Всегда полезно помнить старые шутки времён Второй Мировой войны и начала 50-х годов прошлого века. Тем более что для молодых людей они новы. Вот одна из них. Китай находится в состоянии войны и готовит наступательную операцию. Командир приказывает: «Два миллиона пехотинцев в центре, по 5 миллионов на флангах, остальные в резерв. Танки вперёд! Вопросы есть?» Командующий танковой армией: «Оба танка?»
Второй анекдот об Албании. Армянское радио спросили: «Почему албанские подводные лодки двигаются зигзагом – то погружаются в воду, то всплывают?» Армянское радио отвечает: «Чтобы гребцы могли дышать».
Мы не знаем, были ли тогда армии обеих сторон очень бедными, какое у них было оружие и каков был их оборонный потенциал. Сегодня мы знаем, что Китай является ядерной державой с солидной военной мощью и огромным экономическим потенциалом. С ним уже шутки плохи. На китайских парадах летят сотни военных самолётов. Их морские суда являются сказочными.
]]><!--TEnd-->
Не обижайте и албанцев, потому что у них было четыре подводных лодки. Столько же, сколько было и у нас. Албанцы порезали их все. У нас всё ещё осталась одна. И мы получили что-то вроде анекдота. Одна из наших последних лодок не может погружаться, а вторая ещё не утонула, потому что её не выпускают в море. Албания, являясь морским государством, получает современные военно-морские суда из США и Италии. Мы тоже морская страна, но покупаем бракованные бельгийские фрегаты главным образом для того, чтобы держать их у причала.
Кстати, не кажется ли вам, что подводную лодку «Слава» лучше всего было бы отполировать и предоставить ей достойное место в Военно-морском музее? И превратить в памятник Неизвестному подводнику, потому что в будущем подводников у нас не будет никогда. Бельгийским фрегатам в экспозицию не попасть. От них легче всего избавиться, отправив своим ходом на лом в Пакистане и надеясь, что их не захватят сомалийские пираты. Эта блестящая идея не раз продвигалась в массы. Ну, сожжём немного солярки, заплатим какой-то выкуп за экипаж, но разве мы не купили их по цене металлолома? Мы все знаем, дешёвка выходит дороже. Или, как сказал один известный миллиардер – я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи.
На днях министр обороны Аню Ангелов сказал, что намерен отправить боевой батальон для военных действий в Афганистане. В связи с этим он предложил величать его теперь министром войны, а не обороны. Мировые информационные агентства сообщили, что намерение Ангелова вызвало волнения среди боевиков Талибана и мощный вздох облегчения всего афганского народа. Талибы отчаянно ищут болгарских рейнджеров, чтобы бросить к их ногам свои «калашниковы», гранатомёты и ракеты и вернуться в свои деревни возделывать коноплю. Афганские власти превратят их последнее убежище в музей под названием «База Аню».
Но вопрос заключается в том, как министр найдёт подходящий батальон. Очень сомнительно, что после недавнего сокращения в армии остался, по крайней мере, один полный батальон. Кроме того, непонятно, что подразумевает Ангелов под термином «боевой»? Пехотный, механизированный, танковый, десантный? Непонятно. Также неизвестно, есть ли, по крайней мере, одно должным образом подготовленное подразделение, способное нейтрализовать повстанцев на их собственной территории? По-моему, это называется только одним термином – отправка пушечного мяса.
Если кто-то где-то проводит подобный тренинг, то, безусловно, проводит его в полной тайне. Нам пока что показывают только патрулирование, создание контрольно-пропускных пунктов и позиций, охрана объектов и конвоев, сопровождение VIP-персон, организацию лагерей и приёмных сооружений, подавление волнений среди беженцев, освобождение заложников. Вряд ли мы что-то пропустили. Какое там «боевое»? Это просто обычные полицейские действия.
Кто носил каску и помнит запах сапожной ваксы, спросит: где в нашей стране можно проводить обучение в условиях, близких к климату и рельефу Афганистана? Если Ангелов сумеет создать подобный полигон, мы все будем поклоняться ему и попросим его на второй срок. До тех пор, однако, мы будем недоумевать и смеяться, разве что не ругать.
