Отказ Министерства обороны в апреле этого года от дальнейшего финансирования программы создания Т-95, мягко говоря, выглядит странно.
Хотя танк своими глазами наблюдал узкий круг специалистов, известно о нем немало. Впрочем, к сведениям, содержащимся в печатных СМИ и интернет-изданиях, безусловно, следует относиться критически. По неподтвержденным данным, боевая масса Т-95 составляет 55 т. Ходовая часть имеет гидроактивную подвеску. X-образный дизельный двигатель мощностью 1500 л.с. обеспечивает скорость более 75 км/ч по шоссе и 50 км/ч – по пересеченной местности. Запас хода – не менее 500 км. Главная изюминка новой боевой машины – ее компоновка. Небольшая башня с 152-мм пушкой-пусковой установкой 2А83 и автоматом заряжания – необитаемая.
Экипаж, состоящий из трех человек (благодаря внедрению средств автоматики это могут быть и два человека) размещается в корпусе машины в броневой капсуле, что не только способствует безопасности танкистов, но и уменьшению силуэта машины (высота – около 2 м при клиренсе 500 мм), делая ее менее заметной на поле боя. Боезапас из 42 управляемых, бронебойных подкалиберных и осколочно-фугасных снарядов хранится в специальном защищенном отделении. Бронирование корпуса и башни – многослойное с использованием встроенной динамической защиты нового поколения. Система активной защиты – «Дрозд-М» или «Арена-Э». Имеется также комплекс оптико-электронного подавления «Штора-2». Для борьбы с живой силой противника предназначены пулеметы калибра 14,5 мм и 7,62 мм. Отражать атаки с воздуха призвана 30-мм автоматическая пушка. По некоторым сведениям, имеется вариант танка с четырями ЗУР 9М311. Все это свидетельствует о том, что боевая устойчивость танка должна быть весьма высокой.
]]>Система боевого управления с использованием оптических, тепловизионных, инфракрасных каналов включает лазерный дальномер, а также, возможно, и радиолокационную станцию. Всю информацию предполагается отображать на дисплеях, которые позволят экипажу наблюдать и оценивать обстановку вокруг танка, в том числе в верхней полусфере. Система «свой-чужой» спасет от «дружественного огня» и даст возможность уверенно действовать в сложных условиях современного боя.
<!--TEnd-->
Примерно так может выглядеть танк Т-95Очевидно, так должна выглядеть наиболее «накрученная» версия танка. Вероятно, не все опционы будут внедряться, во всяком случае, сразу. Проработаны и более простые и, следовательно, более дешевые варианты Т-95. Глава министерства промышленности и науки Свердловской области Александр Петров сообщил, что Уралвагонзаводом выпущено несколько опытных образцов машины. И какой из них демонстрировался на нижнетагильской выставке, неизвестно.
Появление Т-95, что называется, «яичко к Христову дню». Как свидетельствует прогноз Центра анализа мировой торговли оружия (ЦАМТО), на мировом рынке новых основных боевых танков (ОБТ) в предстоящие четыре года (2010-2013 гг.) ожидается 20% рост продаж по сравнению с предыдущим четырехлетним периодом. И сейчас Россия с танком Т-90С – безусловный лидер в этой области. В 2006-2009 гг. наша страна поставила на экспорт 488 ОБТ стоимостью $1,57 млрд. В 2010-2013 гг. объем поставок с учетом уже заключенных контрактов, а также заявленных намерений по прямой поставке и лицензионным программам может составить 853 новые машины на сумму почти $2,75 млрд.
После перенасыщения в 1990-е гг. рынка бывшими в эксплуатации танками, которые продавались по демпинговым ценам, в последние несколько лет имеет место устойчивый рост объемов продаж именно новых ОБТ. Это связано с тем, что конфликты последнего десятилетия выявили острую нужду в современных танках.
Между тем продолжаются дискуссии о необходимости танков вообще. На первый взгляд, постоянное совершенствование противотанковых средств свидетельствует об «упадке» этого вида оружия Сухопутных войск. Досталось и перспективному Т-95, который мало кто живьем-то наблюдал. Мол, не сможет он устоять перед современными ПТРК.
