Российское бездорожье и распутица попортили нервы многим нашим недругам. Но и сами мы часто страдаем от них. Что, например, будет, если в грязи увязнет ракетный тягач с «Тополем-М»? Кто поможет вытянуть тяжеленную машину с опасным грузом? И кто должен сделать так, чтобы подобных эксцессов вообще не происходило?
Когда редакция «ПМ» работала над майским номером, за окном было белым-бело. Заснеженными дорогами, бескрайними полями, обдуваемые мартовской вьюгой, мы пробирались в расположение Тейковской дивизии ракетных войск стратегического назначения. Там нам обещали показать машину, аналогов которой нет в мире.
Разведка вручную
]]>Действительно, никогда ранее ничего подобного видеть не приходилось. Единственное, с чем можно сравнить этот могучий четырехосный автомобиль, это ракетные тягачи, на которых перемещаются межконтинентальные баллистические ракеты. Перед нами предстала машина инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ), новейшая модификация которой (МИОМ-М) только что встала на вооружение Российской армии, а точнее РВСН. Такая машина и должна быть уникальной, ведь больше нигде в мире не существует мобильных установок с МБР.
Зато у нас эта тема активно развивается, и наряду с моноблочным «Тополем-М» в 2009 году на боевое дежурство встала РС-24 «Ярс» с разделяющейся головной частью. Появление нового поколения подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) неизбежно повлекло за собой необходимость в более совершенной инженерной технике.
Нам, конечно, неизвестно, застревал ли когда-нибудь тягач с МБР в грязи, но очевидно, что вездеходные качества ракетного транспорта ограничены. И если возникает необходимость передислоцировать ракетный комплекс из точки А в точку Б на карте, то прежде необходимо выяснить, а может ли ракетная техника в реальности проделать этот путь и занять позицию в указанной точке. Нет ли там непролазных болот, не завалена ли деревьями обозначенная на карте лесная дорога, нет ли иных препятствий для работы ракетчиков?
На все эти вопросы призвана ответить инженерная разведка, и, разумеется, в составе РВСН давно существуют соответствующие подразделения. Однако до недавнего времени техническая оснащенность этих служб оставалась, скажем так, на недостаточно высоком уровне. Группы инженерной разведки передвигались на обычных армейских «Уралах», и в работе саперов присутствовала большая доля ручного труда. Один лишь пример. В арсенале инженерных подразделений РВСН есть такое устройство, как пенетрометр.
Он применяется для оценки несущей способности грунтов, то есть с его помощью выясняют, выдержит ли почва в данной местности вес ракетного тягача, сможет ли он тут проехать или даже оборудовать пусковую позицию. В старом варианте масса пенетрометра составляла 23 кг, что само по себе немало, к тому же применение устройства было связано с серьезной физической нагрузкой – для проведения теста солдат должен был вбивать в землю специальную штангу.
И проблема не только в неэкономном расходовании сил воина, но и в потере времени, которое во всем, что касается баллистических ракет и ядерного оружия, приобретает особую ценность. Вот потому-то и было решено, что инженерная разведка РВСН должна получить новую технику, которая поможет выполнять задачи быстрее и эффективнее.
Заметающий следыМашина 15М69 (МИОМ-М) построена на базе шасси МЗКТ-7930 «Астролог» Минского завода колесных тягачей, того самого, что строит для Российской армии целый ряд тяжелых колесных платформ, в том числе и тягачи под «Тополи» и «Ярсы» (шасси МЗКТ-79221). В МИОМ используется схема 8 х 8, причем два передних моста снабжены рулящими колесами. Тягач оснащен предположительно 500-сильным 12-цилиндровым дизельным двигателем. Так что, если ракетный тягач все-таки увязнет, МИОМ хватит мощности, чтобы вытянуть его откуда угодно, да и себя заодно (конечно, с помощью лебедки).
Машина имеет трехсекционную структуру: в передней части – отсек управления с рабочим местом водителя, далее идет жилой отсек (кунг) для личного состава и, наконец, грузовой кузов. Одна из главных отличительных черт новой инженерной машины – высокая степень автономности. Она не только имеет приличный запас хода по топливу, но и обеспечивает в течение трех суток быт, отдых, питание и медобслуживание расчета из восьми человек.
По армейским меркам внутри кунга достаточно комфортно – помещения для личного состава напоминают купе пассажирского поезда. Четыре спальных места для поочередного отдыха расчета и небольшая кухня. Но зачем машине такой большой экипаж?
Все станет ясно, если просто перечислить функции, которые призваны выполнить МИОМ и ее расчет. Во-первых, с помощью машины проводится проверка габаритной проходимости местности. Для этого на кузове расположены так называемые имитаторы габаритов. В походном положении они сложены, но по команде бойцы расчета разворачивают эти конструкции под углом 90°, искусственно увеличивая габариты МИОМ по ширине и высоте.
Если имитаторы натыкаются на препятствия (например, в виде толстых веток деревьев), значит, ракетный тягач тут не пройдет и необходимо принять меры для расширения прохода. Солдаты работают в такелажных поясах и со страховкой: высота машины даже без имитаторов габаритов составляет 3,9 м. Во-вторых, в задачу расчета входит комплекс радиационной, химической и биологической разведки местности, а также разминирование минно-взрывных заграждений. Машина оснащена соответствующей защитой и позволяет преодолевать участки зараженной местности.
В-третьих, экипажу приходится выполнять задачи маскировки (средства маскировки пока проходят испытания). Для этого МИОМ и оборудована грузовым кузовом, где складируются металлические контейнеры. Всего за пять минут с помощью компрессора, приводимого дизельной силовой установкой, содержимое контейнеров превращается в надувные макеты, по виду и габаритам идентичные ракетным тягачам. «Ложный дивизион» призван ввести в заблуждение наблюдающего с высоты противника.
Еще одно маскировочное приспособление – закрепленное на кормовой части машины грейдерное устройство. Оно не только помогает справиться со снежными завалами, но и… аккуратно заметает следы только что прошедших по заснеженной или грунтовой дороге ракетных тягачей.
А что же пенетрометр? Нет, теперь его больше не приходится таскать на себе. Оценка несущей способности грунтов проводится с помощью небольшого шкафа, закрепленного прямо на носу машины. В шкафу – гидравлический привод и манометр. Боец расчета привинчивает к штоку привода длинную штангу с небольшой круглой площадкой на конце и упирает ее в землю. Теперь достаточно лишь запустить привод, который начнет медленно вдавливать штангу в землю, и смотреть на приборы.
На фото хорошо видна трехсекционная компоновка инженерной машины. Самая высокая часть – центральный жилой отсек. На скате крыши и на борту кунга можно разглядеть сложенные имитаторы габарита.
Машина инженерного обеспечения и маскировки 15М69
Агрегат разработан и производится ЦКБ «Титан» (г. Волгоград).
Выполняет свои задачи в составе ПГРК «Ярс» или «Тополь-М», а также самостоятельно.
Длина: 15900 мм.
Ширина при походном положении площадок: 3300 мм.
Масса полностью снаряженного агрегата с экипажем 8 человек: не более 42 643 кг.
Максимальная скорость: 70 км/ч.
Вас заинтересует
Обновление ракетных войск стратегического назначения в 2014 году
Вооружение РВСН новыми комплексами планируется завершить к 2021 году
Ракета на колесах
"Тополи" и "Ярсы" в 2014 г будут нести боевое дежурство вдвое больше
Командующий проверит ход перевооружения Татищевского ракетного соединения на новые ракетные комплексы