Оружие,огнестрельное оружие Форум об оружииМировое оружие Журнал оружиеОбои оружия
 
Пистолеты Пистолеты
Пистолеты пулеметы
Винтовки
Снайперские винтовки
Дробовики
пулемёты
Гранатометы
Патроны

«Захар Иванович

 В настоящее время грузовые автомобили используются для доставки самых разнообразных товаров и для предоставления услуг. Современные грузовики оборудованы по последнему слову техники, что обеспечивает удобство для водителя и безопасность на дороге. Но в годы Великой Отечественной даже самые простые грузовые автомобили совершали настоящие подвиги – это и транспортировка вооружений, боеприпасов и доставка продовольствия. Чего стоит доставка продовольствия по «Дороге жизни» в окружённый Ленинград. О таком «трудяге» и пойдет речь в данной статье.

«Захар Иванович» или «трехтонка» – грузовой автомобиль ЗИС-5<!-- TEnd --> <!-- TEnd -->
Сборка бортового трехтонного грузовика универсального назначения ЗИС-5В (завод имени Сталина, военный) на советском заводе


ЗИС-5 («трехтонка», «Захар», «Захар Иванович») — советский грузовик грузоподъемностью 3 тонны; второй по массовости грузовик 1930-1940-х годов (первое место занимал ГАЗ-АА). Во время ВОВ – один из основных транспортных автомобилей Красной Армии. Производился на Автомобильном заводе имени Сталина с 1933 по 1948 год. Во время войны упрощенная военная модификация ЗИС-5В выпускалась заводами ЗИС (1942—1946 годы) УльЗИС (1942—1944 годы) и УралЗИС (1944—1947 годы).

 

 

В 1931 году завод Автомобильное Московское Общество (АМО) был перестроен, и приступил к сборке нового грузовика АМО-2. Агрегаты и узлы для автомобиля поставлялась из Америки. Вскоре АМО-2 модернизировали, и свет увидели АМО-3 и АМО-4. АМО-3 (грузоподъемность 2,5 тонны) в 1933 заводу был вновь серьезно модернизирован. Новый автомобиль получил название ЗиС – Завод имени Сталина. Автомобили АМО – 3 и ЗИС – 5 в отличие от предшественника изготавливались полностью из деталей советского производства.

<!-- TBegin -->«Захар Иванович» или «трехтонка» – грузовой автомобиль ЗИС-5<!-- TEnd -->


Первая партия ЗИС – 5, состоящая из 10 машин была собрана в июне 1933 года. На конвейер ЗиС-5 был поставлен 1 октября 1933 года без предварительной сборки опытного экземпляра. Простота конструкция позволила начать сборку, без каких либо серьезных сбоев. Серийная сборка нового автомобиля была запущена в кратчайшие сроки.

Конструкция «трехтонки» (данное прозвище ЗиС-5 получил в народе, в войсках его также называли «Захар Ивановичем») была классической для того времени. Конструкцию разработали практически «с нуля» инженеры АМО-ЗИС: Важинский Е.И., Лялин В.И. и Строканов Б.Д.. Главными акцентами при разработке стали упрощение автомобиля и повышение ремонтопригодности. Кроме этого, требовалось повысить качество эксплуатационных характеристик – увеличение проходимости и грузоподъемности автомобиля.

Рабочий объем двигателя был увеличен до 5,55 литра, а мощность форсирована до 73 л.с. Также переделали радиатор и воздушный фильтр, модернизировали карбюратор. Изменениям подверглись оба моста, карданный вал, коробка переключения передач и рама. На заднем мосту значительно увеличили дорожный просвет, передние тормоза были заменены на механический привод. Кабина ЗиС-5 значительно отличалась от кабины предшественника. На грузовике ее сделали без брезентовой боковины.

<!-- TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1380164114_1.jpg| --><!-- TBegin -->«Захар Иванович» или «трехтонка» – грузовой автомобиль ЗИС-5<!-- TEnd --> <!-- TEnd -->


В годы войны выпуск автомобилей постоянно наращивался. Если в первый месяц собиралось всего шесть-семь машин в день, то спустя некоторое время количество составляло уже десятки и сотни. Грузовик отлично зарекомендовал себя на бездорожье и быстро завоевал репутацию надежной и неприхотливой техники. Как правило, грузили на ЗиС-5 4-5 тонн, даже несмотря на то, что машина была рассчитана на перевозку трех тон. Несмотря на постоянный перегруз, машина шла спокойно, без надрыва. Улучшения характеристик удалось добиться благодаря установке низкооборотного двигателя. Тяговые возможности ЗиС-5 сильно приблизились к полноприводным грузовым автомобилям (ввиду повышенной проходимости, машина могла эксплуатироваться на дорогах любых категорий круглый год).

