<!--TEnd-->
В результате распада Советского Союза на его азиатской части было образовано пять совершенно независимых государств – Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан – которые получили не только свое отдельное руководство, но и национальные вооруженные силы. Все военное имущество, которое раньше принадлежало армии СССР и которое оказалось на территориях этих государств, за исключением стратегических ракетных комплексов и ядерного оружия, стали основой создания национальных армий.
Необходимо отметить, что вооружения и военной техники на этих территориях оказалось в избытке. Поэтому, если на начальном этапе национализации военного имущества военные руководства стремились к накоплению арсенала, то позже возникла проблема: как распорядиться накопленным военным имуществом?
]]>Помимо этой проблемы существовали и другие, не менее значительные. Так, к примеру, как оказалось, были необходимы значительные средства на содержание в хорошем состоянии и охрану военных арсеналов, а бюджеты новообразованных республик не имели возможностей их выделять в необходимом объеме. Кроме того, эти военные склады стали представлять большую опасность для жизни людей в расположенных рядом населенных пунктах. Яркий пример тому – ситуация с военными арсеналами в Туркменистане, где были отмечены проблемы с хранением токсичного ракетного топлива, которое содержалось в железнодорожных цистернах, а также неоднократные пожары и взрывы боеприпасов на складах в других азиатских республиках, которые были заложены еще в середине прошлого века.
В сложившейся ситуации правительства государств Центральной Азии вынуждены были принимать безотлагательные меры безопасности. В качестве первоочередной меры была проведена инвентаризация военного имущества, на основе которой и формировались новые арсеналы. И даже несмотря на то, что в каждой из этих республик данный процесс имел свои особенности, все же в основу его были положены идентичные принципы и факторы.
Так, на основе реальной численности вооруженных сил в каждой из стран были сформированы две группы вооружений, которые использовались в определенных условиях. Одна из них – учебно-боевая, которая использовалась для подготовки личного состава. Вторая – боевая группа, которая хранилась на территориях воинских частей и которая должна была использоваться в условиях военного конфликта.
Определенная часть вооружений была разобрана на запчасти и определена на склад с целью дальнейшего использования при необходимости ремонта или замены частей идентичного вооружения. То, что было лишним, продавалось в другие государства, а то, что уже было непригодно к использованию, подлежало утилизации. А немного позже, когда советские образцы военной техники и вооружения устарели как в моральном, так и в физическом плане, перед руководствами государств остро встал стал вопрос о проведении ремонта и модернизации данной техники, а также о необходимости закупок более современного вооружения.
Надо заметить, что в настоящее время военные расходы центральноазитских государств значительно возросли. Так, к примеру, расходы Узбекистана и Казахстана составляют порядка 1,5 миллиарда долларов в год, что превышает в десятки раз военные бюджеты таких стран, как Киргизия или Таджикистан.
Что касается вооружения, то в настоящее время речь идет о таких показателях: на вооружении казахской армии находится более 2,2 тысяч БТРов и порядка 980 танков, 280 самолетов-истребителей и вертолетов при общей численности личного состава 70 тысяч человек. В Узбекистане – 340 танков, 700 БТР, 500 пушек и 135 истребителей и 50 тысяч военнослужащих. В вооруженных силах Туркменистана – около 1940 БТР, 112 самолетов и вертолетов, 680 танков и 20 тысяч человек личного состава. В армии Таджикистана в наличии имеется всего 46 бронетранспортеров, 3 танка, 3 вертолета и один самолет. Численность личного состава – 16 тысяч человек.
Несомненно, приоритет в области вооружений принадлежит Российской Федерации, как правопреемнице Советского Союза. Она не только сумела сохранить предприятия военной промышленности, которые действовали в советское время, но и сформировать новые, совместные со странами СНГ предприятия по производству военной техники и вооружения. Так, в тесной кооперации с предприятиями стран Содружества уже производятся средства связи, планируется создание беспилотников, радиолокационных и оптикоэлектронных систем, а также новых моделей самолетов и вертолетов. Необходимо отметить и то, что ежегодно объемы заказов государственного оборонного заказа увеличиваются, а в будущем планируется не только освоение новых технологий производства патронов, катеров, автоматизированных средств управления, кораблей, средств радиолокации, пожарной и спасательной техники, средств модернизации различных систем, но и строительство новых заводов.
Для того чтобы понять особенности развития военно-промышленного комплекса в целом на территории азиатской части постсоветского пространства, необходимо более детально остановиться на военной составляющей этих государств, и влияния на нее со стороны России и стран дальнего зарубежья.
