]]>Однако наибольший интерес представляет не конструкция бомбы, а аппаратура, установленная в ее носовой части. ЦКБ-393 разработало две тепловые системы наведения, получившие обозначения 01-53 и 01-54. Друг от друга они отличались чувствительностью. Датчики 01-53 фиксировали тепловое излучение не менее 0,04 мкВт/см2. Головка самонаведения 01-54, в свою очередь, «видела» уже 0,018 мкВт/см2. Конструктивно обе ГСН были похожими: каждая из них имела в своем составе два сернисто-свинцовых фотоэлемента, каждый из которых через собственный объектив следил за сектором шириной в восемь градусов. Один из фотоэлементов «производил наблюдение» в горизонтальной плоскости, другой – в вертикальной. Двукратное расхождение в чувствительности давало примерно такую же разницу в дальности обнаружения целей. Так, ГСН 01-53 была способна обнаружить цель типа ТЭЦ на расстоянии около 4,5 км. У 01-54 этот показатель равнялся девяти километрам. Однако менее чувствительная головка могла быть полезной при атаке некоторых промышленных объектов. Благодаря относительно низким характеристикам, 01-53 не «ослеплялась» оборудованием металлургических комбинатов и т.п. предприятий, где применялись особо высокие температуры.
В 1951 году было собрано два десятка бомб «Краб». Два экземпляра тут же использовали на испытаниях без головок самонаведения. По результатам этих сбросов была доработана система управления рулями-интерцепторами. В это время КБ-2, работавшее над бомбой, было переименовано в ГСНИИ-642. Мелкие доработки системы управления и головки самонаведения продолжались почти до конца 52-го года, после чего начались испытания бомб с рабочими ГСН. Вместо боезаряда на этом этапе применялся балласт. На полигоне Владимировка было оборудовано несколько учебных целей. Они представляли собой крупные жаровни с керосином. Пламя такого «костра» успешно имитировало ряд целей, в первую очередь, промышленных объектов. Во время испытательных бомбометаний самолетом-носителем «Крабов» был Ту-4, грузоподъемность которого позволяла доставлять к цели две бомбы одновременно. К концу испытаний в 1953 году все зачетные сбросы бомб окончились успешно. Все СНАБ-3000 легли на расстоянии не более 70-75 метров от точки прицеливания. Неуправляемые бомбы аналогичного калибра отклонялись почти на 800 метров. Дальнейший второй этап заводских испытаний закончился еще удачнее. 12 бомб без боевой части и три, оснащенные ею, показали немного лучший результат. При этом отклонение восьми бомб было менее полусотни метров.
На этапе окончания заводских испытаний окончательно сформировалась методика применения «Крабов». На подходе к цели бомбардировщик выдерживал примерный курс, так же как и в случае с использованием неуправляемых бомб. Сброс СНАБ-3000 производился в момент попадания цели в перекрестие стандартного прицела. Далее автопилот бомбы выводил ее в пикирование под углом 50° к горизонту. Через несколько секунд после этого включалась головка самонаведения, по командам которой осуществлялось дальнейшее наведение бомбы. Тип аппаратуры наведения сказался на ограничениях по применению. Ввиду использования инфракрасного излучения цели, «Крабы» могли использоваться только по ночам в безоблачную погоду. Допускалось бомбометание при облаках, но для этого они должны были находиться на высоте не менее трех километров.
В начале 1955 года бомбардировщик Ту-4 был признан окончательно устаревшим и неподходящим для доставки бомб «Краб». Новым носителем выбрали только что созданный Ту-16. Грузоподъемность этого самолета ценой дальности позволяла вдвое увеличить количество перевозимых бомб. Только вот большая в сравнении с Ту-4 крейсерская скорость вызвала определенные опасения. Весной 55-го было произведено четыре пробных сброса «Крабов» с Ту-16. Все они оказались неудачными. Новый бомбардировщик летал выше и быстрее, что плохо сказалось на характеристиках бомбы. На скоростях около М=0,9 СНАБ-3000 теряла продольную устойчивость, а рули-интерцепторы переставали оказывать существенное влияние траекторию. В ходе следующих 32-х полетов были выработаны рекомендации по применению нового оружия. Максимальную высоту сброса ограничили до десяти километров, а максимальную скорость – до 835-840 км/ч.
