Подводные лодки стали реальной угрозой надводным кораблям в годы Первой мировой войны: «законодателями мод» были германские подводники,но не отставали и их коллеги из других стран. Вскоре после начала боевых действий тоннаж потопленных субмаринами судов превысил потери от надводных кораблей. «Доставалось» от подлодок и боевым кораблям - германская «U-9» потопила три британских крейсера, a «U-26» русский броненосный крейсер «Паллада». В этих условиях флоты всех стран стали лихорадочно искать способы борьбы с подводной угрозой.
В Российской империи решили применять для борьбы с подводными лодками небольшие быстроходные катера. На них устанавливали несколько пушек и пулемётов и использовали для эскортной службы. Эти небольшие кораблики зарекомендовали себя как универсальное средство борьбы на море и, помимо конвоирования, их привлекали к выполнению других задач. Наиболее удачными оказались «катера-истребители» типа «Гринпорт», построенные в США. Они принимали активное участие в боевых действиях во время Первой мировой и на фронтах Гражданской войны. Часть из них уцелела и вошла в состав советского флота, но к середине 20-х их все списали.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1380471115_3.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1380471085_4.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
Катера типа МО-4, идущие с большой скоростью, обращали на себя внимание динамичностью формы, лёгкостью и стремительностью хода. Они обладали высокой скоростью хода, манёвренностью и мореходностью
В межвоенный период во всех странах подводные лодки активно развивались и необходимо было искать эффективные способы борьбы с угрозой из под-воды. В СССР в 1931 г. начали проектирование малого охотника за подводными лодками типа МО-2. Причём его создавали как единый тип малого боевого корабля; в мирное время он должен был выполнять задачи по охране государственной границы, а в военное действовать в составе флотов. Ещё одним условием была возможность перевозки корпуса катера по железной дороге. Было построено около 30 катеров, но в процессе испытаний и эксплуатации выявились их многочисленные конструктивные недостатки. Строительство остановили, и в 1936 г. была начата работа над новым малым охотником типа МО-4. В нём были учтены недостатки предшественника, и конструкторам удалось создать удачный корабль, который в ходе эксплуатации зарекомендовал себя с лучшей стороны. Корпус катера строился из первосортной сосны и имел хорошую живучесть. При небольших размерах он получил мощное вооружение, мог использоваться для траления (оснащался змейковым тралом или катерным параван-тралом) и минных постановок. На борт принимали шесть мин типа Р-1 либо четыре обр.1908 г., или две обр.1926 г., или четыре минных защитника. Для поиска подводных лодок на охотники устанавливали шумопеленгатор «Посейдон», а с 1940 г. гидроакустическую станцию «Тамир». Три бензиновых мотора ГАМ-34БС (мощностью 850 л.с.) каждый были просты и надёжны в эксплуатации. Они обеспечивали катеру высокую скорость хода, через 30 с после получения приказа он мог дать малый ход, а через 5 мин полный. Малый охотник имел хорошую манёвренность и достаточную мореходность (до 6 баллов). Его внешний вид отличала динамичность формы, лёгкость и стремительность хода. На МО-4 улучшилась обитаемость: весь экипаж получил спальные места, все жилые помещения имели вентиляцию и отопление, на катере разместили кают-кампанию и камбуз. Испытания, проходившие на Чёрном море в 1936-37 гг., не выявили серьёзных недостатков в конструкции МО-4 и вскоре началось строительство крупной серии для ВМФ и НКВД. Серийное строительство катеров было развёрнуто на ленинградском заводе НКВД №5. До начала войны на нём было построено 187 катеров: 75 МО пополнили состав флотов и флотилий, 113 вошли в состав Мор-погранохраны НКВД. Часть малых охотников, вошедших в состав Краснознамённого Балтийского Флота (КБФ), приняли участие в советско-финской «зимней» войне. Морским пограничникам пришлось осваивать морские границы Литвы, Латвии и Эстонии, вошедших в состав СССР в 1940 г. После начала войны с Германией серийное строительство типа МО-4 велось на нескольких заводах страны: №5, №345, №640, астраханской судоверфи Наркомрыбпрома и московской судоверфи Наркомреч-флота. Несмотря на все трудности, в тяжёлые военные годы было построено 74 катера типа МО-4.