Недостаточная жесткость на скручивание несущей рамы (небольшое упущение в конструкции) сыграла на повышение проходимости, поскольку при преодолении неровностей повышался рабочий ход колес. Модернизированный двигатель без проблем запускался при отрицательных температурах, а для его работы подходил любой низкосортный бензин. В снаряженном состоянии грузовик мог буксировать прицеп массой до 3,5 тонн. Пробег до первого капремонта составлял 100 тысяч км.

<!-- TBegin -->«Захар Иванович» или «трехтонка» – грузовой автомобиль ЗИС-5<!-- TEnd -->
Советские войска на марше. По обочинам дороги движется пехота, в центре — грузовик ЗиС-5В


Во время ВОВ конструкцию грузовика ЗИС-5 сильно упростили. Для производства кабины использовалось дерево и фанера, а крылья начали гнуть из проката (до войны применялась штамповка). На передних колесах демонтировали тормоза. Та же судьба постигла правую фару. Количество откидывающихся бортов уменьшили до одного. Под конец войны довоенная комплектация была частично восстановлена.

В 1946—1948 годах выпускалась переходная (к ЗИС-150) модель ЗИС-50. Данная машина оснащалась двигателем ЗИС-120 (дефорсированным до 80 л.с.). Расход топлива составлял 30 л на 100 км. Учитывая все модификаций (было разработано 25 модификаций 19 из которых были поставлены на производство), выпуск автомобилей данной модели продолжался до 1958 года, а если учесть глубоко модернизированный Урал ЗИС – 355М – до 1965 года.

<!-- TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/1380164127_zis_5_1.jpg| --><!-- TBegin -->«Захар Иванович» или «трехтонка» – грузовой автомобиль ЗИС-5<!-- TEnd --> <!-- TEnd -->


ЗИС-5 также экспортировался в другие страны. Например в 1934 году партия из 100 шт. 5 была продана в Турцию. Экспортный вариант ЗИС-5 отличался никелированным радиатором и наличием бампера, состоящим из двух никелированных стальных полос. Позднее экспортировалась модификация ЗИС-14 имеющая удлиненную колесную базу, а также автобус ЗИС-8. В 1930-е годы автобусы и грузовики ЗИС экспортировались в Афганистан, Иран, Ирак, Китай, Испанию, Литву, Латвию, Румынию, Монголию, Эстонию и Турцию. Достаточно большой парк ЗИСов образовался после Советско-финской войны в Финляндии, ну и конечно, на оккупированных в 1941—1944 годах Германией территориях СССР.

Модификации:
ЗИС-5В — упрощенная модификация военного времени;
ЗИС-5У — модификация с зенитным пулеметом на специальной турели в кузове;
ЗИС-5УС — имела приспособлениями для подвески носилок;
ЗИС-6 — шестиколесный грузовик повышенной проходимости, грузоподъемность 4 тонны. На шасси ЗИС-6 летом-осенью 1941 года устанавливались первые установки реактивного залпового огня БМ-13, БМ-8 «Катюша». В 1935 году на шасси ЗИС-6 были собраны экспериментальные автобусы ЗИС-6 «Люкс», в 1939 году на шасси ЗИС-6К был создан тяжелый бронеавтомобиль БА-11,;
ЗиС-8 — автобус;
ЗИС-10 — седельный тягач, грузоподъемность 3,5 тонны;
ЗИС-11 — удлиненное шасси для пожарных автомобилей;
ЗИС-12 — удлинённое шасси специального назначения;
ЗИС-13 — газогенераторная модификация на шасси ЗИС-14;
ЗИС-14 —шасси специального назначения;
ЗИС-15, ЗИС-15К — модернизированный грузовик, предназначавшийся для замены ЗИС-5. Отличался обтекаемой кабиной и оперением, удлиненной и усиленной рамой, усовершенствованным двигателем и увеличенным бензобаком;
ЗИС-16 — городской автобус;
ЗИС-16C — санитарный автобус;
ЗИС-19 — строительный самосвал;
ЗИС-21 — газогенераторная модификация;
ЗИС-22 — полугусеничный грузовик грузоподъемностью 2,5 т;
ЗИС-22М — модернизация полугусеничного грузовика;
ЗИС-30 — газобаллонная модификация;
ЗИС-32 — полноприводный грузовик;
ЗИС-33, ЗИС-35ш — съемные комплекты полугусеничных движителей;
ЗИС-36 —полноприводный шестиколесный грузовик;
ЗИС-41 — газогенераторная модификация упрощенной конструкции;
ЗИС-42, ЗИС-42М — полугусеничный грузовик грузоподъемностью 2,25 т с новой конструкцией гусеничного движителя;
ЗИС-44 — санитарный автобус;
ЗИС-50 — модификация ЗИС-5В оснащенная двигателем ЗИС-120 (мощность 90 л.с.);
АТ-8 — экспериментальный артиллерийский тягач, имеющий сдвоенную силовую установку из двигателей ЗИС-16 и гусеничный движитель от танка Т-70;
АТ-14 — экспериментальный артиллерийский тягач, имеющий сдвоенную силовую установку из двигателей ЗИС-5МФ.
ЛЭТ — экспериментальный электромобиль;
ЗИС-ЛТА — полугусеничный лесовозный автомобиль.

