Сегодня наш рассказ пойдет о системе самообороны, которая хоть и не позиционирует себя как «грязный бокс», он имеет множество черт именно такого направления.
[thumb=|Keysi Fighting Method или «грязный бокс»]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMS95dmRlZjFhOWFlLmpwZw==[/thumb]
КФМ (Keysi Fighting Method) мало-помалу становится одной из самых популярных на Западе систем самозащиты. В ее основе лежат простые интуитивные принципы защит и передвижений, основанных на врожденных человеческих рефлексах, а также самое мощное оружие из арсенала уличных бойцов — локти, колени, голова, ладонь. Приемов немного, техника их исполнения накладывается одна на другую и происходит одна из другой. Все это делает КФМ предельно простой в освоении системы ближнего боя.
]]>
Система создана в 1957 году испанцем Джусто Диегезом и англичанином Энди Норманом, оба являются инструкторами Джит Кун До, сертифицированными упомянутым выше Дэном Иносанто. Слово Keysi из названия — так Джусто Диегеза называли в молодости. Вообще, в КФМ много испанских терминов. Что наводит на мысль о том, что базой нового стиля стало не столько Джит Кун До, сколько приемы уличного бокса испанских подворотен, в которых рос один из создателей КФМ.
Как бы то ни было, базой нового стиля можно считать именно бокс, хоть и не спортивный. Яркой особенностью нового метода боя является широкое применение т.н. «локтевых защит». Речь идет о том, чтобы прикрыть голову руками, выставив вперед локти. В уличной потасовке подавляющее большинство ударов идет именно в голову, ее и нужно прикрывать в первую очередь. Боксеры прекрасно знают и другие методы защиты: можно уклониться от удара, можно сбить его блоком. Однако во время внезапного нападения не так-то просто уловить начало атаки противника, а в условиях дефицита времени и психологического стресса, естественной реакцией человека будет «спрятать» голову за собственные верхние конечности.
Интересно заметить, что в спортивном боксе, локтевые защиты знают в принципе все, но используют единицы. Одним из самых ярких «пользователей» можно назвать Джорджа «Большого» Формена — всемирно известного тяжеловеса- профессионала. Завоевывая титул чемпиона мира в 45 лет, Формен не мог угнаться за более молодыми противниками в скорости и выносливости. В перерывах между раундами он не садился на стул, как это принято в боксе, а отдыхал стоя. Когда кто-то из журналистов спросил его об этом, он ответил: «Если я сяду, то уже не встану». Не имея возможности уклоняться от атак соперников или своевременно отбивать их, Формен довольно часто принимал эти удары на скрещенные перед лицом руки. Зато его ответный удар разил оппонентов, как удар молнии.
То, что не годится для маневренного поединка в перчатках, очень подходит для самообороны, особенно в условиях ограниченного пространства, где уклониться от удара просто некуда. Локтевые защиты дают возможность погасить первый удар противника и успешно контратаковать. Кулаки — далеко не единственное, и даже не основное оружие КФМ. Этот метод самообороны делает ставку на ближнюю дистанцию, где в ход идут локти и удары головой. Существует и развитый раздел борьбы. Его главная задача состоит не в том, чтобы с размаху размазать противника по полу, а чтоб на мгновение, удачным захватом сковать действия оппонента, развернуть его боком или спиной, и дать возможность нанести четкий удар. Есть раздел борьбы лежа, но он служит скорее для того, чтобы у бойца была возможность как можно быстрее подняться на ноги, если избежать падения не удалось.
Удары ногами используются в КФМ не очень часто, в основном — удары коленями на ближней дистанции. Этому способствует одежда, стиль практикуют в повседневном убранстве — футболках и узких джинсах, в которых ногу высоко поднять не получается.
Да и вообще, тренировки проводятся в «естественной среде», на учебных видеороликах инструкторы КФМ демонстрируют свои умения на асфальте, на фоне расписанной граффити полуразвалившейся стены. Это совсем не означает, что данный метод самообороны рассчитан на тех, кого у нас окрестили метким прозвищем «гопники» (уличные грабители). Арсенал КФМ строится прежде всего на защитных движениях, и содержит варианты защиты как от одного, так и от нескольких нападающих. Хотя в учебных видеофильмах, которые есть на сегодня в открытой продаже, ничего не говорится об использовании оружия и подручных предметов, вероятно, этот раздел в КФМ присутствует.
Удары ногами используются в КФМ не очень часто, в основном — удары коленями на ближней дистанции.
Ну, и причем здесь Голливуд, спросите вы? Да при том, что несмотря на отсутствие внешнего гламура и 300-летнейистории стиля, чем любят прихвастнуть многие, создателей КФМ уже неоднократно привлекали к постановке боев в самых на-стоящих блокбастерах. Все началось с фильма «Троя», где Джусто Диегез и Энди Норманн были не единственными консультантами, но внесли свою лепту в постановку батальных сцен. Зато в новых фильмах о Бетмене — «Бетмен Начало» и «Бетмен: Темный рыцарь», они развернулись по-настоящему. Во всех предыдущих фильмах о славном защитнике Готтэма, главный герой по воле сценаристов и постановщиков двигался так, как в то время понимали словосочетание «мастер боевых искусств».
Проще говоря: размахивал ногами во все стороны и делал сложные гимнастические этюды со своими оппонентами. Это было эффектно, но совсем не практично. Создатели двух последних фильмов решили пересмотреть образ, созданный до этого. В их видении Человек-летучая мышь стал куда более жестким, да и само окружение сделали максимально реалистичным. Соответственно, Бетмену понадобился новый стиль боя. Такой, чтобы позволял успешно двигаться в тяжелом, сковывающем движения костюме, драться в ограниченном пространстве, против нескольких человек сразу, да-же вооруженных.
Под все эти требования удачно подходит именно КФМ. Экономичные и довольно реалистичные движения, определенный фирменный стиль ведения боя, объединенные со зрелищностью голливудской постановки, делают рукопашные схватки в этих фильмах ин-тересными и динамичными. Заметим, что последней работой по постановке боев в кино для КФМ на сегодняшний момент является «Миссия невыполнима-3».
Как видим, «грязный бокс», оставаясь жестоким и практичным единоборством, не только дал миру своего благородного спортивного отпрыска, но сам стал и средством самообороны, и даже — средством выражения человеческих страстей через призму голубого экрана - первейшего из искусств на сегодня.