Так, основная часть предприятий военно-промышленного комплекса, которые расположены в Казахстане, ориентируются на производство военно-морской техники (такое положение вещей было характерно и для советского периода).
Помимо этого, производятся также некоторые авиационные изделия и агрегаты для авиаремонтных и авиастроительных предприятий стран СНГ – Украины, России, Узбекистана и Белоруссии. А если принимать во внимание тот факт, стоимость запчастей, горюче-смазочных материалов, боеприпасов и вооружения сохранилась сравнительно небольшой, то тенденция к сохранению и развитию сотрудничества с российскими военно-оборонными предприятиями будет сохраняться и в будущем. Так, к примеру, военное ведомство Казахстана имеет намерение закупить в России определенное количество учебных самолетов Як-130.
Помимо сотрудничества с Россией, заметен значительный интерес к сотрудничеству с постсоветскими азиатскими республиками и других стран мира, в частности Соединенных Штатов Америки и Германии.
Так, американцы не скрывают того, что намерены сохранить свою военную базу в Кыргызстане, а также создать несколько подобных баз на территориях других государств Центральной Азии – в Таджикистане и Узбекистане. И в средствах массовой информации даже появилась информация о том, что были проведены закрытые переговоры относительно передачи им избыточного американского вооружения и военной техники, которая выводится с афганской территории. Переговоры эти якобы мели место во время визита генерал-лейтенанта Винсента Брукса (американский командующий сухопутными войсками) в Ташкент и Душанбе в ноябре 2011 года.
Тогда речь велась о передаче небольших объемов цифровых радиостанций, беспилотных летательных аппаратов, комплектов индивидуальной экипировки, бронеавтомобилей и бронетранспортеров, танков, средств противовоздушной обороны, артиллерийских систем и стрелкового оружия, оснащенного приборами ночного видения.
По всей видимости, американское военное руководство пришло к выводу, что передавать столь высокопрофессиональное оружие в руки афганских военных нет никакого смысла, поскольку освоить ее они все равно не смогут. Более того, существует реальная угроза того, что оружие это окажется в руках боевиков. Вооруженные силы же постсоветского пространства без труда смогут освоить данную технику. Но такая бесплатная помощь имеет одно большое «но»: в будущем она может оказаться основой для того, чтобы втянуть эти республики в военно-техническое сотрудничество со странами НАТО и Соединенными Штатами Америки.
Помимо вопроса о передаче техники, ходе визита обсуждались и другие темы, в частности, о возможности создания на территории данных государств американских учебных центров, в которых военные стран Центральной Азии смогли бы проходить курсы освоения новой техники. Напомним, в Таджикистане уже действует американский военный учебный центр, в котором готовят группы сил специального назначения. Согласно сообщениям американского посольства, за 20 лет власти США передали на развитие экономики, здравоохранения, образования и демократии в Таджикистане порядка 984 миллионов долларов.
Кроме того, налаживается сотрудничество и между странами Центральной Азии и Германией. В частности, немецкое правительство оказывает значительную финансовую помощь Узбекистану в процессе создания национальных профессиональных вооруженных сил, а также продает военную технику, бывшую когда-то в эксплуатации Бундесвера.
Кроме того, на центральноазиатском рынке пытаются завоевать позиции и военные предприятия Израиля, Китая, Южной Кореи.
Несмотря на это, вполне очевидно, что значительная помощь этим государствам в плане военно-оборонной промышленности будет оказана Россией. Что же касается Америки, то и здесь, по мнению экспертов, все просто – Пентагон еще никогда не делал ничего без выгоды для себя. Не станет исключением и военная помощь постсоветским центральноазиатским республикам. Американцы не только сумеют избавиться от излишков военной техники и вооружения, которые остались от кампании в Афганистане, но и смогут усилить изоляцию Ирана, что для них в настоящее время – задача очень важная.
Использованы материалы:
http://hvylya.org/analytics/geopolitics/26282-tsentralnaja-azija-voennaja-mosch-postsovetskih-respublik.html
http://www.ng.ru/nvo/2011-12-05/1_pentagon.html
http://iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&news_id=80754
Вас заинтересует
У Казахстана самая мощная армия в Центральной Азии
Вооружённые силы Узбекистана: первые в регионе, несмотря на коррупцию
Украина собирается перевести армию на стандарты НАТО
Реформа Бундесвера: куда идет немецкая армия?
Грузинская армия снова боеспособна?