На момент развала СССР в ВПК Украины входило 3,5 тысячи предприятий. Заводов, которые выпускали исключительно военную продукцию, было около 700. Но после объявления независимости, как и на всем постсоветском пространстве, украинский ВПК начал стремительно деградировать: количество оборонных предприятий сократилось в 5 раз, а машиностроителям оборонный комплекс уменьшил заказ в семь раз. Сейчас украинский ВПК состоит из научно-исследовательских институтов, предприятий, ремонтных заводов, которые работают как соисполнители и в основном на российский ВПК. К сожалению, Украина не имеет ни одной производственной системы, способной произвести конечную военную продукцию. Ситуация ухудшается и в связи с тем, что усилия России, направленные на создание автономных циклов по созданию нового вооружения, весьма успешны.
Тем не менее, Украине удается получать очень выгодные для ВПК страны заказы на поставку бронетанковой техники. Имея большой практический опыт и документацию на производство танков, еще советских образцов, таких как Т64, Т-72, Т-55, Т-62, украинские производственники научились модифицировать эти модели согласно техническим заданиям заключенных контрактов. И ведущим украинским предприятиям по выпуску бронетехники для нужд Украины и зарубежных партнеров является харьковский завод им. Малышева.
В то же время в СМИ часто попадает информация об очередной проблеме по выполнению условий контрактов, заключенных с зарубежными заказчиками. Например, в 2001 году разгорелся грандиозный скандал по поводу поставки в Иорданию пятидесяти бронетранспортеров БТР-94 (модернизированный советский БТР-80), изготовленных на заводе им. Малышева. В 90% поставленной техники иорданцы выявили дефекты: подтекание масла и топлива, неисправность тормозов и фильтров. Иорданцы уверены, что им поставили переделанные старые БТРы. В связи с этими обстоятельствами Иордания предъявили иск украинской стороне на выплату штрафных санкций на достаточно значительную сумму в $400 млн.
]]>
Сегодня украинская власть постоянно ищет пути если не укрепления, то хотя бы восстановления своего ВПК.
Бывший министр обороны Украины (2005-2007) А. Гриценко неоднократно озвучивал свое мнение по вопросу повышения конкурентоспособности украинской техники военного назначения на мировом рынке. Он считал, что единственный путь — приватизация предприятий военно-промышленного комплекса. По его словам, если государство не в состоянии содержать свой военно-промышленный комплекс — пусть этим займется бизнес.
А. Гриценко утверждал, что если не приватизировать большую часть предприятий украинского ВПК, Украине никогда не удержаться на международном рынке вооружения.
Сегодня официальное решение по этому вопросу Киевом не принято, но негласно всё же предложение военного чиновника нашло практическое применение. И одним из первопроходцев в этом эксперименте, похоже, стала компания «Техимпекс». Получив «неким образом» несколько десятков единиц бронетанковой техники советского образца, компания приступила к разработке проектов переделки военной техники в соответствии с современными мировыми требованиями. Надо отметить, что для государства такие научно-производственные разработки практически финансово неподъемны, а бизнес все прекрасно рассчитал. А самое главное, у коммерческих компаний нашлись средства, которые они вложили в осуществление перспективного проекта.
Надо отметить, что только негласная поддержка власти позволила компании «Техимпекс» разместить полтора десятка танков недалеко от украинского села Засупоивка (это в ста километрах от Киева), огородив территорию и выставив военизированную охрану. Коммерсантов даже не остановил тот факт, что земля, которую они «захватили», арендуется сельхозпроизводителем В. Гопкало. Да и что могут сделать аграрии против компании, которая владеет военной техникой, пусть не новой, но все же исправной, а при том имеет поддержку государственных чиновников. Скрывать свою работу коммерсантам, собственно, и не надо: «Техимпекс» официально занимается модернизацией и ремонтом военной техники.
