Лето 1942-го. Красная Армия с тяжелыми боями отступает в предгорья Северного Кавказа. Отсутствие в войсках горной артиллерии и, наоборот, наличие мощной базы по производству реактивных снарядов М-8 в Баку позволило приступить к проектированию и выпуску горных реактивных пусковых установок под эти снаряды.
Идея создания горных установок принадлежала начальнику подвижной ремонтной мастерской ПРМ-6 Оперативной группы Гвардейских минометных частей (далее – ОГ ГМЧ) Черноморской группы войск Северо-Кавказского фронта военинженеру 3-го ранга Александру Фомичу Алферову. Командующий ОГ ГМЧ полковник А. И. Нестеренко идею одобрил и дал в помощь начальнику ПРМ-6 двух техников из 14-го гвардейского минометного дивизиона моряков, X. Я. Суляева и Л. Р. Рипса, которые разработали проект новой горной установки М-8 в носимом (на станке) и возимом (на двухколесной тележке) вариантах.
Тактико-техническое задание на разработку обоих вариантов установок выработали совместно командование и командно-начальствующий состав частей ОГ ГМЧ. Опытные образцы установок были сделаны за неделю силами личного состава ПРМ-6 вблизи д. Волковка в Дагомысском ущелье. При выпуске первых установок были применены водопроводные трубы из санаториев Кавказа и направляющие, снятые с находившейся на ремонте установки М-8.
]]>Горно-вьючная установка М-8 имела общий вес 68 кг и состояла из 3 основных узлов – пакета, фермы и лафета. Каждый узел весил 22 – 23 кг. Пакет имел направляющие для 8 снарядов (по 4 сверху и снизу). Ферма, на которой закреплялся пакет, снабжалась поворотным кругом. Лафет представлял собой прочный опорный круг с крестовиной в центре и 4 откидными ногами, как у паука. На концах ног имелись опорные лапы с отверстиями, в которых забивались металлические штыри для прочного закрепления на грунте. Для наводки установки применялись простейшие механические приспособления. Вертикальный угол наводки составлял 45°, горизонтальный – 360°. Залповый пуск производился за 1–2 с, дальность стрельбы достигала 5,5 км. Установка была проста и надежна в работе, легко разбиралась на 3 вьюка и быстро переводилась в боевое положение. Опытные образцы установок прошли испытания стрельбой из сочинского парка «Ривьера» в сторону моря.
Об установках было доложено командующему войсками Северо-Кавказского фронта Маршалу Советского Союза С. М. Буденному, который в конце августа 1942 г. лично осмотрел их и присутствовал на стрельбах в ущелье Георгиевское близ Туапсе. Установки сделали два полных залпа по цели на дальности около 1,5 км. По результатам стрельб Буденным тут же было принято решение об организации производства только горно-вьючных установок в г. Сочи и формировании 12 горно-вьючных батарей на конной тяге, а также о вооружении такими установками 4 железнодорожных дрезин для охраны побережья.
5 сентября 1942 г. эскизный проект «горной установки PC» в 2 вариантах был направлен командованию ГМЧ, которое оказало помощь, прислав специалистов из Главного управления вооружения ГМЧ (военинженера 3-го ранга Н.Н. Юрышева, воентехника 1-го ранга Е.А. Доброхотова) и конструктора Ф.И. Есакова из СКВ завода №733 НКМВ («Компрессор», г. Москва).
27 сентября 1942 г. решение Буденного было оформлено в виде Постановления Военного Совета Черноморской группы войск Закавказского фронта №00107. Этим документом Военному Совету ОГ ГМЧ Черноморской группы войск Закавказского фронта предписывалось:
«…1. Организовать производство горных установок PC и изготовить их в октябре месяце в количестве 48 шт., т. е. на 12 батарей.
2. Сформировать в октябре месяце 12 горных батарей PC. Изготовление установок и формирование батарей возложить на Военный Совет ОГ ГМЧ Черноморской группы войск Закавказского фронта.
3. Для охраны побережья установить на 4-х железнодорожных дрезинах горные установки PC, сформировав из них батарею PC при Опергруппе ГМЧ.
4. Организовать постоянную железнодорожную летучку в составе: одной пассажирской дрезины, одного мотовоза и трех крытых вагонов, для организации бесперебойного питания боеприпасами частей группы ГМЧ…».
По этому же постановлению:
• начальник Управления АБТВ в 19-м армейском ремонтно-восстановительном батальоне должен был организовать в октябре месяце изготовление 48 штук узлов №1 горной установки PC (пакет, пульт управления и электрооборудование);
• начальник ВОСО и начальник железной дороги в мастерских депо города Сочи должны были организовать изготовление в октябре месяце 48 штук узлов №№2, 3 (ферма, лафет);
• начальник связи должен был обеспечить ОГ ГМЧ 12-вольтовыми щелочными аккумуляторными батареями (48 шт.) и соответствующим количеством электропроводов;
• сборку и пристрелку установок предписано было производить ОГ ГМЧ;
• утверждался план выпуска горных установок: в первой декаде октября – 8 установок, во второй – 20, в третьей – 20;
• начальником формирования горных батарей назначался подполковник М. П. Горохов, комиссаром формирования – батальонный комиссар Т. В. Попов.