<!--TEnd-->
Министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко и генеральный директор Уралвагонзавода Олег Сиенко на выставке были в центре внимания журналистовТут стоит напомнить, что во время операции Iraqi Freedom американские войска понесли значительные потери в танках Abrams от стареньких РПГ-7, которые использовали против противника инсургенты и бойцы разрозненных иракских частей, оказывавших сопротивление. Но, как признают американские генералы, без танков Abrams им никогда не удалось бы взять Багдад и захватить территорию всей этой ближневосточной страны.
Нельзя также забывать, что не бывает несбиваемых самолетов, ракет и космических аппаратов, непотопляемых кораблей и подводных лодок. Любую огневую точку, в том числе и ПТРК, можно подавить и уничтожить.
В связи с развитием средств противодействия требуется пересмотр тактики и, если угодно, стратегии использования бронетанковых войск, но отказываться от них было бы верхом безответственности. Они должны действовать не в одиночку, а в сопровождении боевых машин поддержки танков (БМПТ) и, возможно, других машин подавления противотанковых средств.
В ближайшее десятилетие танкам Т-72 и Т-80 российской армии потребуется замена. Т-90 – отличная машина. Она отвечает требованиям сегодняшнего дня. Но возможности ее модернизации уже близки к предельным.
Поэтому отказ Министерства обороны в апреле этого года от дальнейшего финансирования программы создания Т-95, мягко говоря, выглядит странно. Да, сегодня никто в Москве не планирует расчленение Западной Европы танковыми клиньями. Однако все явственнее вырисовывается угроза восточным границам России, где бреши в обороне можно закрыть лишь мобильными танковыми частями, оснащенными самыми современными машинами.
<!--TEnd-->
Легендарная «Катюша»<!--TEnd-->
Аэромобильный вездеход ГАЗ для нужд МЧСДумается, «охлаждение» Министерства обороны к танкам объясняется просто нехваткой средств у военного ведомства на реализацию всех остро необходимых программ перевооружения ВВС, РВСН, ВМФ, Космических и Сухопутных войск. Когда мы спросили генерального директора ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» Олега Сиенко о судьбе Т-95 в свете антитанковых настроений в российском МО, он уклонился от ответа о самом новом танке, но сказал: «Иногда звучавшие оценки об отечественных танках мне представляются необъективными. В пользу нашей бронетехники веско свидетельствует рынок. Спрос на танки УВЗ подтверждает высокие боевые качества наших машин» (интервью Олега Сиенко «Уралвагонзавод отвечает на вызовы рынка» см. в этом номере журнала).
Мобильная буровая установка МБР-125По словам министра промышленности и науки Свердловской области Александра Петрова, разработку Т-95 УВЗ ведет самостоятельно, то есть в инициативном порядке, без участия Министерства обороны. По его мнению, решение МО о закрытии проекта «объект 195» явно преждевременное, поскольку новый танк, несомненно, будет востребован заказчиками. В этом сомневаться не приходится. Тайное дефиле Т-95 на выставке «Оборона и защита-2010» – не случайное явление, организованное по чьему-либо капризу. «Рособоронэкспорт» и ФСВТС определенно проявляют интерес к новой машине, дабы уже сейчас начинать подготовку к ее продвижению на внешний рынок. Так, кстати, было и с Т-90. Им сначала заинтересовались зарубежные заказчики, а потом уже Министерство обороны РФ. Да, и количество Т-90 в зарубежных армиях значительно больше, чем в российской армии.
Этот танк, как и во все годы проведения выставок вооружения в Нижнем Тагиле, был главным объектом внимания участников и гостей «Обороны и защиты-2010». Демонстрация его возможностей на танкодроме, а также другой бронетехники уральских предприятий неизменно привлекало огромное количество зрителей. Это не случайно. Если на МВСВ в рамках выставки «Технологии в машиностроении» в подмосковном Жуковском танки показывают, как они умеют танцевать, то на полигоне Нижнетагильского института испытания металлов они ныряют, прыгают и стреляют, то есть работают по основной специальности, а не просто развлекают.