Другой, ещё более серьёзный вопрос. Какие собственные национальные интересы мы будем защищать в этой стране? Другие страны выводят свои войска, мы – наоборот. СССР не сумел исправить их, даже американцы понимают, что ничего нельзя сделать. А вот одним батальоном Аню Ангелов намерен решить все эти проблемы. Когда мы пошли в Ирак, наши лидеры стали рассказывать про политические дивиденды и большие экономические выгоды, которые мы получим за своё участие в этой безмозглой миссии. Власть сумела одурманить нас несмотря на то, что общественное мнение было против. И что мы приобрели в виде дивидендов и выгод, кроме ненужных жертв? Тернии! На днях выяснилось, что войска США будут выведены из Ирака. Умно! Выводят не потому, что достигли своих целей, а потому, что не могут достичь их. Так будет и в Афганистане.
По отношению к армии я на днях услышал потрясающее мнение. Живко Тодоров, мальчик 1981 года рождения, боссик оборонной парламентской комиссии, считает, что для нас даже 16-тысячная армия слишком велика. Если бы это сказала воспитанница пансиона благородных девиц, мы бы её поняли. Ей и одного юнкера вполне достаточно. Но это говорит не случайный дилетант, а председатель комиссии иностранных дел и обороны в Национальном Собрании Болгарии. Не существует никаких доказательств, что этот 29-летний юноша служил в армии или окончил, по крайней мере, среднее военное училище. Наверное, он не знает, что такое портянка, палатка, скатка...
Будет супер-круто, если наша армия будет сокращена до уровня менее 16 000 солдат (если бы я говорил о настоящей армии, я бы сказал «штыков», но язык не поворачивается). Знать точное число войск всегда полезно и вовсе не из-за военной тайны, которой уже нет. Полезно для поддержания путаницы, ставшей органической частью армии и министерства обороны. Мы теперь можем предлагать должности. Сто-двести папах с павлиньими перьями, вооружённые СКС (для Живко – Самозарядный Карабин Симонова) для торжественных встреч и парадов. Около 500 солдат в камуфляже (для Живко – маскировочная одежда), вооружённых до зубов, для боевого батальона Аню в целях водворения мира по всему миру. Пилот самолёта, вертолёта и двое техников, чтобы подать пилотам их фуражки, если они всё же приземлятся после полёта. Подводника как модель для памятника, держащего в руке не гранату, а торпеду (для Живко – отставить, всё равно не поймёшь). Один десантник для колорита и размножения. Один замполит (для Живко – заместитель командира по политической части), который будет проповедовать правильную линию, а также будет записывать воспоминания. Остальные примерно 15 007 мест в армии будут заполнены гражданскими и околофуражечными должностными лицами, а также перспективными человеческими ресурсами, способными выступать и убеждать в правоте проводимой оборонной политики. Если вы правильно подсчитали, то остаётся одна вакантная должность, и мы предлагаем её Живко. Пусть занимается, согласно его разумению. Мы будем поддерживать его. Может быть.
В самом конце (конечно, это не конец, мы будем следить за темой до конца!) постараемся быть действительно полезными для Живко Тодорова. Для деятельности парламентской комиссии, которую он возглавляет. Внешняя политика и оборона действительно очень тесно связаны. Государство без обороны не имеет и внешней политики. Сильная армия и организованная национальная система обороны позволяют государству иметь независимую внешнюю политику. Те, кто не имеет такой обороны, превращаются в лакев великих держав. Быть лакеем очень просто, намного труднее иметь национальную гордость. Национальную уверенность в себе можно иметь только тогда, когда вы знаете, как её достичь. Не очередным сокращением бедненькой армии и не лизанием задниц великих держав.
Вас заинтересует
«Только глупые люди говорят, что американцы – идиоты
Хочешь избежать войны — готовься к ней
Тяжело быть Обамой
Безопасность: британцы раскланялись и вышли из игры ("The Wall Street Journal", США)
Флот сократим, базы строить не будем