О решении Военного Совета фронта и предложениях по организации подразделений было доложено командованию ГМЧ. Сборку горных установок развернули на территории санатория «Ривьера» (г. Сочи), куда была передислоцирована мастерская ПРМ-6.
15 октября 1942 г. вышел приказ №0166 командующего ОГ ГМЧ Черноморской группы войск Закавказского фронта (далее – ЧГВ ЗАКФ) полковника А. И. Нестеренко, в котором разъяснялось боевое применение новых установок: «…Горные батареи PC применяются для создания внезапного массированного огня по достоверно разведанным целям (по скоплению живой силы и техники противника, по отдельным узлам сопротивления и коммуникациям), в местах недоступным обычным батареям и дивизионам PC, максимально используя их высокую маневренность в горной местности…».
В течение двух месяцев было изготовлено 48 горно-вьючных 8-зарядных установок М-8. По предложению командования ОГ ГМЧ Черноморской группы войск фронта для противодесантной, противолодочной и противокатерной обороны участка побережья Сочи – Туапсе разработанные ПРМ-6 более мощные 12-зарядные установки М-8 были поставлены на железнодорожные дрезины (по 2 на каждую из 4-х дрезин). Кроме того, для катеров Черноморского флота были изготовлены четыре 12-зарядные установки М-8.
10 декабря 1942 г. в приказе войскам ЧГВ ЗАКФ №00130 командующий генерал-лейтенант И. Е. Петров подвел итоги деятельности по формированию горных батарей. Итоги были таковы: Постановление Военного Совета выполнено, к 23 ноября все 12 батарей вошли в число действующих частей.
Из произведенных установок М-8 в составе Черноморской группы войск Закавказского фронта были сформированы следующие подразделения и части ГМЧ:
• в октябре 1942 г. – 1-я и 2-я отдельные гвардейские горно-вьючные минометные батареи (по 4 установки М-8 в каждой) и отдельный гвардейский минометный дивизион на дрезинах (командир – старший лейтенант А. Н. Виноградов, 4 железнодорожные дрезины по две 12-зарядные установки М-8 на каждой и 4 платформы для перевозки снарядов; с декабря 1942 г. дивизион получил №1, расформирован в марте 1943-го);
• в ноябре 1942 г. – 3, 4, 5, 6-я отдельные гвардейские горно-вьючные минометные батареи, 1-й и 2-й отдельные гвардейские горно-вьючные минометные дивизионы (штат №08/167, по 3 батареи М-8, всего 12 установок в дивизионе);
• в феврале 1943 г. – 3-й и 4-й отдельные гвардейские горно-вьючные минометные дивизионы (из 1, 2, 3, 4, 5, 6-й отдельных гвардейских горно-вьючных минометных батарей, дивизионы формировались в Геленджике).
В октябре 1942 г. 1-я (командир – лейтенант Д. Ф. Андреев) и 2-я (командир – старший лейтенант Б. Гуревич) отдельные гвардейские горно-вьючные минометные батареи были направлены в 18 армию под Туапсе. 1-й отдельный гвардейский горно-вьючный минометный дивизион в ноябре 1942 г. отправлен в район Большого Лазаревского перевала в подчинение командира 19-го стрелкового корпуса. 19 января 1943 г. дивизион впервые открыл огонь по врагу.
2-й отдельный гвардейский горно-вьючный минометный дивизион по сформировании был направлен под Туапсе в подчинение командира 383-й стрелковой дивизии. В январе 1943 г по приказу командующего ЧГВ ЗАКФ восемь 12-зарядных установок формировавшегося 4-го отдельного гвардейского горно-вьючного минометного дивизиона были переданы Черноморскому флоту и установлены на катерном тральщике КАТЩ-606 (бывший сейнер «Скумбрия»). Все 4 дивизиона горных «катюш» участвовали в сражении за Новороссийск. 3-й дивизион (командир – капитан Д. И. Ермольчик) успешно высадился на Малую Землю только со второго раза в ночь на 12 февраля 1943 г., развернув свои боевые порядки в районе совхоза «Мысхако». 2-й дивизион (командир – капитан С. И. Жуйко) высадился на Малой Земле в марте, заняв позиции на восточном склоне горы Мысхако.
В начале 1943 г. в СКВ завода №733 НКМВ конструкторской группой А. Н. Васильева на основе установки, разработанной в ПРМ-6, была создана более совершенная 8-зарядная горно-вьючная пусковая установка. Она была принята на вооружение и рекомендована для серийного производства.
