автозапчасти иномарки - очень хорошие.
Громкий коррупционный скандал сотряс правительство Турции. Р. Т. Эрдогану уже стали давать советы еврокомиссары, а турецкий народ вышел на улицы и потребовал отставки премьера: именно его и считают главным коррупционером. Всё началось с антикоррупционной операции, получившей название «Большая взятка», готовившейся втайне от правительства целый год. Нити полицейского расследования дотянулись до восьми десятков высокопоставленных персон либо их родственников. В скандале оказались замешаны сыновья министра экономики Турции, министра экологии и городского планирования, ну, и как водится, главы МВД.
<!--
TEnd
-->
Обвинения в коррупции были предъявлены шестнадцати основным фигурантам громкого дела 21 декабря. Помимо сыновей правительственных чиновников, полиция в ходе антикоррупционной операции очень заинтересовалась деятельностью председателя государственного банка «Halkbank», у которого дома обнаружили 4,5 млн. долл. в картонных коробках, и директоров ряда крупных строительных фирм. Речь идёт о растратах, махинациях с гостендерами, отмывании денег, хищениях, контрабанде золота, пособничестве в выдаче турецкого гражданства за взятки и преступлениях помельче. В рамках дела было задержано 52 человека.
Премьер Эрдоган, известный автократ, отреагировал на полицейское расследование и судебный процесс вполне предсказуемо. Раз следователи пошли против кабмина, Эрдоган взял да уволил всех крупных полицейских чинов, которые возглавляли и вели расследование резонансного дела. Лишились портфелей и некоторые высокопоставленные руководители в MIT и JITEM (спецслужбы). Увольнения или переводы на другие должности затронули и служащих поменьше. Всего пресса пишет примерно о шести десятках офицеров — уволенных и переведённых. По другим данным, маховик репрессий выкинул на улицу в общей сложности пятьсот полицейских сотрудников разного ранга — всех, кто был задействован в скандальной операции.
Само дело премьер объявил попыткой дискредитировать правительство. Мало того, по старой своей привычке премьер обратился к теории заговоров: заявил, что против него действуют «некоторые круги», «международные группы» и даже «тёмные силы». Совокупно эти круги, группы и силы, представляющие собой «врагов» Турции (в том числе и «внутренних», консолидировавшихся с «внешними», которых на территории страны представляют иностранные послы), ведут «очень грязные операции» и создают «государство в государстве». Премьеру тут же поддакнули разного рода ангажированные «аналитики», объявившие, что за антикоррупционной кампанией просматриваются некие «внешние силы». Их задача — ослабить сильные позиции партии Эрдогана — «Партии справедливости и развития». Почему они активизировались именно сейчас? А потому, что в стране через три месяца — выборы в местные органы власти, а затем и президентские.
Назвал Р. Т. Эрдоган и главного зарубежного врага, затеявшего дестабилизацию обстановки в Турции. Это исламский проповедник, делец и писатель Фетулла Гюлен, прописанный с 1999 года в США. Общественное движение Гюлена называется «Хизмет» и пользуется в Турции большим влиянием, у него есть множество сторонников в турецких спецслужбах. Гюлен, конечно, отвергает эти обвинения. Премьер-министра он считает автократом и основным виновником разложения государственного аппарата. Картинка ясная: пока Эрдоган обвиняет Гюлена, Гюлен обвиняет Эрдогана. Причём если заявления премьера о «тёмных силах» и «врагах» могут показаться забавными, то Гюлен может опираться на результаты следствия и на ответные действия — именно авторитарные — Эрдогана. В итоге авторитет Гюлена растёт, Эрдогана — падает. И да, скоро выборы.
В принципе, у Гюлена есть довольно широкое поле для критических атак на премьера. Геополитическое. У турецкого премьера «не срослось» с ЕС, несмотря на ряд попыток. Кроме того, Р. Т. Эрдоган, активно поддерживавший в Сирии боевиков-оппозиционеров, получил в итоге огромное число беженцев и усиление курдов на границе. Наконец, строительная деятельность премьера породила масштабные протесты: народ выступил за сохранение парка Гези, который Эрдоган мечтал превратить в проезжую часть и торговый центр. Требования демонстрантов быстро переросли в политические. Демонстрации разгонялись в духе автократии — силой, газом и дубинками, — что, понятно, не одобрили в Брюсселе. Причём и в тех протестах премьер обвинил некие внешние силы.
