[thumb=|Сеул ответил Пекину]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxMy0xMi92ZGhlbHZtMjBzLmpwZw==[/thumb]
Конфликт из-за островов в Восточно-Китайском море продолжает развиваться. Южная Корея ответила Китаю. Сеул объявил о расширении Корейской зоны опознавания ПВО (KADIZ). Министерство обороны Южной Кореи включило в неё южные острова Иодо, Марадо и Хондо. Корейская зона ПВО включает подводную скалу, на которую претендует Китай. Скала Иодо располагается внутри провозглашенной в конце ноября китайской зоны ПВО (
Casus belli. Китай показывает, кто хозяин в Восточно-Китайском море).
9 декабря южнокорейский президент Пак Кын Хе заявила, что Южная Корея «приняла решение максимально защитить национальные интересы, проконсультировавшись с соответствующими учреждениями». Таким образом, Юг ответил Поднебесной, которая в конце ноября объявила о создании опознавательной зоны ПВО над Восточно-Китайским морем, с наложением китайской зоны на зону южнокорейской ПВО и включением скалы Иодо. Пекин тогда согласился провести с Сеулом консультации по этому поводу. Однако китайцы категорически отказались уступать южнокорейцам. Корейцы были настроены мирно, но не получили ничего.
Сеул решил, что пора жестко отстаивать свои интересы. Представитель Министерства обороны заявил, что южная граница новой зоны ПВО Южной Кореи не пересекается с воздушными границами соседних стран в соответствии с международным правом. Сеул отметил, что соседние страны в курсе этого решения, с пониманием отнеслись к нему и не считают этот шаг чрезвычайным. Новая зона ПВО расширена таким образом, чтобы она совпадала с т. н. районом полетной информации Южной Кореи, который определён Международной организацией гражданской авиации. Новый режим начнет действовать уже с 15 декабря 2013 года. Гражданские и военные самолеты других государств, которые пересекают обозначенное южнокорейскими властями пространство, будут обязаны сообщать Сеулу планы своих полетов.
]]>Смелости Южной Корее добавила позиция Соединенных Штатов. Воспользовавшись визитом американского вице-президента Джо Байдена в Сеул, южнокорейские власти официально проинформировали высокопоставленного гостя о скором расширении зоны распознавания ПВО. Понятно, что это не было сюрпризом для Вашингтона. Разнообразные информационные «утечки» на этот счет циркулировали ещё до приезда Байдена в Южную Корею. Видимо, несмотря на официальные заявления о необходимости осторожности в этом вопросе, так как подобный шаг южнокорейского правительства обостряет и без того неспокойную обстановку в Восточно-Китайском море, в целом действия Сеула соответствуют долгосрочной стратегии Вашингтона на противостояние с Пекином. А для этого необходимо толкнуть Юг в сторону американо-японского альянса. Заявление Сеула по зоне ПВО и активное наращивание военной мощи — это и есть такой шаг.
К тому же Сеул явно демонстрирует свою антикитайскую позицию. Одновременно с известием о расширении своей зоны ПВО Южная Корея, США и Великобритания начали двухдневные морские учения вблизи южной оконечности Корейского полуострова. В манёврах участвуют американский ракетный крейсер, южнокорейский эсминец проекта типа «Король Седжон Великий» и британский эсминец Daring.
9 декабря Сеул заявил о начале патрулирования новой зоны опознавания ПВО. Южнокорейские военные сообщили, что новые районы зоны опознавания ПВО теперь будут патрулироваться на регулярной основе. Кроме того, планируется активизировать сбор развединформации по этому направлению. Особое внимание будет уделено району, где расположена подводная скала Иодо. Представитель военного ведомства Южной Кореи рассказал, что если раньше патрульные самолеты морской авиации появлялись здесь, как правило, с периодичностью 2-3 раза в неделю, то теперь будут появляться над Иодо каждый день. Также чаще здесь будут появляться и патрульные корабли ВМС Южной Кореи. Уже подготовлены новые патрульные маршруты с захватом района Иодо. Отвечает за патрулирование Иодо и Служба береговой охраны Юга.
Южнокорейское оборонное ведомство также предупредило, что для обеспечения режима расширенной зоны опознавания ПВО будут использоваться и истребители. F-15K будут поднимать в воздух для сопровождения тех самолетов, которые откажутся соблюдать режим зоны. С учётом того, что зона опознавания ПВО не означает суверенитета Южной Кореи над тем или иным пространством, то активных действий самолетов южнокорейских ВВС не будет. Однако даже такие действия могут привести к конфликтной ситуации, так как территория Иодо также входит в зоны опознавания ПВО Японии и КНР. К тому же ВВС Южной Кореи не могут эффективно контролировать пространство над Иодо в связи с удаленностью скалы от ближайших баз ВВС и ограниченным радиусом действия южнокорейских истребителей. Так, KF-16 могут находиться над этим районом только несколько минут, а F-15 — около 20 минут. Для решения этой проблемы южнокорейское командование может перебросить истребители дальше на юг — из базы Тэгу в город Кванчжу. Однако это не решит проблему радикально. Поэтому Сеул планирует купить у США самолеты-заправщики. «Летающие танкеры» должны существенно увеличить радиус действия истребителей ВВС Южной Кореи. По информации южнокорейских военных, появление самолетов-заправщиков позволит увеличить примерно на час то время, которое будут находиться в воздухе боевые самолеты.