В ноябре 1943 г. командиру 1-го дивизиона капитану Л. Е. Гнаткову было приказано сформировать отдельную гвардейскую горно-вьючную батарею для выполнения специального задания. Эту батарею (командир – старший лейтенант П. П. Авдюков) самолетами перебросили в Крым, в Зуйские леса для совместных действий с партизанами. Батарея принимала активное участие в боевых действиях в горном Крыму в ноябре – декабре 1943 г. и в январе 1944-го, получив высокую оценку со стороны партизанского командования. По некоторым данным, эта батарея полностью погибла в Крыму на высоте Колан-Баир.
После Северного Кавказа 2-й и 3-й дивизионы были переброшены в Крым, где приняли активное участие в освобождении полуострова. Здесь за образцовое выполнение заданий командования оба дивизиона были награждены орденом Александра Невского.
При выходе Красной Армии к предгорьям Карпат вновь возникла надобность в горно-вьючных установках М-8. В состав 4-го Украинского фронта были передислоцированы 2-й и 3-й отдельные гвардейские горно-вьючные минометные дивизионы. В декабре 1944 г. по чертежам, разработанным под руководством помощника начальника мастерской ПРМ-62 по технической части инженер-капитана В. И. Краснопера, силами этой мастерской горные установки М-8 были смонтированы на 12 автомобилях «Виллис» 2-го дивизиона. Оба дивизиона успешно действовали в составе 4-го Украинского фронта до конца войны, заслуженно получив наименование «Карпатских», а 2-й дивизион был награжден орденом Богдана Хмельницкого. Гвардейские горно-вьючные минометные части явились специализированным родом ГМЧ, востребованным Великой Отечественной войной, и сыграли свою роль в разгроме врага. Имея новую матчасть, разработанную не в специализированных конструкторских бюро, а на фронте, свою организацию и тактику действий, горно-вьючные батареи и дивизионы постоянно находились в боевых порядках пехоты в горной местности, значительно усиливая ее огневую мощь, сопровождали пехоту на перевалах, ведя огонь с огневых позиций, не доступных для большинства других видов артиллерии.
[thumb=|«Горные Катюши»]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMS9vd25vaXF1OXdmLmpwZw==[/thumb]
[thumb=|«Горные Катюши»]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMS90ZjA3M2FpZ3N3LmpwZw==[/thumb]
[thumb=|«Горные Катюши»]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMS82aGxjbW9mdTEwZi5qcGc=[/thumb]
[thumb=|«Горные Катюши»]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMS9rcWJ6a3V1YzBkLmpwZw==[/thumb]
Общий вид 8-зарядной горно-вьючной пусковой установки М-8
[thumb=|«Горные Катюши»]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMS8xMHZtb3V2Z3Fuei5qcGc=[/thumb]
Схема 8-зарядной горно-вьючной пусковой установки М-8
[thumb=|«Горные Катюши»]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMS8wNTJqNTVnd2hjLmpwZw==[/thumb]
[thumb=|«Горные Катюши»]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMS9hZHdibnhjeXN2LmpwZw==[/thumb]
Горная пусковая установка БМ-8-8 на автомобиле повышенной проходимости «Виллис»
Начальник ПРМ-6 ОГ ГМЧ Черноморской группы войск Северо-Кавказского фронта военинженер 3-го ранга Александр Фомич Алферов родился 10 сентября 1910 г. в Ейске, прошел путь от курсанта военного училища до генерал-майора. В рядах Советской Армии прослужил 38 лет, награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды и 14 медалями. После окончания в феврале 1942 г. Военной академии моторизации и механизации воевал на Южном, Северо-Кавказском фронтах, в Черноморской группе войск Закавказского фронта, на 1-м Украинском фронте. После войны служил в НИИ-4 МО, с 1954 г. – командир в/ч 31874 в Белоруссии, в 1965 г. часть включена в состав РВСН и преобразована в 25-й Арсенал ракетного вооружения. Командовал арсеналом до октября 1969 г., после чего вышел в отставку. За это время часть 15 раз завоевывала ведущие места среди арсеналов РВСН, 8 раз награждалась Переходящим Красным Знаменем ЦК Профсоюзов. Сам командир за успехи в службе был награжден орденом Трудового Красного Знамени, ему было присвоено высокое воинское звание «генерал-майор-инженер» и он был занесен в «Книгу почета РВСН». Уйдя на заслуженный отдых, Алексей Фомич продолжил активную общественную деятельность в Минской секции Советского Комитета ветеранов войны, в Военно-научном обществе при Доме офицеров КБВО, в Минском обществе «Знание». Умер 5 марта 1982 г. в Минске.
Вас заинтересует
Третий сталинский удар. Битва за Крым
Немецкая реактивная артиллерия в годы войны. Часть 2-я
Артиллерийские набеги
В Абхазии начались учения мотострелковых подразделений российской военной базы
Российские военнослужащие на учениях в Индии будут экипированы в новые боевые защитные комплекты "Пермячка"