Малые охотники принимают бой
К началу Великой Отечественной войны в состав Краснознамённого Балтийского флота входило 15 малых охотников и 18 сторожевых катеров. НКВД располагало 27 катерами типа МО-4: 12 в Таллине, 10 в Либа-ве, 5 в Усть-Нарве. В первые недели войны в его состав вошли катера из состава Морпогранохраны НКВД, продолжали поступать и новые катера ленинградской постройки. Как уже отмечалось, в Ленинграде на заводе №5 продолжалось строительство катеров типа МО-4, всего было построено около 50 катеров. Часть катеров МО была переведена на Ладожское озеро, где была создана военная флотилия.
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1380471150_6.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
Расчёты орудий готовы отразить нападение противника. Вооружение катера составляли два 45-мм полуавтомата 21-К, двух крупнокалиберных пулемётов ДШК. В бомбосбрасывателях на корме размещались восемь больших глубинных бомб ББ-1 и 24 малых БМ-1. И шесть шашек нейтрального дыма МДШ
В ночь с 21 на 22 июня 1941 г. дежурство перед военно-морскими базами несли у Таллина СКА №141, у Либавы СКА №212 и №214, у Кронштадта СКА №223 и №224. Им первым пришлось отражать налёты немецкой авиации, которая бомбила порты и ставила мины на фарватерах. Минная опасность стала основной на Балтике в 1941 г., наш флот оказался не готов к борьбе с минной опасностью и нёс большие потери. Например, 24-27 июня катера МО принимали участие в проводке крейсера «Максим Горькой» из Таллина в Кронштадт. Ему взрывом мины оторвало носовую часть. Наш флот начал выставлять оборонительные минные заграждения, их постановку обеспечивали и катера МО-4. Они и сами стали ставить минные банки в шхерах у вражеских берегов. Ежедневно малым охотникам приходилось отражать атаки вражеской авиации, торпедных катеров и субмарин, нести дозор у баз и портов, охранять транспорты и конвои, сопровождать подводные лодки и боевые корабли, выходившие на боевые операции.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1380471136_7.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
Сторожевые катера «ПК-239» (типа МО-4) и «ПК-237» (типа МО-2). С началом войны их включили в состав КБФ и они принимали участие в обороне Ханко. Обратите внимание - оба катера ещё с двумя мачтами. С началом войны грот-мачту демонтировали
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1380471181_8.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
Сторожевой катер в одной из островных баз КБФ. Обратите внимание на скопление плавсредств на заднем плане - на базе ведётся подготовка к очередной десантной операции
Наши войска не смогли отразить немецкое наступление на границе и вскоре Вермахт подошёл к Таллину. Ожесточнные бои развернулись на подступах к главной базе Балтийского флота, активное участие в них принимала морская пехота и корабли КБФ. Флот обеспечивал доставку с большой земли маршевых пополнений и боеприпасов. Обратно вывозились раненые и мирное население. Оборона Таллина продолжалась 20 дней, но к утру 28 августа город пришлось оставить. Все войска, их вооружение и важнейшие грузы были погружены на многочисленные корабли, транспорты и вспомогательные суда. Эти силы флота, вошедшие в состав четырёх конвоев, начали прорыв через Финский залив в Кронштадт. В их числе были 22 катера типа МО-4: шесть в отряде главных сил, четыре в отряде прикрытия, семь в арьергарде, по два МО охраняли конвои №1 и №3, один МО входил в охрану конвоя №2. Им предстояло пройти 194 миль, оба берега Финского залива были уже заняты противником, который поставил минные заграждения, сосредоточил авиацию и «москитные» силы, использовал береговые батареи. Немногочисленные тральщики КБФ смогли протралить лишь небольшую полосу, ширина этого фарватера составляла всего 50 м. Многие тихоходные неповоротливые суда выходили из неё и сразу подрывались. Ситуацию усугубляли многочисленные плавающие мины, которые плавали в протраленной зоне. Их приходилось буквально отталкивать от бортов. Катера сразу направлялись к месту гибели и спасали уцелевших. Моряки катеров поднимали на палубу замёрзших искалеченных людей, покрытых толстым слоем мазута. Их согревали, одевали и оказывали первую медицинскую помощь. Один из спасённых сам спас катер - курсант ВВМУ им. Фрунзе Виноградов подплыл к борту «МО-204», но увидел плавающую мину, руками отвёл её от катера и лишь после этого ухватился за спасательный конец. Во время перехода погибли 15 боевых кораблей и 31 транспорт, в Кронштадт пришли 112 кораблей и 23 транспорта (есть и другие данные о числе кораблей). Помимо Таллина, была проведена эвакуация с Моонзунда, островов в Выборгском и Финском заливе. Вермахт вскоре блокировал Ленинград. 30 августа в районе Ивановских порогов, отражая атаки немецких войск, погибли «МО-173» и «МО-174». Флот сосредоточили в Ленинграде и Кронштадте, корабли теперь могли действовать лишь в пределах «Маркизовой лужи». Катера несли дозор, сопровождали конвои, проводили разведку места вражеских крупнокалиберных батарей, которые обстреливали корабли и город. Они приняли участие в Петергофском десанте. Ожесточённые бои шли и на Ладожском озере. Немецкие и финские войска окружили город, авиация атаковала корабли флотилии, начали действовать вражеские корабли. МО-4 обеспечивали высадку десантов, эвакуировали войска, поддерживали огнём войска, воевали с авиацией и кораблями противника. Например, «МО-206» отличился при боях за остров Рах-мансаари 7-10 сентября 1941 г., а «МО-261» принимал участие в прокладке морского бронированного кабеля в октябре 1941 г.
