Вторую мировую войну очень часто называют «войной моторов», в которой техника сыграла ключевую роль. Как правило, на первый план выставляется авиация и бронетехника, но ничуть не меньший вклад в дело Победы внесли и автомобили. Надежное обеспечение Красной Армии автомобильным транспортом сыграло немаловажную роль в подготовке и проведении военных операций Великой Отечественной войны.
Автомобильные части РККА широко привлекались для обеспечения маневра войск. В годы Великой Отечественной войны во всех боевых операциях автомобили служили основными транспортными средствами доставки и эвакуации личного состава, военной техники и вооружения, различных воинских грузов, а также буксировки прицепов и полуприцепов. Несмотря на героизм солдат и офицеров Красной Армии, немецким войскам удалось за считанные месяцы захватить значительную часть западных областей Советского Союза. Ценой огромных потерь советские войска смогли остановить наступление вермахта. Красная Армия в этих боях потеряла огромное число автомобилей и иной военной техники. В то же время из-за эвакуации заводов в восточные районы страны осенью 1941 года производство автомобилей в СССР было практически парализовано, и только с весны 1942 года оно возобновилось, но уже в ограниченных масштабах. Именно в этот, наиболее сложный, период (осень 1941 — зима 1942 года) начались поставки вооружения и военной техники сначала по договору взаимопомощи с Великобританией, а затем и из США по программе ленд-лиза.
1 октября 1941 года был подписан первый протокол по программе ленд-лиза, который открыл дорогу поставкам в СССР американского вооружения и военной техники. В конце года пришел первый конвой с американскими машинами, а в 1942 году начались массовые поставки автомобилей через Иран.
]]>Часть автомобилей поступала в готовом виде через порты Севера и Дальнего Востока, а также с юга — через советско-иранскую границу, причем машины шли своим ходом. Другая же часть собиралась из импортных деталей на Горьковском автозаводе и Московском заводе им. И. В. Сталина, где за годы войны было собрано 119 600 автомобилей.
С 1942 года в Красную Армию поступали автомобили большей частью американского и канадского производства. Всего СССР за годы Великой Отечественной войны получил по программе ленд-лиза 429 612 машин, то есть более чем в два раза больше автомобилей и тягачей, чем было изготовлено советским автопромом за годы войны (из 205 000 автомобилей, выпущенных советскими заводами с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, РККА получила в общей сложности 150 400 машин). В рамках союзнических поставок по ленд-лизу в СССР поступали автомобили примерно 50 моделей 25 автомобильных фирм (не считая фирм-производителей различных частей и агрегатов). Из этого числа более трети поставок (более 152 000 машин) пришлось на грузовой автомобиль Studebaker US 6, который к концу войны стал основным грузовиком Красной Армии. Также Советский Союз за четыре года войны получил 50 501 командирскую машину Willys МВ и Ford GPW. Из автомобилей специального назначения следует отметить амфибии Ford GPA, придававшиеся в составе специальных батальонов танковым армиям для проведения разведывательных операций при форсировании водных преград, и GMC DUKW 353, используемые главным образом инженерными частями при устройстве переправ. Машин других моделей было существенно меньше, а некоторые присылались в единичных экземплярах.
Необходимо учитывать, что союзные поставки очень неравномерно распределялись по годам войны, и основное поступление импортной автотехники пришлось в основном на завершающий период войны, поэтому в автомобильном парке Красной Армии в первые два, самые тяжелые, года войны преобладали отечественные машины. Одной из предпосылок успешного проведения наступательных операций Красной Армии в 1943–1945 годах стало насыщение ее частей импортной техникой, что помогло решить проблемы обеспечения артиллерии средствами мехтяги и обеспечения подвижности танковых и механизированных частей. Если в 1943 году в автомобильном парке Красной Армии количество импортных автомашин было 5,4%, в 1944 году — 19%, то на 1 мая 1945 года общее число автомобилей в Красной Армии достигло 664 500, среди них — 58,1% отечественных, 32,8% — импортных, 9,1% — трофейных.
Не умаляя героизма солдат, можно говорить о том, что войну выиграл и военный автомобиль, максимально простой и приспособленный к массовому производству. Всего автомобильными частями Красной Армии за годы Великой Отечественной войны было перевезено свыше 101 миллиона тонн различных грузов (что составило около половины воинских перевозок железнодорожным транспортом), а его общий грузооборот составил 3,5 миллиарда тонн/километров.
Willys МВВ годы Второй мировой войны в США за счет сильного сокращения выпуска гражданских моделей резко возросло производство автомобилей для вооруженных сил. Помимо грузовиков для военных действий требовались легкие полноприводные машины. В мае 1940 года управление вооружений армии США организовало конкурс на разработку и поставку легких армейских командирско-разведывательных полноприводных автомобилей грузоподъемностью
Вас заинтересует
Шумерлинский завод специализированых автомобилей
Ленд-лиз для фашистской Германии
Дипломаты Наркомата обороны: накануне и в годы войны
«Захар Иванович
Военно-грузовое такcи