<!-- TBegin -->«Захар Иванович» или «трехтонка» – грузовой автомобиль ЗИС-5<!-- TEnd -->
Погрузка раненных советских солдат на военный грузовик ЗИС-5в для эвакуации


Технические характеристики:
Год выпуска – 1933;
Масса – 3,1 тонны;
Габариты
Длина – 6,06 м;
Высота – 2,16 м;
Ширина – 2,23 м;
Двигатель – карбюраторный ЗИС;
Мощность – 76 л.с.;
Скорость по дороге — 60 км/ч;
Запас хода — 200 км;
Всего произведено – около 532000;
Экипаж – 2 человека.

<!-- TBegin -->«Захар Иванович» или «трехтонка» – грузовой автомобиль ЗИС-5<!-- TEnd -->
Советские солдаты, в том числе женщины, толкают застрявший в грязи грузовик ЗиС-5


<!-- TBegin -->«Захар Иванович» или «трехтонка» – грузовой автомобиль ЗИС-5<!-- TEnd -->
Расчеты зенитных прожекторных станциий 3-15-4 на грузовых автомобилях ЗиС-5 на параде 7 ноября 1941 года в городе Куйбышеве


<!-- TBegin -->«Захар Иванович» или «трехтонка» – грузовой автомобиль ЗИС-5<!-- TEnd -->
Советские автомобили и немецкие мирные жители на улице Берлина. В центре фото — грузовой автомобиль ЗиС-5В

Вас заинтересует

  • Фотогалерея американской легенды Gama Goat
  • Компания Tatra показала две новые машины
  • Автомобиль-вездеход ГАЗ-67
  • Армия США начала испытания гибридного грузовика
  • На выставке «Российские производители и снабжение вооруженных сил



  • Категория: Военная политика / new|Просмотров: 2 096 | Добавил: Советчик | Дата: 9-01-2014, 19:18 | | | Дополнить статью!
    Рейтинг:

    AropawsAromia   9 января 2014 19:18
    Это шедевр автомобильной промышленности,простота и надёжность!В конце 80-х сам видел на складах газогенераторные ЗиСы с запасом дров в кузове-разжигай,заводи и поехалЗИС-41 — газогенераторная модификация упрощенной конструкции

    empadaTeelp   9 января 2014 19:18
    еще видеоматериалы по теме

    RigsninirlJal   9 января 2014 19:18
    Цитата: Денис

    greerefam   9 января 2014 19:18
    Цитата: Ведмедь

    pdrivenwhv   9 января 2014 19:18
    Я не видел , а катался пацаном на подобных машинах . Наш сосед по подъезду работал в ( как тогда говорили )в гараже при заводе , и на обед он приезжал и катал нас пацанов . Приезжал он и на ЗИС - 5 и на УралЗИС с газогенератором , но ездил он на бензине . Почему я знаю , что это был газогенератор ? Да , потому - что тогда ( в начале шестидесятых ) все пацаны грезили космосом , морем и шоферской романтикой ( две мечты осуществились : служил на море , работа связана с автотранспортом ( работал механиком по выпуску , начальником колонны , начальником транспортного предприятия, сам накатал не одну сотню тысяч верст по дорогам России ) . Кто связан с транспортом , и работает давно , то наверняка заметил , что у старых машин , в отличие от современных , был свой шарм , свои свои запах и звучание . Кто ездил на Газ полстараз или на ЗиЛе стопятидесятом , помнят запах дерматина , звук . Их нельзя перепутать ни с чем . А уж проМАЗ - 200 , и говорить - то нечего ! Это машину можно было узнать по звуку , даже не видя ее . Она еще за поворотом , а уже знаешь , что едет двухсотый . Современные машины красивые , комфортабельные , удобные , но они не становятся своими . Помню свою первую машину - Газ - полстараз - это самая любимая ! Простая , надежная , проходимая , убить невозможно , если только постараться ! Не то , что современные .

    ralph lauren outlet   9 января 2014 19:18
    Как это да. В современных нет души.

    griereamn   9 января 2014 19:18
    Ж.Д. модификация ЗИС-5.Да и немцы использовали трофей, не брезговали.

    Breepepeepcar   9 января 2014 19:18
    Да,в в 50 годах, ЗИС-5 втречался довольно часто. И даже уже в 80 году, в одной организации города Хмельницкого,эксплуатировался ЗИС-5.Простая,надежная машина,как все советское.

    incariLapw   9 января 2014 19:18
    Цитата: bistrov.