Но не танками едиными жила выставка. Тем паче, что главная ее специализация – средства гражданской обороны и антитеррористических операций. Все шире развертываются экспозиции, представляющие конверсионную продукцию уральских предприятий. Здесь уместно напомнить, что тот же УВЗ выпускает гораздо больше вагонов и дорожно-строительных машин, нежели бронетехники. Уралвагонзавод представил на выставке новые модели мобильных буровых установок МБР-125 и МБР-160 разработки ОАО «Спецмаш». Использование таких установок позволяет существенно облегчить проведение работ по геологоразведке, бурению и капитальному ремонту скважин. Кабины операторов на них оборудованы системой климатического контроля, что позволяет комфортно трудиться при любых погодных условиях. Установки МБР-125 и МБР-160 оснащены системой полной гидрофикации процесса бурения, то есть им не требуются дополнительные гидронасосные станции. Стендовые испытания опытных МБР-125 и МБР-160 намечены на сентябрь, после чего их планируют сдать в эксплуатацию. Серийное производство начнется в 2011 г. К 2014 г. УВЗ предполагает производить до 30 установок обеих моделей ежегодно. Таково стратегическое предложение Уралвагонзавода нефтегазовому комплексу России. Каков будет ответ? «Надеюсь, что реакция будет позитивная», – заявил министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко, осмотревший на выставке «Оборона и защита» МБР-125 и МБР-160. Он высоко оценил мобильные буровые установки УВЗ, подчеркнув, что с нетерпением ждет, когда нефтяники и газовики отреагируют на эти новые разработки.
Ряд предприятий продемонстрировал комплексный подход по основной тематике выставки. Так, московское ОАО «Тетис Про» представило костюмы для пожарных и специальное водолазное снаряжение для сил охраны водного района, а также телеуправляемые необитаемые подводные аппараты.
Всего в выставке «Оборона и защита-2010» приняли участие 252 предприятия из 30 регионов России и зарубежных стран. Были продемонстрированы более 2,2 тыс. образцов техники и других экспонатов. Выставку посетили почти 35 тыс. человек, в том числе из 37 зарубежных государств.
<!--TEnd-->
Насыщенной оказалась и деловая часть форума. 14 июля, когда отмечается День взятия Бастилии – национальный праздник Французской Республики, состоялось подписание соглашения между французской компанией Thales и Уральским оптико-механическим заводом о сотрудничестве в области создания военной и гражданской техники на УОМЗ. Взаимодействие предусматривается в сфере лазерных технологий, тепловизионной и оптико-электронной техники, прицелов для стрелкового оружия. КАМАЗ заключил контракты с силовыми ведомствами на поставку автомобилей, спецтехники и запасных частей к ним.
Теперь Нижний Тагил приступил к подготовке международной выставки вооружения и военной техники Russian Expo Arms 2011, которая состоится летом следующего года. Как сообщили Олег Сиенко и генеральный директор Нижнетагильского института испытания металлов Валерий Руденко, будет проведена реорганизация государственного демонстрационного выставочного центра, которая включит в себя и мероприятия по улучшению инфраструктуры уральского полигона. На нем зрители смогут увидеть целую военную операцию с привлечением всех родов войск. Будем надеяться, что на Russian Expo Arms 2011 состоится, наконец, и публичная премьера танка Т-95, который, несомненно, станет не только ее украшением, но и «гвоздем» всего выставочного сезона будущего года.
<!--TEnd-->
Автомобильный прицеп ЧМЗАП для транспортировки тяжелой автобронетехники
Вас заинтересует
Новости проекта «Армата
Русский «Терминатор
Мировые рынки для оружейной оптики холдинга «Швабе
Россия представит в Париже новый модифицированный танк Т-90С
Россия сдает позиции на рынке бронетанковой техники