После потери Таллина и Моонзунд-ских островов крайними западными точками нашей обороны были острова Гогланд, Лавенсаари и военно-морская база Ханко. Здесь были сосредоточены лёгкие силы флота. Оборона ВМБ Ханко продолжалась 164 дня - с 22 июня по 2 декабря. После этого была проведена поэтапная эвакуация. Уцелевшие катера типа МО-4 вошли в состав Истребительного отряда Охраны водного района Кронштадта. Зима в 1941 г. была ранней и суровой: лёд сковал Неву, завершалась навигация и в Финском заливе. Уже в середине ноября катера были подняты на стенку и установлены на клетки, моторы и механизмы выгрузили и законсервировали на берегу. Экипажи поселили в казармах, кроме ремонта корпусов и механизмов, они занимались боевой подготовкой, патрулировали город и Неву. Первая военная навигация завершилась.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1380471148_9.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1380471131_10.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
Боевые повреждения «мошек». Корпус из трёхслойной первосортной сосны увеличивал живучесть катера и позволял «выжить» даже с такими пробоинами
На Чёрном море к началу войны находилось 74 катера: 28 в составе ЧФ, 46 в составе Морпогранохраны НКВД. Утром 22 июня в море вышли «МО-011», «МО-021» и «МО-031», которые провели траление внешнего рейда Севастополя, но ни одной магнитной мины уничтожить не смогли. С первых дней войны моряки начали отслеживать места падения немецких мин у Севастополя, их заносили на карту и потом «обрабатывали» глубинными бомбами. Например, 1 сентября «МО-011» подобным образом уничтожил три немецкие мины. «Мошки», как и на Балтике, несли дозоры, конвоировали транспорты, прикрывали минные постановки, расстреливали плавающие мины и вели противолодочную оборону. Им приходилось отражать массированные атаки авиации. Например, 22 сентября в районе Тендры «МО-022» атаковали десять Ю-87, погиб командир катера, многие члены экипажа были убиты и ранены, катер получил много пробоин, и его пришлось посадить на мель. Катера принимали участие в обеспечении перевозок для защитников Одессы, которые в течение 73 дней обороняли город. На их счету успешное эскортирование сотен судов и конвоев: транспорты совершили 911 рейсов, из них 595 пароходов эскортировали малые охотники, 86 БТЩ и 41 эсминцы. 16-17 октября 34 сторожевых катера эскортировали суда каравана, на котором была проведена эвакуация Одессы. Был потерян лишь один транспорт, который шёл в балласте. Это самая успешная эвакуация, проведённая советским флотом.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1380471109_11.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
Малый охотник черноморского флота выходит из Стрелецкой бухты Севастополя. На заднем плане хорошо виден владимирский собор на Херсонесе
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
Сторожевой катер №1012 «Морская душа». Он был построен в годы войны на средства писателя-мариниста Л.А. Соболева. Он получил Сталинскую премию за книгу «Морская душа» и целиком потратил её на его постройку