    SipgiseeSit   9 января 2014 19:18
    вроде в хронике встречались зис-5 "катюша ",

    PodeszwaeCoover   9 января 2014 19:18
    Цитата: TIT

    choxorycype   9 января 2014 19:18
    Советская промышленность в июле 1941 - декабре 1944 изготовила около 30 тыс. боевых машин «Катюша». Первые машины изготовлялись на базе отечественных шасси (всего около 600 штук — почти все, за исключением единиц, были уничтожены в боях), после начала «ленд-лизовских» поставок основным шасси для БМ-13 (БМ-13Н) стал американский грузовик фирмы «Студебеккер» (Studebaker US6) — около 20 тыс.

    nisvojbo   9 января 2014 19:19
    Цитата: Денис

    idofAccerbibe   9 января 2014 19:19
    Цитата: кузнецов 1977

    hiyronfoo   9 января 2014 19:19
    Цитата: кузнецов 1977

    namdiedaAnarp   9 января 2014 19:19
    Цитата: кузнецов 1977

    Enzyncnug   9 января 2014 19:19
    Цитата: TIT

    Embomybaplx   9 января 2014 19:19
    Цитата: Денис

    Crarethef   9 января 2014 19:19
    полностью согласен, так как динамическая нагрузка при залпе могла просто развалить машину. Да и вес установки не позволял монтировать БМ-13 на шасси ЗИС 5. Подобное насмешише стоит на Сапун горе в Севастополе. Что касается ЗИС-50 мой папа на целене был свидетелем того, как водители данных Зисов втягивали водителей Студебекеров в гонку по шоссе. Последних зачастую приводили на хвосте, а водителей Студебекеров чуть не доводили до инфаркта из-за выплавления вкладышей на двигателях Студеров. В целом он очень хвалил этот автомобиль на надежность, простоту и не прихотливость.

    avoislott   9 января 2014 19:19
    Вы говорите неправду!Студебекер по ТТX был на голову выше чем ЗИС!После войны был скопирован в ЗИС 151!Который был намного XУЖЕ,чем довоенный Студер!

    graigedes   9 января 2014 19:19
    Цитата: вадим dok

    dilestept   9 января 2014 19:19
    Не стоит горячиться, заметьте, что речь идет о ЗИС-50, и о таких их фортелях со Студебекарами я тоже встречал. А ЗИС-151 не копия Студера, но, так сказать, "по мотивам".

    Unlittide   9 января 2014 19:19
    то что нужно для войны ничего лишнего

    manfewwens   9 января 2014 19:19
    кстати то же интересно на базе ЗиС-5 был построен и электромобиль: назывался он ЛЭТ, мог покрыть на одной зарядке аккумуляторов около 60 км (весили они почти 1, 5 тонны), машина брала груз весом 1, 8 тонны (как вы можете заметить, характеристики этого электромобиля очень неплохие, даже и на сегодняшний день). Электромобиль был всего один, его сделали на ЗиСе в 1935 году и… перевозили на нем мусор.

    grornebekp   9 января 2014 19:19
    ЗИС6 не полно приводный автомобиль. Передние колеса не ведущие.Вообще в статье не сказано, что вначале войны над ЗИС-5 основательно поработали для упрощения производства, что называется отсекали лишнее. В основном изменение технологии сборки было направлено на уменьшение металлоемкости и упрощение изготовления деталей. Так появилась деревянная кабина, прямые подкрылки. С машины убрали передние тормоза,гидроуслитель тормоза. На машинах, выпускавшихся на урале даже фару ставили одну(на фото есть). Тем самым дабились упрощения ремонта в полевых условиях и увеличения числа выпускаемых автомобилей. А автотранспорт армии ох как был нужен.

    endurbHed   9 января 2014 19:19
    Цитата: msv

    tcasinhauv   9 января 2014 19:19
    Лет пять назад, был на одной автобазе по делам. Там директор восстанавливал полуторку, правда уже послевоенного года выпуска. Разрешил, кружок сделать на ней. Вот впечатления были...

    occuradealley   9 января 2014 19:19
    Помню газогенераторный ЗИС-5 (начало 50х). Трудяга машина +++

    Bexycosse   9 января 2014 19:19
    легендарный автомобиль-трудяга

    EnzypeWelenup   9 января 2014 19:19
    Цитата: Avenger711

    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Забыли пароль?


     
    Журналы
    Журнал оружие
    Самодельные jружия
    Свежие новости
    Виды оружея
    Самодельое оружие

    Самодельные пистолеты пулеметы |Дизайн by Devil_Лайка and Vangan|Vangan media © 2009-2020 Sokduerweapons

    » » » «Захар Иванович