В середине прошлого десятилетия министерство обороны Казахстана обратилось к израильской оборонной промышленности с просьбой помочь в модернизации артиллерии. В течение нескольких лет израильские предприятия, в первую очередь компания Soltam, создали три проекта новых артиллерийских систем. Это были РСЗО «Найза», 122-мм самоходная гаубица «Семсер» и 120-мм самоходный миномет «Айбат». Все три типа новой техники были приняты на вооружение сухопутных войск Казахстана и используются до сих пор.
[thumb=|Самоходный миномет «Айбат». Международное сотрудничество и коррупционный скандал]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxMy0xMi84cjEwbGd4cmh2Mi5qcGc=[/thumb]
Характерной чертой всех трех проектов, в том числе проекта 120-мм самоходного миномета, стало минимальное участие казахской оборонной промышленности. Разработку новых артиллерийских систем почти полностью осуществляли израильские специалисты, при необходимости привлекая коллег из Казахстана. Похожим образом был определен состав оборудования и вооружения новых машин: часть агрегатов новых артиллерийских систем имеет советское/российское происхождение, а часть производится в Израиле. Подобный подход позволил двум странам завершить проект и довести новые артиллерийские системы до серийного производства и эксплуатации.
]]>120-мм самоходный миномет «Айбат» («Грозный») создавался на базе готовых комплектующих и предназначался для использования имеющихся на складах боеприпасов. Так, в качестве основы для боевой машины были выбраны два шасси, созданные еще в СССР. Сообщалось о возможности установки артиллерийской части на шасси тягача МТ-ЛБ или бронетранспортера БТР-70. По ряду причин миномет на колесном шасси не получил широкого распространения. Более того, в некоторых источниках утверждается, что этот вариант машины «Айбат» не прошел испытания, из-за чего все имеющиеся в войсках самоходные минометы используют в качестве шасси бронированный тягач МТ-ЛБ.
[thumb=|Самоходный миномет «Айбат». Международное сотрудничество и коррупционный скандал]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxMy0xMi9qNnZ2dzdvNnhrLmpwZw==[/thumb]
Использование незначительно доработанного шасси МТ-ЛБ позволило обеспечить самоходному миномету неплохую подвижность. Максимальная скорость боевой машины достигает 60 км/ч. Бронированный тягач сочли удобной базой для размещения современной аппаратуры и вооружений. В результате все (или почти все) построенные минометы «Айбат» собраны на базе гусеничного шасси.
Задний грузовой объем базового тягача отдан под боевое отделение. Для удобства размещения вооружения и экипажа на задней части бронированного корпуса базовой машины установили дополнительную рубку с открывающейся крышей. Перед стрельбой створки люка открываются и позволяют вести огонь в любом направлении. Израильские конструкторы, стремясь обеспечить наибольшие возможности при минимальных затратах, избрали оригинальный метод создания комплекса вооружений. Основным оружием машины «Айбат» стал незначительно доработанный миномет 2Б11 «Сани» калибра 120 мм советской разработки. Из-за этого израильский проект можно считать прямым аналогом советского самоходного миномета «Тунджа-Сани». Однако новый миномет «Айбат» имеет несколько интересных отличий.
С целью увеличения характеристик базового миномета сотрудники компании Soltam использовали в проекте «Айбат» некоторые элементы своей предыдущей разработки – минометной системы Cardom. На боевую машину для Казахстана установили противооткатные устройства и ряд электронного оборудования, разработанного для комплекса Cardom. Благодаря этому удалось обеспечить сравнительно высокие боевые характеристики, в том числе точность и кучность стрельбы. При разработке проекта «Айбат» израильским специалистам пришлось внести некоторые коррективы в конструкцию элементов комплекса Cardom, а также немного доработать миномет 2Б11.
[thumb=|Самоходный миномет «Айбат». Международное сотрудничество и коррупционный скандал]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxMy0xMi8wdTM3ZTd5dG8zLmpwZw==[/thumb]
На всех фотографиях самоходного миномета «Айбат» присутствует нюанс, прямо говорящий об одной из интереснейших сторон проекта. На нижнем лобовом листе корпуса боевой машины имеются крепления для опорной плиты миномета. При необходимости расчет может снять ее и использовать по прямому назначению. На бортах и крыше корпуса в походном положении крепятся ствол и элементы лафета 82-мм миномета. Таким образом, боевая машина «Айбат» несет сразу два миномета и может решать поставленные задачи, применяя наиболее удобный из них. Для самообороны экипаж боевой машины располагает крупнокалиберным пулеметом НСВ.
Для управления огнем основного 120-мм миномета используется цифровая система израильского производства. Расчет боевой машины, состоящий из четырех человек, может самостоятельно наводить орудие, используя информацию о положении цели. При необходимости миномет «Айбат» способен работать с внешним целеуказанием. Утверждается, что на подготовку к стрельбе после прибытия на позицию уходит не более 30 секунд. Главное оружие боевой машины не оснащается никакими средствами автоматического заряжания, однако опытный расчет может обеспечить скорострельность на уровне 16 выстрелов в минуту.
Помимо самоходного миномета израильские конструкторы создали для Казахстана средства метеоразведки, а также разведывательный комплекс, оснащенный беспилотными летательными аппаратами. Каждому батальону, состоящему из трех батарей, придается по одной метеостанции и машине разведки.
[thumb=|Самоходный миномет «Айбат». Международное сотрудничество и коррупционный скандал]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxMy0xMi80amhxbGZra2RyLmpwZw==[/thumb]
В 2008 году самоходный миномет «Айбат» прошел испытания и был принят на вооружение. В том же году Петропавловский завод тяжелого машиностроения с помощью специалистов компаний Soltam и IMI наладил серийное производство новых боевых машин. За несколько лет из имевшихся бронированных тягачей было переоборудовано 560 самоходных минометов. Военное ведомство Казахстана положительно оценило израильский проект, созданный по его заказу.
Однако вскоре после принятия миномета на вооружение начали проявляться проблемы. Уже в первые месяцы эксплуатации появились сообщения, согласно которым при стрельбе из 120-мм миномета, несмотря на противооткатные устройства, происходила деформация днища базовой машины. Недостаточная жесткость конструкции была исправлена при помощи усиления днища, но, как вскоре выяснилось, это было не самой серьезной проблемой.
В конце прошлого десятилетия в Казахстане начался крупный коррупционный скандал. В незаконных схемах оказались замешаны несколько высокопоставленных чиновников министерства обороны. По некоторым данным, договоры между Казахстаном и Израилем, касавшиеся создания новых артиллерийских систем, появились в результате незаконных процессов и в обход существующего законодательства. Кроме того, в некоторых источниках утверждается, что в договоре с компанией-исполнителем присутствовали несколько пунктов, из-за которых казахская сторона не могла самостоятельно и без одобрения израильских промышленников совершать какие-либо действия, связанные с производством новых артиллерийских систем.
Ряд чиновников был приговорен к тюремному заключению, но боевые машины израильской разработки остались на вооружении казахской армии. Несмотря на неоднозначное и сомнительное происхождение, самоходный миномет «Айбат» и другие типы военной техники остаются самыми новыми артиллерийскими системами в сухопутных войсках Казахстана.
По материалам сайтов:
http://army-guide.com/
http://strangernn.livejournal.com/
http://defense-update.com/
http://centrasia.ru/
Вас заинтересует
Минометный комплекс CARDOM (Израиль)
Многоствольный самоходный миномет NORICUM SM-4 (Австрия)
Самоходный миномет 2Б1 «Ока
Сообразили на троих
Израильско-Казахстанские «Грады