Тридцатые годы прошлого века ознаменовались рождением нового вида войск — парашютно-десантных соединений, которые впервые появились в Советском Союзе.
Датой рождения советских воздушно-десантных войск считается 2 августа 1930 года, когда в ходе учений под Воронежем в два этапа было десантировано подразделение в составе 12 человек. Уже через год в Ленинградском военном округе был сформирован авиамотодесантный отряд численностью 164 человека. В сентябре 1935 года на манерах Киевского военного округа в течение двух часов были десантированы свыше 1188 человек, которые, «захватив» плацдарм, обеспечили приземление и высадку из самолетов 1766 бойцов с пушками и автомобилями. На следующий год во время проведения учений Белорусского военного округа с воздуха десантируется уже 1800 человек и осуществляется переброска самолетами стрелковой дивизии в составе 5272 человек с военной техникой (пушки, броневики и легкие танки).
На этих учениях присутствовали военные атташе многих стран, но только немцы осознали, какие перспективы открывает этот новый род войск, который отлично вписывался в стратегию молниеносной войны.
]]>29 января 1936 года главнокомандующий ВВС Германии (люфтваффе) Герман Геринг издает приказ о создании парашютного батальона, положившего начало воздушно-десантным соединениям фашистской Германии. Батальон был расквартирован в городе Стендаль-Борстере, находящемся недалеко от Берлина. Здесь же был расположен учебно-тренировочный центр по подготовке парашютистов.
Боевое крещение эти части прошли во время операций в Скандинавии весной 1940 года. Десантные подразделения успешно использовались на первом этапе Второй мировой войны во время операций в Бельгии, Голландии, Греции, Дании, Норвегии и Польше и получили у союзников прозвище «зеленые дьяволы Геринга».
Воздушно-десантные части люфтваффе относились к элите вооруженных сил Германии, для них разрабатывались самые совершенные виды вооружения, техники и экипировки.
Стрелковое оружие десантников
Личный состав был вооружен одними из самых лучших пистолетов «Luger P-08» (рядовой состав) и «Walter P-38» (офицеры). Именно для десантных частей были разработаны знаменитые пистолеты-пулеметы «Erma MP-39/40» (у наших солдат они были известны как шмайсер); опередившая свое время штурмовая винтовка «Fallschirmlandunsgewehr-42» (FG-42); автомат «MP-44»; сигнальный пистолет «Kampfpistole» с нарезным стволом, который позволял вести стрельбу сигнальными ракетами, осколочно-фугасными, разрывными и дымовыми гранатами; противотанковые ружья PzB 39 и sPzB 41.
Для транспортировки легкого артиллерийского вооружения использовался оригинальный малый тягач — «Kettenkrad», а для переброски личного состава и техники был создан самый большой в мире планер «Me-321», послуживший в дальнейшем основой для транспортного самолета-гиганта «Me-323».
Большой десантный планер Me-321
На этом фоне вызывает удивление тот факт, что в качестве одного из основных видов вооружения — парашютной системы, использовались парашюты RZ1 (до 1940 года) RZ16 (до 1941 г.) и RZ20 (RZ — Ruckenpackung Zwangauslosung ранцевый парашют) с крайне неудачной системой крепления строп к обвязке на основе устаревшей итальянкой системы Сальваторе. Единственным достоинством этой системы было то, что она позволяла совершать десантирование с довольно малых высот 100–120 м (во время операции на Кипре выброска части парашютистов выполнялась вообще с высоты 75 м).
В то же время эта система обладала существенными недостатками:
— сильный рывок при раскрытии купола парашюта;
— крепление парашюта не позволяло парашютисту управлять направлением снижения;
— высокая скорость снижения.
Эти недостатки требовали от десантников освоения довольно сложной техники парашютного прыжка, для того чтобы избежать травмирования из-за сильного динамического удара при раскрытии купола парашюта (знаменитый «нырок» германских десантников). Кроме этого из-за того, что парашютист не мог управлять парашютом во время снижения, он мог повиснуть на деревьях, зданиях, приземлиться на воду. Отсутствие возможности управлять направлением снижения не позволяло погасить скорость снижения (3,5–5,5 м/сек) за счет разворота по ветру. Поэтому приземление сопровождалось довольно сильным ударом. А поскольку при снижении из-за особенностей системы крепления тело парашютиста было наклонено вперед под углом 45°, то при приземлении он одновременно касался земли носками ботинок, коленями и руками. Для гашения силы удара парашютист выполнял кувырок вперед.
Акробатические кульбиты в воздухе и на земле, сопровождавшиеся динамическими нагрузками, привели к тому, что десантирование проводилось «налегке». Из оружия десантник имел при себе только пистолет. Все снаряжение и остальное оружие выбрасывалось отдельно в специальных контейнерах. Кроме этого пришлось разрабатывать специальную каску, защитные наколенники и налокотники.
Помимо этого особенности системы не позволяли быстро «загасить» купол парашюта, регулируя длину строп. При сильном ветре парашютиста часто опрокидывало на спину и волочило по земле. Неудивительно, что даже при использовании специальных защитных налокотников и наколенников травмы были частым явлением. Для того чтобы в случае необходимости быстро освободиться от парашютных строп, десантнику нужен какой-либо компактный резак.
Все эти проблемы были неведомы союзникам, поскольку их парашютные системы были свободны от этих недостатков, а для перерезания строп в экстренных обстоятельствах парашютист всегда имел возможность сделать это штатным боевым ножом, находящимся при нем во время выброски.
Для быстрого освобождения от парашютных строп по заказу люфтваффе был разработан специальный нож-стропорез, который поступил на вооружение воздушно-десантных соединений фашистской Германии 24 мая 1937 года.
Нож получил название «Fliegerkappmesser — FKM» (летный нож-резак) или «Kappmmesser» (нож-стропорез).
В западной литературе этот нож известен также как «Luftwaffe Fallschirmj
Вас заинтересует
Итальянский нож "Fox Knives AVES" который использовался для охоты
Спецназ США получит парашют, который позволяет пролететь почти 50 километров
Российские десантники покорили Арктику
Пара-коммандос Бельгии
ВДВ проводят испытания тепловизионного прицела «Шахин