Но даже такие ограничения почти не дали результата: характеристики точности заметно упали. Государственные испытания в сентябре 1955 года подразумевали 18 сбросов бомб. Первые 12 «Крабов» были сброшены на условную цель, имевшую средний тепловой «облик», аналогичный Краснодарскому нефтеперерабатывающему заводу. Четыре бомбы упали на расстоянии до сорока метров. Отклонение еще двух оказалось в два раза большим. Остальные бомбометания не дали результата из-за отказа аппаратуры. Тепловая цель малой яркости (имитировала Щекинскую ТЭЦ) осталась целой. Только одна бомба захватила цель, но легла за пределами круга радиусом 80 метров, предусмотренного техническим заданием. Еще две бомбы не захватили недостаточно яркую цель, а на четвертой произошла поломка ГСН. Наконец, самая яркая цель, имитировавшая Азовский металлургический комбинат, была поражена обеими сброшенными бомбами с отклонением не более 12 метров.
В результате не слишком удачных испытаний был принят ряд мер. Однако они ни к чему не привели, и в августе 1956 года проект СНАБ-3000 был закрыт за бесперспективностью. Главной проблемой управляемой бомбы «Краб» считается неправильный выбор типа системы наведения. Инфракрасная ГСН имеет достаточные характеристики для поражения техники противника, однако почти всегда такие системы наведения устанавливаются на ракеты, предназначенные для уничтожения вражеской авиации. Для боеприпасов класса «воздух-поверхность» инфракрасное самонаведение оказалось невыгодным, прежде всего, из-за трудности обнаружения конкретного объекта по тепловому излучению.
«Чайка» и «Кондор»Через несколько лет после начала работ по «Крабу» в том же ГСНИИ-642 под руководством А.Д. Надирадзе началось создание двух других управляемых бомб, одна из которых в итоге даже была принята на вооружение. Это были УБ-2000Ф «Чайка» и УБ-5000Ф «Кондор». Управляемые боеприпасы калибра 2000 и 5000 килограмм соответственно должны были иметь более простую систему наведения, нежели СНАБ-3000. Заказчик требовал установить на новые бомбы радиокомандную систему управления с самолета-носителя для наведения на цель по методу трех точек. Уже в начале пятидесятых эту схему вряд ли можно было назвать современной и перспективной. Тем не менее, военные желали получить именно подобный боеприпас.
Для упрощения работ конструкторы решили максимально унифицировать агрегаты бомб. Так, корпус «Чайки» представлял собой соответствующим образом доработанный корпус «Краба». То же самое касалось и Х-образных крыльев размахом 2100 мм. Одновременно с этим было изменено хвостовое оперение бомбы. Для обеспечения приемлемых габаритов задней части боеприпаса пришлось изменить конструкцию стабилизатора и килей. Стреловидные стабилизаторы «Чайки» размаха 1560 мм имели большую длину корневой части и несли на себе две шайбы килей. При этом часть конструкции стабилизатора выступала наружу за плоскость киля. На этих «отростках» крепились два трассера. Система управления траекторией в целом осталась такой же, какой она была на СНАБ-3000. На крыльях, стабилизаторах и килях монтировались небольшие интерцепторы, выполнявшие функции рулей. При этом на «Чайке» отсутствовала аппаратура самонаведения. Вместо нее внутри бомбы монтировалось оборудование радиоуправления. Оно получало команды с бомбардировщика и преобразовывало в электрические сигналы для рулевых машинок. Благодаря отсутствию тяжелых элементов аппаратуры самонаведения, «Чайка» при собственном весе в 2240 килограмм (конструкторы не смогли уложиться в исходные условия по массе) несла 1795 кг тротила.
В ноябре 1954 года опытная партия бомб УБ-2000Ф «Чайка» ушла на заводские испытания. До февраля следующего года экипаж испытателей сбросил с бомбардировщика Ил-28 полтора десятка управляемых бомб. Использование управляемых боеприпасов было нелегким делом. Поскольку наведение «Чайки» осуществлялось по методу трех точек, бомбардировщик не мог маневрировать после сброса бомбы до самого ее попадания в цель. В это время он представлял собой легкую цель для противовоздушной обороны противника. Кроме того, штурману-оператору после сброса приходилось постоянно следить за полетом бомбы и корректировать ее траекторию при помощи специального пульта. Даже со специальным оптическим прицелом это было далеко не просто, в том числе и в хороших метеоусловиях. При плохой видимости, естественно, «Чайка» была бесполезна.
