[thumb=|Минная война на дорогах Чечни]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMS9yZTNtcml3b3BzLmpwZw==[/thumb]
Затяжной характер боевых действий в Чечне, специфика их ведения, нестабильность обстановки, особенности физико-географических условий и даже национальные оказывают непосредственное влияние на характер и масштабы ведения минной войны. Если на этапе ввода войск и ведения активных боев за г. Грозный и другие населенные пункты Чечни с декабря 1994 г. по лето 1995 г. минно-взрывные заграждения применялись незаконными вооруженными формированиями (НВФ) в редких случаях, мины устанавливались непрофессионально и даже без взрывателей, то с июля–августа 1995 г. действия по минированию существенно активизировались.
В классическом понимании минная война предполагает неограниченное по масштабам, месту, времени и виду боевых действий применение мин. В Чечне она имеет ряд особенностей.
1. Вместо традиционных минных полей, составляющих основу классической системы заграждений, наибольшее распространение получили управляемые и неуправляемые фугасы, отдельные мины и группы мин, а также ручные гранаты, установленные на растяжках.
]]>2. Основная масса минно-взрывных заграждений ставилась на дорогах, таким образом, велась прежде всего дорожная минная война.
3. Главное средство ведения минной войны – не инженерные мины, как обычно, а артиллерийские и авиационные боеприпасы, ручные гранаты, приспособленные с помощью подручных средств к применению в качестве фугасов, ловушек.
4. Импульсный характер ведения минной войны, зависимость активности действий НВФ по минированию от военно-политических условий, характера действий федеральных сил, метеоусловий.
[thumb=|Минная война на дорогах Чечни]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMS9nNjAzYmxmZGJ2LmpwZw==[/thumb]
Основные параметры минной войны характеризуются объемами минно-взрывных заграждений. Эти объемы складывались из мин, фугасов и других взрывных устройств, применяемых НВФ и федеральными войсками, а также из тех невзорвавшихся взрывоопасных предметов и брошенных боеприпасов, которые оставались после боевых действий.
Федеральные войска минно-взрывные заграждения устанавливали только для прикрытия базовых районов, блокпостов и важных объектов. Как правило, это управляемые минные поля из комплектов УМП-3, ВКПМ-1 и ВКПМ-2. В редких случаях – минные поля из мин ОЗМ-72 в неуправляемом варианте. Все заграждения тщательно фиксировались.
Незаконные вооруженные формирования устанавливали в основном фугасы и отдельные мины, иногда примитивные противопехотные и смешанные минные поля (в районах населенных пунктов Бамут, Аргун и др.), истинные объемы которых оценить трудно. В то же время количество обнаруженных фугасов и мин, а также количество подрывов на них характеризует масштабы минной войны. Анализ показывает, что максимальное количество подрывов приходится на июль, сентябрь, ноябрь 1995 г., а минимальное – на январь 1996 г. Из общего количества подрывов за год около 30 процентов – на гранатах с растяжками, установленных своими войсками.
[thumb=|Минная война на дорогах Чечни]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMS91d2Y5eTR3bzVwLmpwZw==[/thumb]
Наряду с количественным ростом применения НВФ минно-взрывных заграждений (МВЗ) произошло значительное улучшение качественного состояния применяемых средств. Эти факты свидетельствуют о том, что противник вышел на новый уровень минной войны.
Серьезную опасность для войск и гражданского населения представляют невзорвавшиеся взрывоопасные предметы (ВОП). К ним относятся сброшенные авиационные бомбы и боеприпасы, прошедшие канал ствола, по какой-то причине не сработавшие, а также оставленные на огневых позициях и полевых складах боеприпасы, не приведенные в действие. Вся территория Чечни, особенно те районы, где велись активные боевые действия, буквально начинена взрывоопасными предметами. Их объемы могут характеризоваться в какой-то мере количеством обнаруженных и уничтоженных ВОП, хотя интенсивность выполнения этой задачи бывает различной и зависит от обстановки.