30 октября начинается оборона главной базы Черноморского флота. В ней приняли активное участие корабли и катера ОВРа, которые базировались в Карантинной и Стрелецкой бухтах. Части Вермахта ворвались в Крым, и крупные корабли ЧФ перешли на Кавказ. Началась эвакуация базы, вывозили имущество заводов и арсеналов. Эту эвакуацию прикрывали катера и, к сожалению, им не всегда удавалось отразить все атаки авиации. Например, два МО-4 (по другим данным «СКА-041») сопровождали санитарный транспорт «Армения», эвакуировавший из Севастополя персонал морского госпиталя. 7 ноября они не смогли отразить атаку одиночного Не-111. В транспорт попала торпеда, и через несколько минут он затонул. Погибло более 5000 человек. Катерам охранения удалось спасти лишь восемь человек. А «МО-011» 8 ноября в течение пяти часов успешно отражал налёты вражеской авиации. Ему удалось без потерь доставить в Новороссийск плавдок, который буксировал ледокол «Торос». Часть МО-4 также перешла на Кавказ, в Севастополе остались лишь тральщик «Т-27», плавбатарея №3, десять катеров типа МО, девять катеров типа КМ, семнадцать катеров-тральщиков и двенадцать ТКА. Они тралили севастопольские фарватеры,встречали и провожали входившие в порт корабли, прикрывали их дымзаве-сами, вели противолодочный дозор. После начала зимнего штурма ситуация под Севастополем ухудшилась: немецкие батареи теперь могли обстреливать всю нашу территорию, активней стала действовать вражеская авиация. Чтобы улучшить ситуацию, советское командование провело ряд десантов: в Камыш-Бурун, Феодосию, Судак и Евпаторию. В них самое активное участие принимали МО-4. Расскажем подробнее о подготовке и проведении евпаторийского десанта.
В ночь на 6 декабря СКА №041 и №0141, вышедшие из Севастополя, высадили в евпаторийском порту разведывательно-диверсионные группы. Они успешно обезвредили часовых и захватили полицейское управление. Собрав информацию и освободив узников, разведчики покинули здание. Другая группа провела диверсии на аэродроме. В городе началась паника, немцы открыли беспорядочную стрельбу. Наши разведчики без потерь вернулись на катера. Собранная ими информация позволила подготовить десант. Вечером 4 января из Севастополя вышел БТЩ «Взрыватель», буксир «СП-14» и семь катеров типа МО-4 (СКА №024, №041, №042, №062, №081, №0102, №0125). На них разместили 740 десантников, два танка Т-37 и три 45-мм пушки. Они смогли незаметно войти в евпаторийский порт и захватить его. Им удалось захватить центр города, но потом морпехи встретили упорное сопротивление. Корабли прикрытия отошли на рейд и начали поддерживать десантников огнём. Немцы подтянули резервы, вызвали авиацию и танки. Десантники не получили подкреплений и боезапаса и были вынуждены перейти к обороне. Тральщик был повреждён авиацией, лишился хода и был выброшен на берег. Катера получили повреждения и были вынуждены уйти в Севастополь. Им на смену подошли корабли с пополнением, но из-за шторма не смогли войти в порт. Уцелевшие десантники ушли в партизаны.
Зимний штурм удалось отразить и ситуация под Севастополем стабилизировалась. Немцы продолжали бомбить и обстреливать город, но активных действий не предпринимали. Катера продолжали нести службу. 25 марта 1942 г. в Стрелецкой бухте Севастополя свой подвиг совершил старший краснофлотец Иван Карпович Голубец. От артиллерийского огня на СКА №0121 загорелось машинное отделение, огонь подбирался к стеллажам с глубинными бомбами. Их взрыв уничтожил бы не только катер, но и соседние катера. Со сторожевого катера №0183 с огнетушителем прибежал И.Г. Голубец и начал тушить пожар. Но из-за разлившегося топлива это сделать не удавалось. Тогда он начал сбрасывать за борт глубинные бомбы. Большую часть ему удалось выбросить, но в этот момент произошёл взрыв. Моряк ценой жизни спас остальные катера. За этот подвиг ему посмертно было присвоено звание Герой Советского Союза.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1380471149_13.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
Тяжело повреждённый сторожевой катер №0141 своим ходом возвращается в базу после Новороссийской десантной операции, сентябрь 1943 г.
