С 2013 года в России практически удвоится выпуск ракет как стратегических, так и оперативно-тактических (Ярс, Булава, Искандер). Такое заявление премьер-министр России Владимир Путин сделал, выступая на совещании, посвященном развитию отечественного ОПК и выполнению программы закупки вооружений на 2011-2020 годы, которое состоялось в Воткинске. На производство ракет до 2020 года планируется потратить 77 млрд. рублей. Монопольный производитель стратегических ракеты в России Воткинский завод получит не менее 9,6 млрд. рублей.
Решение увеличить выпуск ракет в России связано с подписанным в прошлом году договором СНВ-3, который предусматривает, что у каждой из сторон останется по 1550 оперативно развернутых ядерных боезарядов. Помимо этого стороны решили ограничиться 700 стратегическими носителями, к которым относятся: межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты на АПЛ и стратегические бомбардировщики, находящиеся на боевом дежурстве. У США носителей оказалось на 100 единиц больше, им придется их сокращать. У России, наоборот, в результате ударных сокращений последних лет, связанных, в первую очередь, со старением техники, осталось около 600 носителей, так что удвоение производства ракетной техники в России вполне увязывается с подписанным договором СНВ-3.
По словам Владимира Путина можно судить, что упор в данной сфере будет сделан на выпуск хорошо известных образцов вооружений, правда, обладающих различным назначением и различной судьбой. Так, оперативно-тактические комплексы «Искандер» уже давно поступают в войска, правда, поштучно, первые межконтинентальные ракеты «Ярс» были приняты РВСН в конце 2010 года. И только перспективы ракеты «Булава» морского базирования все еще находятся в тумане. Военные заявляют о готовности принять их на вооружение до конца года, при этом из 14 пусков удачными были лишь 7. Но делать нечего, специально под данную ракету уже построен «Юрий Долгорукий» - головная АПЛ серии, которая пока остается без своего основного вооружения.
]]>Между тем, на совещании в Воткинске прозвучали поистине сенсационные вещи. Вице-премьер правительства Сергей Иванов сообщил, что в России уже изготовлено необходимое количество ракет для вооружения первой АПЛ «Юрий Долгорукий». Данная подводная лодка имеет 12 ракетных шахт, выходит, и произведено должно быть 12 ракет «Булава».
МБР "Воевода" в шахте
Получается, что стратегическое оружие, которое все еще не прошло все испытания и не доказало даже своей возможности хотя бы просто долететь до цели, не говоря уже о том, что пусков со штатного носителя «Юрия Долгорукого» вообще не было, уже вовсю клепают на производстве. Вряд ли можно припомнить хотя бы один подобный случай, когда оружие ушло в серийное производство до подписания акта государственных испытаний. Все это еще более поразительно, ведь речь идет не о каком-то пистолете, а о стратегической ракете, несущей ядерные боеголовки.
Можно не сомневаться в том, что итоги прошедшего совещания специалисты будут обсуждать горячо и долго еще по одной причине. Здесь было заявлено, что Россия приступила к разработке новой тяжелой баллистической ракеты на жидком топливе, которая должна будет заменить 30 лет стоящую на вооружении «Воеводу» (на Западе ракету прозвали «Сатаной»). Логика инициаторов разработки новой ракеты понятна. Каждая ракета «Воевода» несла по 10 боевых блоков, со всеми продлениями сроков эксплуатации такие ракеты будут на боевом дежурстве максимум до 2026 года. Между тем – это основная часть нашего ядерного щита. На остающихся на вооружении 58 таких ракетах, распределенных между 62-й (Красноярский край) и 13-й (Оренбургская область) ракетными дивизиями, находится 580 ядерных зарядов. Это почти половина того, что сегодня имеется в РВСН (1259 ядерных зарядов). Через 15 лет этой половины у России уже не будет.
Твердотопливные ракеты «Ярс», которыми пытаются заменить выбывающие тяжелые ракеты, могут нести максимум по три боеголовки меньшей мощности. Размен здесь явно неполноценный. Если ситуацию не менять, мы и без договора СНВ-3 саморазоружимся. Для того, чтобы этого не случилось, и возникла идея по созданию ракеты наподобие «Воеводы». Ожидается, что новая ракета получит по 9 боеголовок и забрасываемую массу в 10 тонн.