Государственные испытания бомбы УБ-2000Ф начались в июле 1955 года. Два десятка пробных бомбометаний с рядом оговорок были признаны удачными. В декабре того же года «Чайку» под названием УБ-2Ф (индекс ГАУ 4А22) приняли на вооружение Советской армии. Производство «Чайки» продолжалось недолго: за несколько месяцев было изготовлено всего 120 новых боеприпасов. Носителями управляемых бомб стали самолеты Ил-28 и Ту-16. Первый мог нести одну «Чайку» под фюзеляжем, второй – сразу две на балочных держателях под крылом. Производить сброс рекомендовалось с высоты не менее семи километров. В таких условиях опытный штурман-оператор мог поразить цель размером 30-50 метров всего двумя-тремя бомбами. Для выполнения той же задачи свободнопадающими ФАБ-1500 требовался на порядок больший расход боеприпасов.
Более крупная бомба УБ-5000Ф «Кондор» представляла собой изрядно увеличенную «Чайку». Длина корпуса выросла с 4,7 метра до 6,8 м, размах Х-образных крыльев до 2670 мм, а размах стабилизатора – до 1810 мм. Полный вес новой бомбы составлял 5100 килограмм, 4200 из которых приходилось на заряд тротила. Конструкция стабилизатора и килей «Кондора» была аналогична примененной на УБ-2Ф, а крылья являлись переработкой плоскостей «Краба». Система управления тяжелой бомбой и комплекс, предназначенный для установки на самолеты, были взяты с «Чайки» без каких-либо изменений. Как оказалось, такой инженерный «каннибализм» себя не оправдал.
В марте 1956 года в ходе заводских испытаний с бомбардировщиков Ту-16 было сброшено 16 «Кондоров». Выяснилось, что при высотах сброса более десяти километров и скорости самолета-носителя свыше 800 км/ч бомба успевает разогнаться до сверхзвуковой скорости, из-за чего рули-интерцепторы на крыльях оказываются неэффективными. Следствием этого в большинстве случаев являлось вращение бомбы вокруг продольной оси. Площадь интерцепторов увеличили, но в дальнейшем потребовалось еще и исправление аэродинамики боеприпаса. Было изготовлено и испытано несколько бомб УБ-5000Ф с обновленной системой управления и новой формой корпуса. Работы по теме «Кондор» продолжались до осени 1956 года, когда руководство страны приняло решение свернуть все проекты управляемых бомб и сосредоточить усилия на создании управляемых ракет для авиации. К тому времени уже начались испытания «Кондора», оснащенного телевизионной системой наведения, но в связи с распоряжением сверху их спешно прекратили.
Семейство «КАБ»После закрытия проекта «Кондор» работы по созданию новых управляемых бомб прекратились на полтора десятилетия. В 1971 году в НИИ Прикладной гидромеханики (ныне ГНПП «Регион») началось создание сразу нескольких управляемых бомб для фронтовой авиации. Первыми из них стали КАБ-500 и КАБ-1500. Оба боеприпаса оснащались лазерной головкой самонаведения флюгерного типа. Она размещалась на передней конусообразной части корпуса бомбы. Новые бомбы предназначались для использования на фронтовых истребителях-бомбардировщиках МиГ-27, оснащенных лазерной системой целеуказания. Полуактивная лазерная ГСН бомбы после сброса выводила боеприпас в точку, куда пилот самолета направлял луч лазера. Таким образом, бомбы КАБ-500 и КАБ-1500 работали по принципу «сбросил-довел». В составе фугасных боевых частей бомб КАБ-500 и КАБ-1500 было 200 и 450 кг взрывчатого вещества соответственно.
Незадолго до принятия на вооружение первых бомб с лазерным наведением, в 1976 году были начаты работы по совершенствованию этого класса вооружения. В ходе этих работ была спроектирована бомба КАБ-500Л-К. В ее основе была разовая бомбовая кассета РБК-500. Ввиду такой особенности «боевой части», поражающими элементами КАБ-500Л-К стали 266 противотанковых бомб ПТАБ-1. Основное применение этого боеприпаса заключалось в поражении бронетехники любого типа в различных условиях, на марше и в местах сосредоточения. КАБ-500Л-К была принята на вооружение Советской армии только в 1988 году.