Ну и, наконец, нынешнее решение Эрдогана уволить высших чинов полиции и спецслужб властным органам Евросоюза показалось, мягко говоря, необъективным.
27 декабря европейский комиссар по вопросам расширения Штефан Фюле в официальном коммюнике потребовал от Турции «прозрачного и беспристрастного» расследования по делу о коррупции. Как известно, Анкара давно рвётся в ЕС, но ЕС настроен к ней как-то очень уж бюрократически. И Фюле надавил Эрдогану на больную мозоль, заявив: «Я призываю Турцию, страну-кандидата на вступление в Евросоюз, принять все необходимые меры, чтобы к обвинениям в коррупции отнеслись беспристрастно, и таким образом было проведено прозрачное расследование».
В Евросоюзе опасаются, что правительство Эрдогана влияет на действия судебной ветви власти, что не укладывается в рамки демократического государства. (Кстати, в ЕС в этом мнение не одиноки. Три турецких депутата, члены партии Эрдогана, вышли из неё в знак протеста, публично объявив, что партия препятствует антикоррупционному расследованию.)
На европейские «указюльки» Эрдоган ответил тоже предсказуемо. Кроме отправки в отставку трёх означенных выше министров, а также министров юстиции, транспорта, семейной политики, спорта, промышленности, и даже вице-премьера, он отстранил от должности Эгемена Багыша — министра по делам Евросоюза.
Таким образом, десять министров было уволено — и их место заняли другие фигуры.
Новым министром внутренних дел был назначен заместитель главы администрации премьера Эфкан Ала.
Вместе с министрами и чинами из полиции потерял кресло и прокурор Муаммер Аккаш. Его Эрдоган отстранил от следствия. По словам прокурора, турецкое руководство препятствует расследованию дела о коррупции и на судебную систему производится давление.
Кстати, именно этот прокурор лично выписал повестку Билалу Эрдогану (сыну премьера). Билала подозревают в создании преступной группы, вознамерившейся обогатиться. В суд сын премьера был приглашён для дачи показаний в качестве подозреваемого. А тут нате здрасте: прокурор больше не прокурор, и его подпись силы не имеет.
На громкий скандал отреагировала турецкая экономика. В СМИ пишут, что биржу в Стамбуле лихорадит, курс национальной валюты заметно снизился, турецкие банки испытывают кризис недоверия. Кроме того, турки стали закупаться долларами и евро. Государственный банк «Halkbank» уже недополучил на фоне скандала 1,7 млрд. долл. прибыли. Несут потери и другие банки. Кризис может ударить не только по банковской сфере, но и по промышленности: ведь в скандале замешаны и крупные строительные компании.
Народ вышел на улицы с протестами. Людей встретили слезоточивым газом, резиновыми пулями, кое-где (например, в центре Стамбула) — водомётами. Волнения прошли в шести городах, но акции можно назвать немногочисленными: против правительства Эрдогана выступило всего несколько тысяч человек. Волны протестов, подобной той, что поднялась после стройки, затеянной в парке Гези, не было. Можно предположить, что турки уже устали протестовать; к тому же сказывается и страх людей перед тоталитарными методами разгона демонстраций: грубая сила и аресты.
Вот что
говорят люди на улицах Стамбула:
«Я считаю, что они полностью погрязли в коррупции и думаю, что все эти перестановки бессмысленны. Мне кажется, в отставку должен уйти глава правительства. Людей уже всё достало. Все чувствуют себя подавленно. И эти новые назначения не успокоят народ».
«Я частично на стороне Эрдогана, но с другой стороны, если ты пытаешься поспешно менять юридическую систему, то она потом ударит по тебе. Он же сам дал полиции её нынешние полномочия, поэтому ему не стоит жаловаться».
Ну, что к этому можно добавить… За что боролись, на то и напоролись!
Вас заинтересует
Турция: рулевой — старый, эра — новая
Очередной политический кризис в Турции
Закат эпохи Эрдогана
«Извилистая
США «сливают