Бездумное и губительное для обороноспособности страны прожектерство отцов армейской реформы из Минобороны, похоже, не выдерживает даже самых первых соприкосновений с объективной действительностью. Прошло всего несколько лет с того момента, как военное руководство широковещательно объявило о планах по переводу Российской армии на контрактный принцип комплектования, как ведомство Анатолия Сердюкова было вынуждено расписаться в бессилии и неспособности просчитывать последствия своих «смелых» экспериментов хотя бы на 1–2 шага вперед. Что, в общем-то, лишний раз доказывает общеизвестную аксиому о «феноменальном профессионализме» нынешних армейских управленцев.
Как сообщает Интерфакс, Минобороны намерено приступить к радикальному сокращению числа контрактников в Вооруженных силах: к середине этого лета там останутся только те контрактники, от которых зависит боевая готовность подразделений. Речь идет о высококвалифицированных специалистах (командирах боевых машин, механиках-водителях, операторах-наводчиках и т. д.), без которых любая армия неизбежно превращается в пушечное мясо для противника. Всем остальным контрактникам военное ведомство, видимо, скажет «спасибо» и отправит в ряды другой российской «армии» – безработных. Как нетрудно догадаться, это отнюдь не будет способствовать снижению социальной напряженности в обществе.
А другого выхода у заигравшихся в реформы подчиненных Сердюкова, судя по всему, и нет. Вряд ли российский дефицитный бюджет в условиях экономического кризиса потянет содержание десятков, а то и сотен тысяч солдат удачи. Последним остается надеяться только на то, что Минобороны (по крайней мере, «на прощанье») выполнит перед ними свои финансовые и прочие обязательства.
]]>Впрочем, не успела объективная логика развития событий поправить одно из спорных начинаний «военного реформатора в штатском», как чиновники Минобороны рискуют допустить еще одну (на этот раз – уже непоправимую) ошибку, если не сказать больше. Как сообщил в среду «Независимой газете» источник в Минобороны, Анатолий Сердюков принял решение сократить в этом году до минимума набор абитуриентов в военные вузы страны на получение офицерских должностей. По его информации, в этом году военные вузы страны примут на обучение по офицерским должностям всего несколько сотен курсантов. Для сравнения: даже в кризисном 2009 году государство взялось подготовить более 2000 абитуриентов. Хотя и эта цифра является каплей в море для Российской армии, численность которой составляет около миллиона человек.
Учитывая последнее обстоятельство, официально заявленная «мотивировочная часть» готовящегося решения звучит уже просто издевательски. Оказывается, по мнению наших армейских мужей, подготовка офицеров для командования взводами, ротами и батальонами оказалась неактуальна, поскольку их в ВС сегодня… имеется в избытке. Так и хочется спросить: если пара тысяч подготовленных офицеров на миллион солдат-срочников – это «избыток», тогда что же считать «дефицитом»? И не получится ли так, что через несколько лет в офицерском корпусе РФ, который составляет костяк любой более-менее боеспособной армии, будет зиять угрожающая национальной безопасности страны кадровая дыра?..
Таким образом, из заявленных несколько лет назад целей военной реформы, которые заключались в создании компактной, но при этом более высокопрофессиональной армии, в стратегии Минобороны, видимо, осталась только «компактность». Что в контексте нарастания глобальных кризисных явлений очень сильно смахивает на саморазоружение перед лицом потенциальных угроз и противников.
Реформаторские экзерсисы ведомства Сердюкова оценивает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко:
– Что касается первой части вопроса, то вообще вся идея с переводом Российской армии на контрактную основу была утопичной изначально, когда это еще только анонсировалось. Тогда эти планы подавались как огромный шаг вперед. Хотя большинство здравомыслящих экспертов, специализирующихся на военной тематике, говорили, что применительно к России это нереально, главным образом по экономическим соображениям. По объему ВВП мы не можем конкурировать с теми же США, где есть полностью контрактная армия и которые могут позволить себе платить людям за военную службу большие деньги. Одно дело – платить офицерам, которых не так много, и другое – рядовым или сержантам (так, чтобы последние получали сопоставимые с офицерами деньги). Наша экономика просто не выдержала бы этого.
Деньги, которые предлагались нашим потенциальным контрактникам, а также бытовые условия службы не выдерживали никакой критики. Кроме того, контрактная армия в нашем общественном мнении всегда ассоциировалась с наемной армией. А, как известно, наемники хотят много получать, но не хотят умирать на поле боя. Вот почему в традициях России всегда была призывная армия, и солдаты сражались не за контракт, а выполняли свой долг перед Родиной.
Не секрет, что ряды контрактников в эти годы в основном пополняли люди из социальных низов. Люмпенизированные элементы прибывали в воинские части и дезорганизовывали нормальную жизнь воинских коллективов. А некоторые из них, будучи недовольными теми деньгами, которые им платили, просто дезертировали. При этом на пропаганду контрактной службы были истрачены десятки миллионов рублей. Я до сих пор вспоминаю «изумительные» растяжки на подъезде к знаменитой Рублевке – «Запишись в контрактную армию!». Наверное, олигархи, их дети, а также жены и любовницы просто хохотали над этим зрелищем. Понятно, что это было отмывание денег. И хорошо бы сейчас главной военной прокуратуре проверить, как расходовались средства на пиар, которые были прописаны отдельной строкой в федеральной программе формирования контрактных подразделений.
Так что, по-видимому, сейчас будет увеличен призыв, а когда пройдут президентские выборы, наверное, будет возвращен двухлетний срок службы. К этому просто придется вернуться, иначе мы просто потеряем армию.
Что касается сокращения приема в вузы будущих офицеров, то это решение вызывает очень большую настороженность. В условиях, когда эксперименты с контрактниками проваливаются, только офицерский корпус остается реальным стержнем Вооруженных сил. Потеряв его, мы можем развалить их до самого основания, потому что цементируют армию не гражданские чиновники, а именно офицеры (и даже не контрактники). Резкие сокращения тем более непонятны, если учитывать, что мы укрупняем военные вузы. Казалось бы, такие крупные центры профессионального военного образования должны перейти на выпуск офицерского корпуса для новых Вооруженных сил России. Но несколько сотен офицеров – это капля в море тех проблем, которые предстоит решать армии.
Вас заинтересует
Военные училища вновь сокращают места
Офицеров ликвидируют, как класс
Армейская реформа терпит поражение за поражением
Минобороны готовит реформы для армии
Российская армия вновь изменится