Южная Корея официально проинформировала США о своём решении 6 декабря. В этот день состоялась встреча президента Южной Кореи Парк Кын Хе и вице-президента США Джо Байдена. Байден не сделал никаких заявлений по этому поводу. Однако ранее в Токио он заявил, что США не признают введенную Пекином опознавательную зону ПВО в Восточно-Китайском море. В своем выступлении американский вице-президент призвал Сеул и Токио, двух союзников США, к сотрудничеству во имя безопасности и стабильности в регионе. Парк Кын Хе также заявила, что Сеул ждёт встречных действий от Токио по улучшению двусторонних взаимоотношений. До настоящего времени правое правительство Синдзо Абэ не могло найти общего языка с Южной Кореей. Юг раздражают претензии Токио на острова Токто (Лианкур) в западной части Японского моря. После завершения Второй мировой войны островами управляют корейцы. Конфликт Сеула и Токио из-за этих островов огорчает Вашингтон. Однако здесь может сработать принцип «враг моего врага — мой друг». Южная Корея и Япония могут объединить усилия в противостоянии с огромным Китаем.
Байден в Сеуле старался не вызвать раздражения Китая. Но всё же Сеул добился поддержки Вашингтона по вопросу расширения зоны ПВО. «Мы делаем ставку на альянс с Южной Кореей… Мы с корейским правительством стоим на одних позициях», — так определил результаты встречи вице-президент США. После официального заявления Сеула по поводу введения расширенной зоны ПВО американские власти признали его законным. Представитель американского Госдепартамента Джен Псаки заявила, что южнокорейская зона ПВО введена «в соответствии с международной практикой и с уважением к праву пролета и другим законным способам использования международного воздушного пространства». Действия Сеула позволят избежать путаницы и угроз гражданским самолетам, сообщила Псаки.
Японские власти спокойно отреагировали на решение Южной Кореи расширить свою опознавательную зону ПВО в Восточно-Китайском море. Об этом сообщил на пресс-конференции в Токио генеральный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга. По его словам, действия Южной Кореи не ограничивают движение гражданской авиации. Министр обороны Японии Ицунори Онодэра также заявил на пресс-конференции, что Токио не видит проблемы в решении Сеула. Кроме того, он сообщил, что на совещании с главой японского правительства Синдзо Абэ ему были даны указания беречь двусторонние отношения двух держав и создать совершенную систему обмена информацией между Японией и Южной Кореей. Глава японского оборонного ведомства рассказал, что уже существует «горячая линия» связи между базой сил самообороны Японии в Фукуоке и южно-корейской базой в городе Тэгу.
Оценивая последствия сделанного заявления Сеула о введении новой зоны опознавания ПВО, эксперты считают, что это осложнит ситуацию в регионе. Так, глава международного комитета Госдумы Алексей Пушков
считает, что в «треугольнике КНР — Япония — Южная Корея началось соревнование в установлении зон ПВО. Опасно: США и их союзники вступили в войну нервов с КНР».
Таким образом, Китай своим решением о расширении зоны ПВО над Восточно-Китайским морем спровоцировал ответные действия Сеула. Очередь за Токио. Ситуация, как отмечает New York Times, схожа с той, что была во время холодной войны между США и СССР. Только основной регион противостояния уже — Азиатско-Тихоокеанский регион, да и противники другие. Китаю противостоят Соединенные Штаты и их азиатские союзники.
Китай быстрыми темпами наращивает ракетно-ядерные силы, ВВС и ВМС, активизировал внешнюю политику. В Японии, где превращение Китая в экономическую и военную сверхдержаву пробуждает национализм, Поднебесная считается уже главным потенциальным противником. Консервативные японские СМИ бьют тревогу уже не первый год. Основной посыл: «Япония долго спала — пора просыпаться». Территориальный спор Китая и Японии из-за островов Сенкаку уже превзошел по остроте конфликт с Россией из-за Курильских островов. Япония наращивает свои военные возможности на южном направлении. Японцы к 2016 году планируют ввести в строй новую военную базу около островов, на которые претендует Китай. Японский министр обороны Ицунори Онодэра, находясь на Филиппинах, призвал мировое сообщество противодействовать попыткам Китайской Народной Республики навязывать свою волю другим государствам. Тема экспансии Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе обсуждалась во время встречи главы японского оборонного ведомства с министром обороны Филиппин и министром иностранных дел Австралии. Филиппины также имеют конфликт с Китаем — из-за остров Спратли в юго-западной части Южно-Китайского моря. Австралия — союзник США — выразила протест против ведения зоны ПВО КНР. Недавно Австралия прославилась в связи со шпионским скандалом. Пекин выразил протест Канберре в связи со шпионажем австралийских спецслужб в АТР во взаимодействии с американской разведкой.
Американский вице-президент Байден во время визита в Китай попытался снизить градус напряжения в регионе, сыграв роль посредника между Пекином и Токио. Однако, ничего существенного ему добиться не удалось. В Пекине Байден не стал поднимать вопрос о зоне ПВО и спорных территориях (по крайней мере, официально). В то же время он заявил, что «отношения Китая и США — это отношения, которые определят весь ход XXI века» и уже сейчас являются «организующим принципом международных отношений на годы вперед». Вашингтон, как обычно, проводит хитрую политику. Одновременно сколачивает антикитайский блок в регионе и удачно налаживает сотрудничество с самим Китаем. Китайцы действуют по схожему принципу: наращивают военную мощь, активно проникают в самые различные страны АТР, опутывая их всевозможными связями, время от времени кидают «пробные шары», чтобы отследить реакцию соседей и тут же охотно идут США навстречу.
Вас заинтересует
Острова Токто: ни мира, ни войны
Азиатские «тигры
В Китае будут праздновать «День победы над Японией
Южная Корея наращивает свой военный потенциал
Соотношение вооруженных сил на Корейском полуострове