Один из руководителей компании «Техимпекс» еще раз подтвердил, что их компания модифицирует бронетехнику и другое вооружение, произведенные еще в 80-е годы.
Надо отдать должное профессиональным специалистам «Техимпекса», которые разрабатывают собственные варианты модернизации военной техники, попавшей им в руки. Например, модернизация умельцами «Техимпекса» разведывательного дозорного автомобиля БРДМ-2Т привела к тому, что были значительно улучшены технические характеристики и введены значительные изменения в базовую конструкцию автомобиля — и все это при минимальных затратах. Так, карбюраторный двигатель ГАЗ-41, установленный на базовой версии БРДМ-2Т, заменен на дизельный Д-245.30Е2. Это решение не только увеличило мощность двигателя, но и на 10% уменьшило расход топлива. Если бы такая доработка была сделана ранее, то удалось бы избежать многократных возгораний на БРДМ-2, воевавших в составе украинских миротворческих сил в Ираке. Специалисты компании «Техимпекс» также установили новые боковые люки, что позволит ускорить и обезопасить спешивание боевых групп. Дополнительно внутри машины была установлена кевларовая защита от осколков, а также предусмотрена установка кондиционера.
И это только сведения по одной из переделанных моделей.
Государственный и коммерческий бизнес по модификации боевой техники в Украине достаточно выгоден: заказчиков много как в странах СНГ, так и Африки. И не только. По имеющимся данным, в армиях Словакии, Болгарии, Чехии, Венгрии и Эстонии практически 100% бронетехники — ещё советского образца. Так, например, военные аналитики утверждают, что соотношение советской и натовской бронетехники в Румынии 2755/480, в Польше — 850/128. Вся советская техника уже давно требует модернизации и ремонта. Это весьма объемный и привлекательный рынок услуг для русских и украинских производителей.
В то же время надо отметить, что украинской стороне достаточно трудно будет конкурировать с российскими предприятиями при заключении контрактов на ремонт бронетехники со странами Восточной Европы. Но в кажущийся столь правильным расклад может внести свой вклад его величество случай — и разработки таких компаний, как «Техимпекс», смогут найти своего покупателя.
Модернизация БРДМ-2
После модернизации БРДМ-2Т достигнуты следующие положительные эффекты:
1. Вместо силового агрегата с карбюраторным двигателем ГАЗ-41 установлен силовой агрегат с дизельным двигателем Д-245.30Е2, при этом:
увеличена суммарная мощность двигателя кВт (л.с.): было 103 (140) стало 115 (156);
увеличен суммарный крутящий момент Н.н. (кгс. м.): было 350 (35,7) стало 526 (53,7);
улучшены тяговые характеристики силового агрегата, так как крутящий момент дизельного двигателя со снижением оборотов изменяется незначительно;
уменьшен расход топлива на 5-10%.
В связи с применением дизельного топлива снижена пожароопасность.
2. Установлены новые боковые двери (люки десантные) типа БТР-70: увеличена скорость десантирования и безопасность при десантировании.
3. Установлена радиостанция Р-173( Р-173(М)), вместо Р-123: увеличены дальность и качество связи.
4. Установлены передние и задние габаритные фонари БТР-70.
5. Установлены новые колеса с бескамерными шинами.
Улучшена проходимость по песчаным и болотистым грунтам.
6. Установлено стандартное вооружение: пулеметы НСВ-12,7 и ПКТ курсовой.
7. Установлен водометный движитель, позволяющий быстрее преодолевать водные преграды.
Как дополнительные опции на БРДМ-2Т могут быть установлены:
1. Кевларовая защита от осколков.
2. Боевые модули, оснащенные различными видами оружия, средствами прицеливания и обнаружения цели, по вашему желанию.
3. Кондиционер.
<!--
TEnd
-->
Модернизация БТР-60
1. Вместо двух силовых агрегатов с карбюраторным двигателем ГАЗ-49Б устанавливаются два силовых агрегата с дизельным двигателем Cummins ISF 2.8.
