<!--TEnd-->
К сожалению, похоже, что последнее. Мы теряем профессионально подготовленное офицерство. Не менее страшно и то, что в рамках процесса «обновления Российской армии» происходит откровенная ликвидация военной интеллигенции и уничтожение военной науки.
«Военный интеллигент» - Это офицер, прошедший обучение, во-первых, в высшем военно-учебном заведении (4-5 лет), во-вторых, в военной академии (3-5 лет). В Советской армии имели академическое образование 15% офицерского состава. То есть все командиры батальонов боевого и тылового обеспечения, все командиры полков и их заместители. Конечно же, весь генеральский состав, 10% из которого проходили подготовку в Академии Генерального штаба. В Российской армии процент офицерского состава с академическим образованием снизился до пяти, а теперь и вовсе обнулится. Бывшая Военная академия имени Фрунзе с января 2010 года превратилась в военный учебно-научный центр Сухопутных войск. Причем, как заявил начальник Генерального штаба, с одним годом обучения.
]]>Ранее эта кузница командных и военно-научных кадров имела пять факультетов. Только на общевойсковом факультете обучалось 160 военнослужащих. Ныне в военный учебно-научный центр Сухопутных войск набирают всего 44 слушателя. А в Академию Генерального штаба — лишь 16 слушателей. За последний год число высших военных учебных заведений сокращено с 65 до 10. Причем они перешли на самый примитивный, так называемый, трёхцикловый уровень освоения учебных дисциплин: социально-экономическая подготовка (14% учебного времени), общепрофессиональная (10%), военно-профессиональная (76%). Показательно, что по такой системе 50 лет назад работали средние военные училища (ВУ), выпускников которых так и называли: «ВУ» - вроде учился. Но те училища выпускали не офицеров, а старшин. Всех сверхсрочнослужащих, после школы рабочей молодежи, отправляли заканчивать ВУ. Но как с такой подготовкой офицеров по лекалам 50-летней давности Сердюков собирается переводить армию «на цифру», уму непостижимо.
Пресловутая оптимизация военного образования предусматривает сокращение количества военных кафедр в гражданских вузах с нынешних 229 до 68, что нанесет колоссальный урон в подготовке специалистов новых специальностей для Российской армии. Министр обороны принял решение в одностороннем порядке разорвать отношения с министерством образования, предупредив, что сохранятся военные кафедры только в 35 российских высших учебных заведениях, где будет осуществляться подготовка офицеров запаса. Еще в 33 гражданских вузах военные кафедры будут преобразованы в учебно-военные центры (УВЦ).
Переход на новую систему подготовки офицеров запаса вводит деление вузов и их выпускников по их отношению к службе в армии на три сорта. Выпускники «первого сорта» по окончании военной кафедры сразу будут отправлены в запас. В этот список вошли 12 столичных вузов, пять петербургских, по два учебных заведения Казани и Новосибирска и по одному еще в 14 городах России.
Ко «второму сорту» отнесены 33 вуза, при поступлении в которые молодые люди будут заключать контракт с минобороны. Контракт означает для них повышенную стипендию в период обучения (в пять раз выше общефедеральной) и службу на офицерских должностях не менее трех лет по окончании вуза. Если же выпускник захочет расторгнуть контракт, ему придется возвратить стипендию в полном объеме.
Остальные вузы России относятся к «третьему сорту». Их выпускники будут призываться и служить в армии на рядовых должностях. Фактически речь идет о введении своеобразного имущественного ценза: выходец из сельской местности или из рабочей семьи, пусть одаренный и талантливый, но не имеющий средств (а поступить в московский или питерский вуз с периферийным образованием без взятки почти нереально), гарантированно попадает в армию на солдатскую должность. Молодые люди из обеспеченных семей и крупных городов, даже и при полном отсутствии способностей, имеют возможность либо вообще избежать призыва, либо, получив образование в элитном вузе, сразу уйти в запас. Армия при этом превращается в «студенческую — рабоче-крестьянскую».
Подготовка офицеров в реформированной армии, переходящей «на цифру», сокращается, зато сержанты-профессионалы наверняка станут украшением нового облика Вооруженных сил? Как говаривал товарищ Сухов из «Белого солнца пустыни», это вряд ли. По замыслу Сердюкова с компанией, новый «перспективный облик» Вооруженных сил предусматривает, что в войсках через два-три года будут служить 105 тысяч сержантов-профессионалов. Причем одни из них должны будут пройти подготовку на специальных факультетах высших военных учебных заведений в течение 2 лет и 10 месяцев, чтобы занять должности командиров взводов, начальников мастерских и старших техников. Другие – в школах сержантов от 5 до 10 месяцев (планируется, что они заменят на боевых постах прапорщиков и мичманов). А третьи – за 5,5 месяца закончат окружные учебные центры, чтобы стать командирами отделений, боевых машин и расчетов. Предполагается, что сержант-профессионал будет получать 20 тысяч рублей в месяц (примерно столько, сколько сегодня лейтенант).
Однако весь этот проект очевидно провальный для современной России. Об этом свидетельствует его брат-близнец, представляющий собой Федеральною целевую программу (ФЦП) «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей».
По условиям этой программы с 2003 по 2007 год на контрактный принцип комплектования должны были перевести 155,3 тыс. военнослужащих частей постоянной боевой готовности в морской пехоте, ВДВ, Сухопутных войсках, в экипажах атомных подлодок со стратегическими ракетами на борту (всего 131,6 тыс. человек), а также части Пограничных, Внутренних и Железнодорожных войск, ФАПСИ и Спецстроя России (еще 23,7 тыс. человек).
Вместо 131,6 тыс. солдат и сержантов, за четыре года еле набрали только 79 тыс. человек. Больше просто невозможно наскрести более или менее вменяемых «детей перестройки». Даже те, кто прошел тщательный отбор, не выдерживают критики. Рост преступлений среди этой категории военнослужащих составляет 11,3%. В частях постоянной боевой готовности – 21,7%. Преобладающими правонарушениями среди них стали уклонения от воинской службы (28% тех, кто бросается в бега), бесчинства по отношению к местному населению, бытовое пьянство.
На «контрактников» было выделено 112 млрд. руб., правда, непосредственно до армии и флота дошла даже не половина, а значительно меньше – всего 40 млрд. рублей. На Федеральную целевую программу подготовки младших командиров на 2009-2011 годы выделено еще больше - 243,4 млрд. руб. Убежден, что когда они «закончатся», мы услышим из минобороны бодрый доклад о провале и этой программы. И никто не будет нести ответственность. Ни лично министр обороны Анатолий Сердюков, ни начальник Генерального штаба. Министр, как «незаменимый», либо уйдет на таможню, либо сменит своего тестя вице-премьера и отвечать станет уже за сельское хозяйство. Начальник Генерального штаба, тоже спокоен, он через год-два уйдет в Клуб военачальников Российской Федерации заместителем генерала армии Анатолия Куликова. Вновь назначенные военный министр и НГШ, естественно, не будут нести ответственность за «просчеты» предыдущих военачальников. Так все и спустится на тормозах.
Вас заинтересует
И учишься, и служишь. Пёстрая картина новой российской армии
Студент на время "Ч". Начальник Генштаба - о новых подходах к военной подготовке в вузах
Офицеров ликвидируют, как класс
«Наша армия превращается в студенческую и рабоче-крестьянскую
180 лет со дня основания Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации