<!-- TEnd -->
Кажется, желая стать самой могущественной страной Ближнего Востока, Турция надорвалась: Реджеп Тайип Эрдоган оказался в центре громкого коррупционного скандала, не способен повлиять на исход войны в Сирии, а также не может остановить снижение курса лиры. Рейтинг премьер-министра неуклонно падает, в республике которую неделю не прекращаются акции протеста. Несмотря на все проблемы, Эрдоган хочет выдвинуть свою кандидатуру на грядущих президентских выборах – но кто его поддержит?
«Большая взятка» и другие приключения Эрдогана
В результате начавшегося в конце прошлого года коррупционного скандала турецкий премьер оказался в абсолютной изоляции. Против него выступают студенты, которые еще помнят о майских беспорядках, полицейские и военные, недовольные массовыми арестами силовиков, сторонники неформальных религиозных течений, желающие прийти к власти, и сам президент Абдулла Гюль, стремящийся дистанцироваться от провальной политики Эрдогана. Характерно, что именно благодаря поддержке последнего Гюль стал президентом. До этого Гюль, как и Эрдоган, был премьер-министром. Похоже, Реджеп хочет повторить путь своего бывшего покровителя, победив на президентских выборах в текущем году.
Стоит при этом заметить, что и Гюль, и Эрдоган считаются умеренными исламистами. Последователи Ататюрка считают их угрозой для республики. Стоит отметить, что большинство приверженцев старого порядка являются офицерами, поэтому не следует удивляться массовым антиправительственным настроениям в среде высокопоставленных военнослужащих. Их поддерживают и полицейские чиновники, ставшие инициаторами масштабной операции «Большая взятка».
Острие операции было направлено против действующего кабинета министров. В ходе ряда расследований многих министров Эрдогана удалось уличить в хищениях и взяточничестве. Три «проштрафившиеся» министра сразу же ушли в отставку, одновременно было арестовано несколько банкиров, тесно связанных с правительством.
Выяснилось, что отпрыски многих чиновников торговали наркотиками и оружием, часть которого предназначалась для сирийских боевиков. Впрочем, в этом мало удивительного: всем известна позиция Турции и ее готовность помогать фундаменталистам. Интереснее всего, что работники государственного банка «Халкбанк» помогали Ирану закупать большие партии золота, хотя Исламская республика считается едва ли не главным врагом Турции. Теперь действия министров можно трактовать не просто как обычную коррупцию, а как предательство.
Впрочем, позиция, занятая Эрдоганом по отношению к Сирии и к Ирану, непопулярна у избирателей. СМИ критикуют премьера за его чрезмерную воинственность и готовность ввязаться в сирийский конфликт на стороне «Аль-Каиды» других исламистских группировок – более агрессивных единомышленников Партии справедливости и развития. Турция ничего не извлекла из сирийской войны, и этот провал во внешней политике тоже приписывают Эрдогану.
Премьер-министр оказался некомпетентен и в финансовых вопросах. Еще весной 2013 года курс турецкой лиры начал постепенно снижаться, а государственный долг начал расти. Центральный банк не смог исправить ситуацию путем уменьшения процентных ставок. В довершение этого на экономике отразилась начавшаяся в мае политическая нестабильность, достигнувшая своего апогея после проведения операции «Большая взятка».
Кто виноват?
У Эрдогана за время правления накопилось много врагов; это как исламская, так и светская оппозиция, а также военные, стоящие на страже республики. Из внешних врагов Турции следует обратить внимание на Саудовскую Аравию, Израиль и Соединенные Штаты – каждое из этих государств имеет претензии к турецкому правительству в целом и к Эрдогану в частности.
Например, Турция является для Саудитов естественным конкурентом на Ближнем Востоке, и победа над нею гарантирует доминирование в Сирии и Египте. Израиль недоволен активизацией турецкой внешней политики в Сирии, Ливане, Египте и даже в Палестине, и до сих по не может забыть инцидент с «Флотилией свободы». Что касается Соединенных Штатов, то они как раз наоборот, категорически не удовлетворены тем, что Турция не ввязалась в сирийскую войну и остается малоактивной. Если бы это случилось, то США убили бы двух зайцев одним выстрелом: с одной стороны, Башару Асаду пришлось бы сражаться с очень сильным противником, а с другой – правительство Эрдогана под воздействием антивоенных настроений быстро бы ушло в отставку, после чего последний островок стабильности на Ближнем Востоке погряз бы в пучине революционных беспорядков.
Эрдоган как раз и планировал поступить в точности, как ему приказали иностранные спонсоры, но столкнулся с сильнейшей оппозицией внутри страны. Армия в бой не сильно рвалась, а многие светские офицеры засомневались в том, следует ли вообще вмешиваться в сирийскую авантюру. В итоге, несмотря на множество поводов, турецкое вторжение в Сирию осталось фантазией Эрдогана и американских политиканов.
Дестабилизация Турции важна Израилю и США еще и для активизации курдского движения. Израиль известен своей поддержкой, которую оказывает курдским партиям, борющимся против Исламской республики Иран. По мнению израильских спецслужб, курды – отличный сдерживающий фактор в отношении Ирана. Руками курдских сепаратистов за счет Израиля в последние годы было совершено несколько громких терактов и заказных убийств. «Сирийский Курдистан» был создан при молчаливом согласии Израиля; во всяком случае, Тель-Авив остался доволен «распилом» одно из своих бывших врагов – Сирии.
Однако курдов хотел использовать и Эрдоган: он ведет весьма активную торговую политику в Иракском Курдистане, обменивая предметы первой необходимости на нефть. Иракский Курдистан много заработал на продаже энергоресурсов, но пока что автономия инвестирует эти средства только в собственную экономику. По прогнозам экспертов, Курдистан в будущем может направить часть средств на развитие отсталых восточных областей Турции, преимущественно заселенными курдами.
Сближаясь с Иракским Курдистаном, Эрдоган хочет получить голоса турецких курдов. Впрочем, пока что Израиль и США умело разыгрывают курдскую карту, поэтому турецкие курды вот-вот могут сорваться с политического крючка премьер-министра. В такой ситуации Эрдогану ничего не остается, как пойти на примирение с курдами в попытке обрести их поддержку на грядущих президентских выборах.
Эрдоган – несостоявшийся убийца светской Турции?
Нынешний турецкий премьер-министр долгое время считался умеренным клерикалом, который вместе с президентом Гюлем готов отказаться от пути развития, предложенного еще Кемалем Ататюрком. Именно поэтому США долгое время благоприятствовали Турции: тем самым Штаты надеялись подкупить исламистов, склонив их на свою сторону. Но в 2011 году ближневосточный нарыв лопнул, и весь гной вышел наружу. Выяснилось, что можно поддерживать не только умеренных, но и радикальных исламистов, в чьих глазах Эрдоган и Гюль – едва ли не предатели ислама.
Выходит, Турция начала постепенный дрейф к умеренному исламизму еще в «нулевых» годах, когда власть военных существенно ослабла. Если бы у Эрдогана в запасе был еще пяток лет, то он вполне мог бы стать убийцей светской республики, но не судьба: сейчас, когда насаждение исламизма на Ближнем Востоке осуществляется форсированными темпами, «улитка» Эрдоган никого не устраивает.
Нынешний премьер-министр Турции больше не может оставаться в политике и по объективным, и по субъективным причинам. В конце прошлого года обстоятельства сложились так, что от Эрдогана отвернулись его многие сторонники, а его внешние и внутренние враги сплотились. Многие ошибки Эрдоган допустил и сам, например, пытаясь ввязать Турцию в сирийский конфликт.
Неизвестно, чем закончится текущий острый политический кризис в Турции. Но уверенно можно сказать только одно: республику Ататюрка ждут большие изменения. Старая модель изжила себя, а исламизм, активно навязываемый правящей партией и частью оппозиционеров, многие турки не приемлют. Страна в ближайшие годы будет вынуждена искать новый путь, причем спектр вариантов очень широк, начиная от военной диктатуры, основанной на идеях пантюркизма, и заканчивая введением норм шариата.
Вас заинтересует
На кого ополчился Эрдоган?
Турция: рулевой — старый, эра — новая
Очередной политический кризис в Турции
Анкаре уготована судьба Киева?
Тёмные силы нас злобно гнетут: дело турецкого правительства