Однако здесь есть ряд вполне определенных трудностей. С критикой создания тяжелых баллистических ракет недавно выступил Юрий Соломонов - генеральный конструктор Московского института теплотехник, - создавший ракеты «Тополь-М» и «Булава». На его взгляд, такое новое вооружение неизбежно будет нести на себе нагрузку технологий 30-летней давности. Помимо этого академик Юрий Соломонов считает, что новая ракета из-за высокой траектории своего полета не сможет эффективно преодолевать американскую ПРО. Причина заключается в том, что жидкостные ракеты не адаптированы к современным средствам ПРО с элементами космического базирования, данные ракеты имеют длительный активный участок работы первых ступеней и летят на достаточно больших высотах. По мнению Юрия Соломонова, эта затея лишь бездарная трата бюджетных средств.
Конструктор напомнил и о том, что не так давно первый заместитель министра обороны страны по вооружению Владимир Поповкин объявил о том, что решение по разработке новой жидкостной ракеты уже принято. При этом те доводы, которые он привел, мягко говоря, не соответствуют действительности и пусть остаются на его совести, отметил Соломонов. Вступать с ним в полемику я не собираюсь по одной причине: он - лицо не свободное в принятии своих решений. Более того, Юрий Соломонов обвинил руководителей министерства обороны в том, что свои странные решения они принимают в интересах неких «высокопоставленных лиц», не став уточнять, что это за лица.
МБР "Ярс" на мобильной пусковой установке
После его высказываний сразу же возникли подозрения в том, что под прикрытием военно-научной аргументации идет обычная борьба за бюджетные миллиарды. И Юрий Соломонов, в последние годы монополизировавший разработку МБР, просто борется за то, чтобы остаться поближе к кормушке. Может так оно и есть. Так или иначе, на совещании в Воткинске Сергей Иванов объявил о том, что в рамках «Роскосмоса» будет организован новый холдинг по производству баллистических ракет. По мнению экспертов, в его состав могут войти Государственный ракетный центр имени Макеева (специализация ракеты морского базирования), реутовское НПО машиностроения, Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева и ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс». Как бы там ни было, но известный отечественный конструктор бросил в адрес министерства обороны свои обвинения, публичного и аргументированного ответа на этот счет не последовало.
После прошедшего в Воткинске совещания своими оценками с журналистами поделился Александр Коновалов – директор Института стратегических оценок и анализа. На его взгляд, из затеи увеличить производство ракет в два раза ничего не выйдет. Осуществить данную задачу в современных условиях просто нереально, на Воткинском заводе нет ни свободных поточных линий, ни достаточного количества специалистов. Пессимизм эксперта подкрепляется и предыдущими провальными программами перевооружения армии. Поэтому он не понимает уверенности Кремля в выполнении текущей. По сути, там везде идет увеличение закупок техники, но не понятно, за счет чего этот рост будет осуществлен, отметил эксперт. Оборонный комплекс страны это не корова, скармливая которой больше сена можно получить больше молока, здесь все сложнее и хуже. ОПК находится в кризисе, что не мешает ему освоить любые средства, но вовсе не гарантирует выпуск необходимого и качественного оружия в нужных объемах.
Скептически смотрит Александр Коновалов и на перспективы новой тяжелой ракеты, которая должна прийти на смену «Воеводе». На его взгляд, это будет очередная кормушка, которая превзойдет по масштабу производство ракеты «Булава». Более того, Александр Коновалов даже не видит необходимости в разработке такой ракеты. На его взгляд, проблему списания с боевого дежурства ракет «Воевода» можно решить куда более простым путем. В «Воеводе» быстрее всего устаревают две первых ступени, которые заправлены топливом. С третьей ступенью в шахте ничего произойти не может, в принципе, можно лишь заказать на Украине производство двух первых ступеней для ракеты, и все - срок их службы снова продлен. Надо ли говорить, что такой путь более простой и дешевый.
По мнению Александра Коновалова, главная проблема здесь заключается в том, что российская власть вообще не думает о том, как лучше осуществить любое дело. Все их мысли, и это касается не только перевооружения армии, направлены на то, как бы побольше отхватить бюджетных средств. Они надеются, что когда их захотят прихватить за одно место, все они будут уже достаточно далеко от России.
Вас заинтересует
Разработка ракеты «Сармат
АПЛ "Александр Невский" в понедельник войдет в состав ВМФ
Иран усовершенствовал свои баллистические ракеты, повысив их точность
Академик предлагает грохнуть «Булавой
Минобороны одобрило проект новой баллистической ракеты