Уничтожив советские войска на Керченском полуострове, противник начал подготовку к новому штурму. Севастополь был блокирован с моря и с воздуха. В блокаде принимали участие торпедные и противолодочные катера, мини-субмарины, истребители, бомбардировщики и торпедоносцы. Немецкая авиация господствовала в воздухе. Каждый корабль теперь прорывался в осаждённую крепость с боем. После многодневной массированной артподготовки и постоянных бомбардировок 7 июня Вермахт перешёл в наступление. Силы и ресурсы защитников Севастополя таяли с каждым днём. 19 июня немцы вышли к Северной бухте. Вскоре началась агония Севастополя. Уцелевшие защитники собрались в районе 35-й батареи на мысе Херсонес. Здесь было много раненых и был собран комсостав армии, ожидавший эвакуации. У них не было боеприпасов, катастрофически не хватало воды, еды и медикаментов. Но до Севастополя дошли лишь несколько подлодок и базовых тральщиков, ни один крупный корабль в Севастополь не пришёл.
Основная тяжесть по эвакуации легла на катера МО. Вечером 1 июля к причалу у мыса Херсонес первым подошёл СКА №052. На него хлынула толпа людей, и он спешно отошёл от причала. При возвращении на Кавказ его атаковал торпедный катер и авиация противника, но их атаки были отбиты. В ту же ночь защитников города приняли на борт «МО-021» и «МО-0101». При прорыве на Кавказ «МО-021» был тяжело повреждён авиацией. Подошедшие катера сняли с него уцелевших, и катер затонул. СКА №046, №071 и №088 приняли людей у Херсонеса и ушли на Кавказ. СКА №029 ушёл в Казачью бухту, принял на борт партактив Севастополя и ушёл на Большую землю. На переходе его атаковала авиация, нанесла тяжёлые повреждения, но он был встречен нашими катерами и приведён в Новороссийск. СКА №028, №0112 и №0124 приняли людей с причала у 35-й батареи и ушли на Кавказ. На переходе их перехватили четыре торпедные катера противника и начался ожесточённый бой. Один из ТКА получил повреждения, СКА №0124 затонул, а СКА №028 удалось прорваться. СКА №0112 в ходе боя получил значительные повреждения и лишился хода. К нему подошли немецкие катера и все находившиеся на его борту были захвачены противником. Немцы затопили катер, а пленных доставили в Ялту. В плен попал 31 человек, в том числе генерал Новиков. Утром 2 июля из Новороссийска вышли пять катеров. К утру 3 июля они подошли к Севастополю и, несмотря на огонь противника, приняли на борт защитников Севастополя: 79 человек СКА №019, 55 человек было на СКА №038, 108 человек на СКА №082 и 90 человек вывез СКА №0108 (данные по СКА №039 отсутствуют). Утром 6 июля в Севастополь направился последний отряд из шести катеров, выделенный для эвакуации. У мыса Херсонес они были обстреляны артиллерией противника, к берегу подойти не смогли и вернулись в Новороссийск без спасённых. Оставшиеся защитники крепости сдались в плен. Так закончилась 250-дневная оборона Севастополя.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1380471179_15.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1380471094_16.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
Для устранения повреждений, проведения ремонта и модернизации катера типа МО-4, как правило, поднимали краном на стенку. На снимках катер Черноморского флота, на заднем плане крейсер «Красный Кавказ»
Кампании 1942 и 1943 годов на Балтике
Весной 1942 г. все работы на катерах, входивших в состав КБФ, были завершены, и в конце апреля их спустили на воду. Вскоре они вновь начали нести дежурство на фарватерах, вести и охранять траление, сопровождать конвои и отражать атаки катеров и авиации противника. Немцы пытались перерезать советские коммуникации и сосредоточили в Финском заливе значительные «москитные» силы. Бои происходили практически ежедневно, потери несли обе стороны. Например, вечером 30 июня 1942 г. один из СКА атаковали 12 истребителей Ме-109. Их атака продолжалась всего три минуты, но катер получил значительные повреждения. Однако мастерство советских катерников росло, ими внимательно изучался боевой опыт, оплаченный дорогой ценой. Важнейшей задачей для катеров в 1942 г. было сопровождение наших подводных лодок, которые прорывались в Балтику. Помимо этого, катера привлекались для ведения разведки и высадки диверсионных групп.