Приведем следующие данные. Силами частей и подразделений инженерных войск разведано и разминировано 54 тыс.га местности; 1060 зданий и сооружений; 793 объекта (в интересах 16 министерств и ведомств); 780 км трасс ЛЭП; 775 км дорог.
Всего обнаружено и уничтожено: 11600 инженерных мин; 99200 артиллерийских снарядов; 75400 минометных мин; 1280 ПТУР; 86500 гранат; 195 авиабомб; 195925 прочих ВОП.
Приведенные показатели характеризуют масштабы минной войны на дорогах Чечни, свидетельствуют о большой опасности для войск и гражданского населения, показывают на острую необходимость активного ей противодействия и сведения к минимуму потерь в личном составе и технике.
[thumb=|Минная война на дорогах Чечни]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMS9uOXYxMDZ1M25ldS5qcGc=[/thumb]
[thumb=|Минная война на дорогах Чечни]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMS9oY2hlZ2M5eTJhLmpwZw==[/thumb]
Для минирования дорог НВФ использовали управляемые и неуправляемые фугасы, противотанковые и противопехотные мины. Например, в периоде 11 июля по 8 августа 1996 г. против федеральных войск было применено 85 фугасов, из которых 76 были обнаружены и обезврежены саперами. Предпочтение отдавалось фугасам, управляемым по проводам, для поражения боевой техники и личного состава десанта, находящегося на броне.
Фугас обычно состоял из одного или нескольких артиллерийских (авиационных) боеприпасов, электродетонатора, дополнительного детонатора и линии управления (рис.1). Они устанавливались на обочине дороги на расстоянии от 2 до 8 м от проезжей части. При взрыве формировались мощный осколочный поток и воздушная ударная волна, наносившие поражение личному составу в радиусе до 70 м. В ряде случаев взрыв полностью выводил из строя технику и экипаж.
Большинство фугасов устанавливались на поверхности грунта или в грунте с толщиной маскировочного слоя от 5 до 20 см. Иногда они прятались в разбитой, сгоревшей технике, брошенной на обочине дороги. В качестве линии управления взрывом обычно использовались провода линий управления от ПТУР. Удаление от места, где сидел наблюдающий за дорогой и выбирающий цель боевик, составляло до 500 м.
На горных дорогах НВФ ставили фугасы в кроны растущих у дороги деревьев (22 процента подрывов от общего числа за период боевых действий в ЧР) или на каменистых склонах у дороги (рис.2). При взрыве таких фугасов поражался личный состав в радиусе 6–8 м.
Для воспрещения продвижения федеральных войск по руслам горных рек противник часто применял фугасы и противотанковые мины, устанавливаемые в воде.
В населенных пунктах НВФ часто использовали управляемые фугасы, приводящиеся в действие от работающей электросети. В полотне дороги ставили (как правило, в неизвлекаемое положение) заряд массой 5–10 кг. В расположенный рядом на столбе электрического освещения плафон монтировали осколочную мину (рис.3). Линии управления выводили на силовые щитки и разъемные устройства электросетей. При входе техники федеральных войск в зону поражения подавалось напряжение на электродетонатор. Взрыв фугаса поражал технику и личный состав в радиусе 4–8 м.
Как правило, фугасы прикрывались огнем стрелкового оружия, поэтому работы по их обезвреживанию были сложны и опасны. Командиры инженерно-саперных подразделений, обеспечивавшие ведение боевых действий, успешно выполняли задачи по разминированию дорог. Некоторые офицеры имеют на своем счету более десяти снятых фугасов НВФ. Высокая профессиональная подготовка саперов, и в первую очередь командиров подразделений, позволяла успешно обеспечивать пропуск колонн войск.
Вас заинтересует
Как ищут мины в Чечне
20 июня в России отмечается День специалиста минно-торпедной службы
Минные заградители сегодня
Чему учит боевой опыт инженерных войск
Вертолетная система минирования ВСМ-1