События, которые разворачиваются вокруг Ливии, и сделанные на прошлой неделе заявления правительств Франции, Великобритании и Италии о направлении на территорию североафриканской страны подразделений сухопутных войск стали ярким примером того, что история войн повторяется. В своем стремлении помочь народу Ливии в свержении диктатора Муаммара Каддафи страны коалиции проходят путь, проторенный США и союзниками во Вьетнаме, Сальвадоре, Хорватии, Руанде, Афганистане.
Развитие так называемого института «военных консультантов» на протяжении последних 50 лет вышло за рамки обычных консультаций и переросло в своеобразное оправдание оккупации. США и его военные союзники используют политический трюк с направлением в определенную страну своих консультантов в целях проведения боевых операций и установления контроля над территориями государств. Для того, чтобы понять, как происходит переход от обычных консультаций к крупномасштабным и кровопролитным войнам, необходимо вспомнить историю.
Первым в списке идет Вьетнам. Именно в это азиатское государство в 1975 году вошли войска США. Все начиналось довольно мирно, и основная цель - направление в 50-е годы 750 американских офицеров-консультантов - не предвещала войны, которая расколола США на два лагеря и привела к гибели 55 тысяч американских военнослужащих. Консультанты были направлены президентом Эйзенхауэром для проведения теоретической подготовки армии правительства Нго Динь Зьема, которое противостояло растущему коммунистическому движению.
]]>Восстание коммунистов в Северном Вьетнаме постепенно распространилось на всю территорию государства, и правительство США приняло решение об увеличении контингента консультантов. Так, к декабрю 1961 года на территории Вьетнама находилось уже 3200 советников. Администрация Джона Кеннеди понимала серьезность ситуации, и уже в 1963 году число военных советников возросло до 16 тысяч. По сути это уже была полномасштабная оккупация страны. Консультанты принимали участие в боевых действиях, несмотря на заверения американского руководства, что их офицеры только проводят теоретическую подготовку вьетнамских вооруженных сил.
Введение во Вьетнам регулярной армии США произошло после проваленной американцами секретной операции в Тонкинском заливе. Именно тогда армия Северного Вьетнама доказала свою силу и несостоятельность армии Южного Вьетнама. Администрация президента Джонсона потребовала от Конгресса одобрить разрешение на начало во Вьетнаме полномасштабных военных действий.
Следующей страной, которая пострадала от американских консультаций, стал Сальвадор. В 1979 году, когда Америка еще толком не оправились от своего участия во вьетнамской войне, в Сальвадоре коммунистические повстанцы-сандинисты практически свергли правительство ближайшего союзника США в Латинской Америке. Президент Джимми Картер для поддержки правительственных войск Сальвадора направил своих военных консультантов, но решение вложить в эту военную миссию значительный политический смысл принял уже президент Рональд Рейган, который после прихода к власти в 1980 году заявил, что это жизненно важный для США фронт в противостоянии с Советским Союзом.
Конгресс США, помня обо всех неприятностях войны с Вьетнамом, долгое время упорно отказывался принимать решение о направлении воинских подразделений в Сальвадор, и лишь в начале весны 1981 года конгрессмены пошли на уступки и разрешили администрации президента направить в страну 55 консультантов. В решении указывалось, что консультантам запрещено участие в боевых операциях.
Балканские войны, разгоревшиеся в Европе в девяностые годы, стали доказательством того, что военные консультанты не в обязательном порядке должны быть официальными представителями стран, которым они служат. Несмотря на то, что Резолюция ООН № 713 поставила вне закона предоставление военной помощи каждому из участников балканского конфликта, Вашингтон вместе с тем направил вооруженные силы Хорватии для консультации к частной компании Military Professional Resources Inc., которая в то время гордилась принадлежащим ей «крупнейшим в мире собранием совместного военного опыта». MPRI быстро подписала два контракта. Первый - на консультирование, второй - на военную подготовку хорватской армии, и в район в течение короткого времени была направлена команда, состоящая из отставных офицеров армии США.
Но консультации были лишь прикрытием истинного характера деятельности MPRI в Хорватии, что вызывает горячие споры и по сей день. Официально работа компании заключалась в консультировании на тему важности армии в современном демократическом обществе. Однако, по истечении некоторого времени, хорватские войска предприняли серию жестоких наступлений против мирных жителей и сербских военных. Самой известной была военная операция «Буря», в ходе которой более 170 тысяч человек были выдворены из своих жилищ. Аналитики утверждают, что плохо подготовленные солдаты хорватской армии без помощи MPRI были бы не в состоянии воплотить в жизнь столь хорошо согласованную операцию: с совместными ударами ВВС, артиллерии и стремительным наступлением пехоты. В июле 1995 года США официально встали на сторону боснийцев и хорватов в их борьбе против агрессии Сербии, организовав кампанию авиационных бомбардировок силами НАТО, что привело к прекращению враждебных действий.
Консультативные прелюдии к масштабным военным действиям проводят не только американцы, но и другие страны, входящие в НАТО. В соответствиями с данными, полученными в ходе расследования, проведенного в 2008 году правительством Руанды, в геноциде, который был предпринят в этой стране в 1994 году этно-социальной организацией хуту в ее борьбе с этно-социальным меньшинством тутси, были замешаны французские советники. Франция с 1960-х годов выступает с открытой военной поддержкой франкофонного режима хуту. В 1990 году, когда повстанческие силы англоязычных тутси, при поддержке Уганды, поднялись на революционный мятеж, Франция направила боевые подразделения для защиты марионеточного правительства хуту. По свидетельствам многочисленных сообщений, на протяжении всего периода гражданской войны к ключевым подразделениям армии Руанды был прикреплен французский постоянный военный персонал – французские советники оставались на своих постах и тогда, когда убили президента государства Жювеналя Хабиариманы в апреле 1994 года, что стало причиной жестокой расправы поддерживаемых правительством и союзниками вооруженных сил хуту с меньшинством тутси. На протяжении трех месяцев было убито более 800 тысяч тутси и поддерживающих их хуту.
Последним примером является то, как развивалась ситуация в Афганистане. Организуя в 2001 году, после террористической атаки 11 сентября на США, операцию «Несокрушимая свобода», целью которой было свержение режима Талибана и его союзников из организации «Аль-Каиды», Вашингтон принял решение, что первым делом в страну необходимо отправить военных консультантов. Основной задачей консультантов было оказание помощи орудующему в стране антиталибанскому движению «Северный Альянс». Команда в составе оперативников ЦРУ и сотрудников армейских спецслужб прибыла на территорию Афганистан в конце сентября 2001 года. За этим последовали масштабные воздушные бомбардировки в поддержку «Северного Альянса» в его противостоянии с военными силами Талибана. Сегодня, десять лет спустя, на территории Афганистана находятся американские военные подразделения численностью более 98 тысяч человек. А начиналось все довольно скромно: с десятка военных консультантов.
История продолжается, и новый ее виток - Ливия. Несмотря на утверждения НАТО, что решение о направлении сухопутных подразделений на территорию государства это, прежде всего, оказание консультативной помощи и охрана гуманитарных грузов, нужно учитывать то, как развивались события в прошлом: можно с уверенностью сказать, что это первый шаг к масштабному вооруженному конфликту.
Вас заинтересует
Геноцид на плодородной почве
Бригада убежденных русофобов
Американская помощь Украине — зло для всех ("Antiwar.com", США)
Насколько крепко единение в натовском альянсе?
Боеспособность армии США