На Ладоге было два дивизиона малых охотников и они оказались просто незаменимы - они водили караваны барж с грузами для Ленинграда, сопровождали конвои с эвакуируемыми, несли дозорную службу, высаживали разведчиков и диверсантов в тыл противника. Они принимали участие в боях с кораблями вражеской флотилии. 25 августа 1942 г. «МО-206», «МО-213» и «МО-215» захватили у острова Верккосари финский катер. В ночь на 9 октября 1942 г. «МО-175» и «МО-214» приняли неравный бой против 16 БДБ и 7 СКА противника, которые планировали обстрелять остров Сухо. Активно используя дымзавесы, им удалось сорвать планы противника. К сожалению, в этом бою «МО-175» погиб почти со всем экипажем. Три моряка попали в плен. «МО-171» отличился 22 октября 1942 г. при обороне острова Сухо от десанта. Двум советским кораблям и трёхорудий-ной батарее на острове противостояли 23 корабля противника, но их атаки были отбиты, и десант сброшен в воду Ладоги. После этого активность действий вражеской флотилии резко снизилась. Наша флотилия продолжала наращивать темп перевозок. Это позволило накопить резервы и в январе 1943 г. прорвать блокаду.
Зиму 1942-43 гг. катера КБФ провели в Кронштадте. Обстановка была не такой сложной как в первую блокадную зиму. Это позволило не только «подлатать» корпуса, отремонтировать все механизмы и двигатели, но и провести небольшую модернизацию ряда катеров. На них постарались усилить вооружение -местные умельцы разместили перед рубкой вторую пару пулемётов ДШК, увеличился боезапас, некоторые катера получили импровизированную конструктивную защиту (в виде железных листов толщиной 5-8 мм). На часть катеров установили новую гидроакустику.
Ещё не закончился ледоход, а катера уже были спущены на воду и начали несение дозорной службы. Немцы надёжно блокировали наш флот в «Маркизовой луже» - в 1943 г. ни одной советской подлодке не удалось прорваться на Балтику. Основная тяжесть защиты наших коммуникаций легла на экипажи торпедных катеров, бронекатеров, тральщиков и малых охотников. Бои проходили ежедневно и велись с большим ожесточением: противник старался большими силами атаковать наши конвои, активно использовал авиацию и вёл минные постановки на наших фарватерах. Например, 23 мая 1943 г. «МО-207» и «МО-303» отразили нападение тринадцати финских катеров. Об этом бое даже было рассказано в сводке Совинформбюро. Ожесточённое сражение произошло 2 июня между пятью финскими катерами и шестью катерами МО. 21 июля четыре финских ТКА атаковали два МО, но врагу не удалось потопить ни один из них. Финны были вынуждены отступить. Немецкий историк Ю.Майстер отмечал: «Благодаря достаточной численности и повышенной бдительности советских эскортных кораблей, удалось провести лишь относительно небольшое число атак. По той же причине пришлось отказаться от минирования в широком масштабе русских путей подвоза на Лавенсаа-ри и Сескар».
На Чёрном море
После падения Севастополя ситуация на Чёрном море ухудшилась: Вермахт рвался на Кавказ, наш флот лишился большинства баз и был заперт в нескольких небольших портах, он не предпринимал активных действий. Основная тяжесть боевых действий оказалась на подлодках и «москитном» флоте, который обеспечивал воинские перевозки, высаживал диверсантов и разведгруппы, охотился на вражеские субмарины, выставлял минные банки и проводил траление. В этих операциях катера типа МО были просто незаменимы. Их экипажи старались всеми сред-
ствами повысить боевые возможности своих кораблей: усиливали дополнительное вооружение, постоянное и съёмное бронирование толщиной 5-8 мм (на ходовом мостике, на баке и на бортах в районе бензоцистерн). На нескольких катерах МО были размещены четырёх- и шестиствольные реактивные установки РС-82ТБ, восьмиствольные 8-М-8. Они активно применялись на Чёрном море как в боях с катерами противника, так и по целям на берегу при проведении десантных операций. Например, в конце 1942 г. СКА №044 и №084 в районе мыса Железный Рог обстреляли PC немецкую батарею. После трёх восьмизарядных залпов она была подавлена.
Это позволило высадить на берег разведгруппу. Всего в 1942-43 гг. на Чёрном море катерами было израсходовано 2514 PC.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1380471110_17.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1380471156_18.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
«МО-215» в открытой экспозиции музея «Дорога жизни». Снимки конца 80-х гг.