Замена силовой установки на БТР-60 позволила достичь следующих показателей:
Увеличена суммарная мощность двигателей кВт (л.с.): было 138(180) стало 176,6 (240).
Увеличен суммарный крутящий момент Н.м.: было 450, стало 590.
Улучшены тяговые характеристики силовых агрегатов, так как крутящий момент дизельных двигателей со снижением оборотов изменяется незначительно.
Уменьшен расход топлива на 15-20%.
В связи с наличием в топливных насосах дизельных двигателей регуляторов оборотов улучшена синхронизация работы двух двигателей.
В связи с применением дизельного топлива снижена угроза пожара.
2. Установлены новые боковые двери (десантные люки): увеличена скорость десантирования и безопасность личного состава при десантировании.
3. Модернизирована система управления стояночным тормозом путем установки тормозного крана и энергоаккумулятора:
при отсутствии воздуха в пневмосистеме тормозов стояночный тормоз надежно заторможен энергоаккумулятором.
4. Установлена радиостанция Р-173( Р-173(М) вместо Р-123: увеличены дальность и качество связи.
5. Установлены передние и задние габаритные фонари БТР-80.
6. Установлены новые колеса КИ-113 с бескамерными шинами.
Улучшена проходимость по песчаным и болотистым грунтам.
7. Установлено стандартное вооружение — пулеметы КПВТ и ПКТ.
В качестве дополнительных опций на бронетранспортеры могут быть установлены:
кевларовая защита от осколков;
боевые модули, установленные вместо штатной башни, по вашему желанию могут оснащаться различными видами оружия, средствами прицеливания и обнаружения цели;
водометный движитель, позволяющий быстрее преодолевать водные преграды;
система кондиционирования воздуха в боевом отделении.
<!--
TEnd
-->
Модернизация БТР-70
После модернизации БТР-70 получены следующие положительные изменения:
1. Вместо двух силовых агрегатов с карбюраторным двигателем ЗМ34905 установлены два силовых агрегата с дизельным двигателем Д245.30Е2, при этом:
Увеличена суммарная мощность двигателей кВт (л.с.): было 117(240) стало 229,2 (312).
Увеличен суммарный крутящий момент Н.н. (кгс. м.): было 580 (58) стало 1030 (103).
Улучшены тяговые характеристики силовых агрегатов, так как крутящий момент дизельных двигателей со снижением оборотов изменяется незначительно.
Уменьшен расход топлива на 15-20%.
В связи с наличием в топливных насосах дизельных двигателей регуляторов оборотов улучшена синхронизация работы двух двигателей.
В связи с применением дизельного топлива снижена пожароопасность.
2. Установлены новые боковые двери (десантные люки) типа БТР80: увеличена скорость десантирования и безопасность при десантировании.
3. Модернизирована система управления стояночным тормозом путем установки тормозного крана и энергоаккумулятора: при отсутствии воздуха в пневмосистеме тормозов стояночный тормоз надежно заторможен энергоаккумулятором.
4. Установлена радиостанция Р1 73( Р173(М)) вместо Р123: увеличены дальность и качество связи.
5. Установлены передние и задние габаритные фонари БТР80.
6. Установлены новые колеса с бескамерными шинами.
Улучшена проходимость по песчаным и болотистым грунтам.
7. Установлено стандартное вооружение — пулеметы КПВТ и ПКТ.
В качестве дополнительных опций на бронетранспортеры могут быть установлены :
Кевларовая защита от осколков.
Боевые модули, по вашему желанию оснащенные различными видами оружия, средствами прицеливания и обнаружения цели.
Водометный движитель, позволяющий быстрее преодолевать водные преграды.
Установлен кондиционер.
Вас заинтересует
Азербайджанские варианты модернизации бронетехники
Экспериментальная машина «Крымск
Украинский «Оплот
Украинская модернизация РСЗО
«Новая концепция машины фирмы Patria