[thumb=|Американские эксперты определили возможности китайского палубного истребителя J-15 и не исключили появление двухдвигательного палубного J-10]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxMy0wNy9kYnBrczB5Z3lsLmpwZw==[/thumb]
Адьюнкт-профессор Военно-морского колледжа США Эндрю Эриксон (Andrew Erickson) и специалист в области безопасности Гейб Коллинз (Gabe Collins) опубликовали статью, где анализируют возможности китайского палубного истребителя J-15 Flying Shark, первые официальные фотографии которого появились 24 апреля этого года. Самолет был сфотографирован на аэродроме завода №112 Шеньянской авиастроительной корпорации (перевод дается с сокращениями).
J-15 создан на базе российского палубного боевого самолета Су-33, но обладает более совершенной авионикой, уменьшенным по высоте вертикальным оперением, посадочным гаком и более мощным шасси. Отсутствие второй кабины на самолете может означать, что бортовое оборудование самолета достаточно современно, интегрировано и автоматизировано (электроника может быть в значительной степени аналогичной установленной на J-11B, который в свою очередь является компиляцией Су-27СК). Кроме того, вторая кабина может вызывать большое аэродинамическое сопротивление при взлете с трамплина. Первый прототип был собран в 2008 году, первый полет - 31 августа 2009 года, первый взлет с наземного трамплина датируется 6 мая 2010 года (авиабаза Яньлянь, провинция Шэньси).
]]>[thumb=|Американские эксперты определили возможности китайского палубного истребителя J-15 и не исключили появление двухдвигательного палубного J-10]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxMy0wNy8yanJiOXZvajdmLmpwZw==[/thumb]
Боевые возможности самолета будут ограничиваться трамплинным взлетом и отсутствием самолетов-заправщиков палубного базирования. Для повышения боевого радиуса эти самолеты будут зависеть от воздушных танкеров наземного базирования. Нормальный взлетный вес самолета может быть сопоставим с таким же параметром истребителя F-14 Tomcat, снятого с вооружения ВМС США. Возможности J-15 существенно увеличатся, если он будет оснащен радаром с активной ФАР, что позволит ему вести более скрытный полет, бороться с низколетящими крылатыми ракетами и иметь большой потенциал ведения РЭБ.
Планер самолета вмещает большое количество топлива. Даже при трамплинном взлете самолет может иметь боевой радиус 700 км, а оснащение ракетами воздушного боя PL-12 может увеличить дальность его ударов еще на 100 км. В ближнем бою истребитель также может быть весьма опасным противником, учитывая малую удельную нагрузку на крыло и высокую тяговооруженность.
[thumb=|Американские эксперты определили возможности китайского палубного истребителя J-15 и не исключили появление двухдвигательного палубного J-10]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxMy0wNy94a2xsMjF0dWJsLmpwZw==[/thumb]
Но все равно трамплинный взлет будет существенно ограничивать его возможности. Взлет с трамплина вносит существенные ограничения по наращиванию максимальной взлетной массы. Кроме того, трамплин не дает возможности использовать самолеты ДРЛО, ограничиваясь вертолетами такого назначения, которые имеют значительно меньший потенциал. Как указывалось выше, также отсутствуют самолеты-заправщики. Если даже Китай примет на вооружение три авианосца с трамплинным стартом самолетов, авиагруппы авианосцев будут существенно зависеть от взаимодействия с ВВС наземного базирования – самолетами ДРЛО и воздушными танкерами. По этим причинам первое поколение китайских авианосцев не может представить серьезную угрозу ВМС США.
Вопросы и проблемы1) Разработать катапультную систему старта самолетов. Трамплин требует снижения массы топлива и боевой нагрузки. Китай сталкивается с нехваткой воздушных танкеров, особенно если учесть, какие проблемы возникают при закупке самолетов-танкеров Ил-78 российского производства, которые используются для дозаправки самолетов семейства Су, на базе которого создан J-15.
2) Усилить шасси самолета, которое должно компенсировать нагрузки при жесткой посадке, в противном случае это может привести к большим разрушениям на палубе авианосца. Чем тяжелее машина, тем больше нагрузка на планер.
3) Необходимо создание палубного самолета ДРЛО, подобного Е-2 Hawkeye, используемого на американских и французском авианосцах.
4) Китай нуждается в создании перспективных КР воздушного базирования и УР класса «воздух-воздух» большей дальности для компенсации ограниченного радиуса палубных самолетов, взлетающих с трамплина. Например, создать ракеты с дальностью 300 км – УР классов К-100 Новатор или Р-37 Вымпел, сверхзвуковые КР Bramos.
5) Если Китай не желает зависеть от России в производстве палубных истребителей, он должен развернуть серийное производство собственного двигателя WS-10, а для этого необходимо решить проблемы с безопасностью работы ТРДДФ. Многие аналитики считают, что прототип J-15 оснащен российскими двигателями АЛ-31Ф. Китай создал потенциал для их модернизации и капитального ремонта.
6) Вполне реально ожидать создания модификации двигателя с управляемым вектором тяги. Возможно, будут проведены работы по уменьшению ЭПР самолета путем изменения конструкции воздухозаборников и других систем. Вероятнее всего, в течение ближайших пяти лет БРЭО самолета будет модернизироваться.
7) Сколько J-15 ВМС НОАК имеют планы приобрести? Считается, что на первых порах на китайском авианосце будут базироваться только вертолеты.
8) Интересно будет посмотреть, если Chengdu Aircraft Industry Group создаст палубную версию истребителя J-10 как дополнение к J-15. Слухи о создании палубного варианта самолета циркулируют в китайском интернете несколько лет, но пока нет конкретных доказательств этих работ. Самолеты с дельтавидным крылом могут эксплуатироваться с палубы авианосцев, но требуют существенного усиления конструкции. Возможно, когда Китай создаст катапультную систему старта, такой самолет будет создан. Положительным примером является французский истребитель Rafale С, имеющий как наземный, так и палубный варианты. Может быть создан двухдвигательный палубный вариант J-10, оснащенный российскими двигателями РД-33 или китайскими WS-13. Эти двигатели устанавливаются на экспортный истребитель FC-1/JF-17. Аэродинамические характеристики такого самолета, скорее всего, будут близки к параметрам Rafale.
Таким образом, создание J-15 нужно рассматривать не как направленное на решение конкретных целей, а скорее как часть долгосрочного плана развития ВМС Китая, преследующего создание более надежных возможностей в долгосрочной перспективе.
Вас заинтересует
Китайцы создали аналог УПАЗ
Китайская НИТКА
Китаю удалось создать двухместную модификацию палубного истребителя J-15
Китай запустил в серийное производство "пиратскую" копию российского палубного истребителя
Китай. В поисках палубного истребителя