Наиболее активное участие черноморские МО приняли в многочилен-ных десантных операциях - в Южную Озерейку, на Малую землю, на Таманский полуостров, Керченско-Эльтигенская десантная операция. Наибольший вклад катера внесли в успех Новороссийской десантной операции. В ней не были задействованы крупные корабли, и всё пришлось делать катерникам «москитного» флота. Каждый из 12 катеров МО-4 должен был принять 50-60 десантников на борт и привести к месту высадки на буксире два-три мотобота или баркаса с десантниками. За один рейс одна такая «сцепка» доставляла до 160 десантников с оружием и боеприпасами. В 02.44 10 сентября 1943 г. катера, батареи и авиация атаковали порт торпедами, бомбами, PC и артогнём. Порт был хорошо укреплён, и немцы открыли по катерам ураганный прицельный артиллерийский и миномётный огонь, но высадка трёх отрядов десанта началась. СКА №081 был повреждён при прорыве в порт, но высадил 53 десантника на Элеваторную пристань. СКА №0141 был протаранен в левый борт СКА №0108, потерявшим управление, но высадил 67 морпехов на Старопассажирскую пристань. СКА №0111 без потерь ворвался в Новороссийск и высадил к пристани №2 68 десантников. СКА №031 под огнём противника прорвался к пристани №2 и высадил 64 морских пехотинца. СКА №0101 высадил на пристань №5 64 десантника, а на обратном пути вывел на буксире из под обстрела повреждённый СКА №0108. СКА №0812 «Морская душа» не сумел прорваться в порт, был повреждён артогнём противника, на борту начался пожар, и катер был вынужден вернуться в Геленджик. После высадки десантников уцелевшие катера начали доставку боеприпасов и подкреплений на плацдарм, охрану коммуникаций. Историк флота B.C. Бирюк написал об этом десанте: «Новороссийская операция стала образцом смелости и решительности, отваги и мужества моряков с малых охотников, сражавшихся беззаветно и доблестно и показавших незаурядное воинское мастерство». Не случайно командующий Черноморским флотом издал приказ - приветствовать возвращающиеся в Поти после завершения Новороссийской десантной операции малые охотники построением экипажей всех кораблей эскадры.
В истории нашего флота осталось много подвигов, совершённых экипажами малых охотников. Расскажем об одном из них. 25 марта 1943 г. СКА №065 сопровождал транспорт «Ахиллеон», шедший в Туапсе. На море был сильный шторм,волнение достигало 7 баллов. Транспорт атаковала немецкая авиация, но катер сумел отразить все их атаки и не дал атаковать цель. Тогда немецкие асы решили устранить помеху и переключились на катер. Они начали «звёздные» атаки, но командиру катера старшему лейтенанту П.П. Сивенко удалось уклониться от всех бомб и не получить прямых попаданий. Катер получил около 200 пробоин от осколков и снарядов, был разбит форштевень, сместилась рулевая рубка, пробиты цистерны и трубопроводы, заглохли моторы, дифферент на нос достигал 15 градусов. Потери составили 12 моряков. Самолёты израсходовали боезапас и улетели, а на катере ввели в действие моторы и догнали транспорт. За этот бой весь экипаж был награждён орденами и медалями, а катер был преобразован в Гвардейский. Это единственный катер ВМФ СССР, удостоившийся подобной чести.
В сентябре 1944 г. война на Чёрном море завершилась, но катерами МО-4 предстояло выполнить ещё две почётные миссии. В ноябре 1944 г. в Севастополь возвратилась эскадра. На переходе в главную базу флота её сопровождали многочисленные катера МО-4. В феврале 1945 г. катера типа МО-4 были задействованы в охране с моря Ливадийского дворца, где проходила Ялтинская конференция союзников. За вклад в разгром Германии орденом Красного Знамени были награждены 1-й и 4-й Новороссийский, 5-й и 6-й Керченский дивизионы малых охотников. На черноморских МО воевало десять Героев Советского Союза.