Немного меньшие сроки заняло создание другой управляемой бомбы – КАБ-500Кр. От других отечественных управляемых бомб ее отличала оригинальная система наведения. Предыдущие бомбы наводились при прямом содействии пилота самолета-носителя. КАБ-500Кр, в отличие от них, уже работала по схеме «сбросил-забыл». Для этого в носовой части цилиндрического корпуса бомбы, под полусферическим прозрачным обтекателем, установили гиростабилизированную платформу с телевизионной камерой. Наведение бомбы осуществляется по т.н. телевизионно-корреляционному методу. Такое наведение работает следующим образом.Перед сбросом боеприпаса летчик включает телевизионную систему бомбы, которая передает сигнал на монитор в кабине. Далее пилот при помощи отдельной рукоятки управления находит на экране цель и наводит на нее прицельную метку. В момент подтверждения пилотом цели бомба «запоминает» внешний вид цели и окружающих ее объектов. После сброса ГСН боеприпаса следит за тем, что «видит» телевизионная камера и вносит соответствующие поправки в траекторию полета. Стоит отметить, что алгоритм наведения, разработанный в НИИ Прикладной гидромеханики, является более надежным, чем применяемый на зарубежных аналогах КАБ-500Кр того же времени. В качестве примера можно привести американскую бомбу AGM-62 Walleye. Американская ГСН производит наведение путем фиксирования оптически контрастных участков цели. Советская бомба, в свою очередь, использует для опознания цели сразу несколько контрастных участков. Благодаря этому для уверенного поражения цель не обязательно должна иметь характерные внешние признаки – в таком случае бомба самостоятельно вычислит необходимую точку попадания с использованием характерных ориентиров вокруг цели. Круговое вероятностное отклонение бомбы КАБ-500Кр лежит в пределах 4-8 метров. Такой точности в сочетании со ста килограммами взрывчатого вещества достаточно для уничтожения большого спектра целей. Бомба КАБ-500Кр была принята на вооружение в 1984 году.
В дальнейшем на основе бомб КАБ-500, КАБ-500Кр и КАБ-1500 было разработано несколько других боеприпасов, оснащаемых пассивными лазерными и телевизионно-корреляционными системами наведения. Эти типы управляемых бомб оснащаются боевыми частями различного типа, в том числе проникающими (КАБ-1500Л-Пр) и объемно-детонирующими (КАБ-500ОД). Одной из последних разработок является бомба КАБ-500С, несколько лет назад принятая на вооружение. Этот управляемый боеприпас является своеобразным ответом на текущие зарубежные веяния в области систем самонаведения. Впервые в отечественной практике управляемая бомба имеет спутниковую ГСН. Электроника боеприпаса принимает сигнал со спутников навигационных систем ГЛОНАСС или GPS и отслеживает свое положение относительно координат цели. Отклонение бомбы КАБ-500С при таком наведении не превышает 8-10 метров. Бомба оснащается 195 килограммами взрывчатого вещества. Еще одной новинкой являются управляемые бомбы калибра 250 килограмм. КАБ-250 и КАБ-250Л оснащаются полуактивной лазерной головкой самонаведения и несут заряд осколочно-фугасного действия.
***
За прошедшее с начала работ над «Крабом» время отечественные управляемые бомбы претерпели существенные изменения. Прежде всего, стоит отметить снижение калибра и изменение тактической ниши подобных боеприпасов. Первые разработки имели вес в несколько тонн и предназначались для атаки крупных объектов, в первую очередь, промышленных предприятий. Большой заряд взрывчатого вещества и немалые размеры таких целей позволяли компенсировать сравнительно низкую точность. Со временем, после длительного перерыва в разработках, облик управляемых бомб существенно изменился. Теперь это были относительно небольшие и легкие боеприпасы, предназначенные для поражения точечных целей. В целом, концепция применения осталась прежней – уменьшение расхода боеприпасов и, как следствие, финансовых затрат на атаку ценой повышения точности и удорожания единичной бомбы. Однако, изменился «облик» целей для высокоточного вооружения. Результатом всех этих изменений стало появление бомб калибра 500 и 250 килограмм. Пожалуй, в пятидесятых годах прошлого века подобные управляемые боеприпасы обвинили бы в недостаточной мощности. Однако в современных условиях начала XXI века именно управляемые бомбы и ракеты являются наиболее перспективным авиационным средством поражения.
По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://russianarms.ru/
http://mkonline.ru/
http://voenavia.ru/
http://warfare.ru/
http://militaryparitet.com/
http://ktrv.ru/
Вас заинтересует
Управляемая авиационная бомба с лазерным наведением Paveway IV
Сверхмалые бомбы: оружие для легких БПЛА
Управляемые бомбы Blohm und Voss BV-226 и BV-246 Hagelkorn (Германия)
JDAM в стране чудес
Соединенные штаты увеличат мощность противобункерной бомбы GBU-57/B для вероятной возможности ее применения в Иране