Завершающие бои на Балтике
В 1944-45 гг.ситуация на Балтийском море изменилась: наши войска деблокировали Ленинград, начали наступление на всех фронтах, шли бои за освобождение Прибалтики. Финляндия вышла из войны, и корабли КБФ начали активно использовать её базы. Но крупные корабли КБФ оставались в Ленинграде и Кронштадте, а воевали лишь подлодки и «москитный» флот. Коммуникации Балтийского флота растягивались,росло количество перевозимых грузов, возросла нагрузка на катера МО. На них по-прежнему была возложена охрана конвоев, эскорт подлодок, высадка десантов, обеспечение траления и борьба с финскими и немецкими подлодками. Немцы стали активно применять подводные лодки для действий на наших коммуникациях. 30 июля 1944 г. в проливе Бьёркезунд немецкой подводной лодкой был потоплен «МО-105». На её поиск из Койвисто вышел «МО-ЮЗ» под командованием старшего лейтенанта А.П. Коленко. Прибыв на место, он спас 7 моряков из экипажа потопленного катера и начал поиск субмарины. Этот район был мелководным, но лодку обнаружить не удалось. Лишь вечером катер-дымзавесчик КМ-910 сообщил о всплытии лодки. «МО-ЮЗ» атаковал её и сбросил на место погружения несколько серий глубинных бомб (8 больших и 5 малых). Под водой произошёл сильный взрыв, начали всплывать различные предметы, поверхность воды покрылась слоем топлива. А вскоре всплыли шесть подводников. Их взяли в плен и доставили в базу. На допросе командир подлодки «11-250» рассказал, что лодка вооружена новейшими самонаводящимися торпедами Т-5. Её подняли на поверхность, перевели в Кронштадт, поставили в док и извлекли торпеды. Их конструкция была изучена, и советские конструкторы придумали средства для их нейтрализации. 9 января 1945 г. в районе Таллина «МОИ24» потопил подводную лодку «U-679».
За вклад в разгром Германии 1-й дивизион катеров МО стал Гвардейским, а 5-й и 6-й дивизионы были награждены орденами Красного Знамени. На балтийских катерах МО воевали три Героя Советского Союза.
Память
После окончания войны, уцелевшие катера типа МО-4 были переданы в погранохрану. В её составе они продолжали службу до конца 50-х гг. Потом все они были списаны и разобраны.В память о них остался лишь цветной художественный фильм «Морской охотник», вышедший в 1954 г. В нём снималась настоящая «мошка». Но славные дела экипажей «мошек» в годы Великой Отечественной войны не были забыты. В этом большая заслуга ветеранов, которые собирали письма, воспоминания, фотографии и другие реликвии военных лет. Они на добровольных началах создавали комнаты боевой славы, небольшие музеи, публиковали статьи о славных делах катерников.
Особо стоит отметить деятельность Игоря Петровича Чернышёва, который всю войну прошёл на «мошках» на Балтике. Сначала он был старшим помощником, потом командовал катером и соединением
катеров. Он принял участие во многих боях, был неоднократно ранен. После войны он собирал материалы об участии катеров КБФ в войне. Его статьи были опубликованы в газетах «Красная звезда», «Советский флот» и «Краснознамённый Балтийский флот», журналах «Советский моряк», «Советский воин» и «Моделист-конструктор». В 1961 г. вышли его мемуары «На «морском охотнике», в 1981 г. «О друзьях-товарищах».
Всю жизнь посвятил изучению боевой деятельности малых охотников Черноморского флота Владимир Сергеевич Бирюк. В годы войны он служил на «МО-022» и принимал участие в обороне Одессы и Севастополя, боях за Кавказ, морских
десантах. Им были опубликованы статьи в журнале «Катера и яхты», сборнике «Гангут». В 2005 г. вышло его фундаментальное исследование «Всегда впереди. Малые охотники в войне на Чёрном море.1941-1944». Он отмечал, что историки уделяли действиям МО незаслуженно малое внимание и старался восполнить этот пробел.
С помощью ветеранов-катерников в СССР удалось сохранить два малых охотника типа МО-4. На «Малой земле» в Новороссийске был установлен Гвардейский «МО-065» Черноморского флота. В музее «Дорога Жизни» в посёлке Осиновец Ленинградской области поставили «МО-125» Ладожской флотилии. К сожалению, время безжалостно, и сейчас возникла реальная угроза потери этих уникальных реликвий Великой Отечественной войны. Мы не должны это допустить, потомки нам не этого не простят.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1380471172_19.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
В таком ужасном состоянии находится последний уцелевший малый охотник «МО-215» типа МО-4 в музее «Дорога жизни», посёлок Осиновец Ленинградской области, ноябрь 2011 г, К настоящему времени с катера демонтировали всё вооружение, часть палубы провалилась, рубка разрушена. Особое беспокойство вызывают прогибы корпуса в районе рубки. Это может привести к потере уникальной реликвии времён Великой Отечественной войны