<!--TEnd-->
Статья в «Википедии», посвященная истребителю F-35, была переведена на 53 языка! А вместе с ней была переведена глава, посвященная противостоянию аналитического центра «Air Power Australia» и авиастроительной корпорации «Локхид Мартин». Согласно имеющейся информации, «Air Power Australia» в лице своего основателя Карло Коппа выразила недоверие новейшему американскому истребителю F-35 «Лайтнинг-2» и чуть ли не обвинила США в предательстве в связи с отказом от передачи своим союзникам «нормального» истребителя F-22.
Именно Карло Коппу принадлежит знаменитое сравнение «Лайтнинга» и «Рэптора» со скутером и мотоциклом.
]]>Апофеозом стала публикация, претендующая на официальный документ и содержащая таблицу, где были отражены важнейшие характеристики пяти самых современных истребителей: русских Су-35 и ПАК ФА, китайского Chengdu J-20 и пары скандальных изделий американского авиапрома — F-22 и F-35. Четверо из пяти представленных машин претендуют на высокое звание «истребителя пятого поколения». Пятый — Су-35 — обладает настолько мощным боевым потенциалом, что, являясь самолетом поколения 4++, может смело составить конкуренцию любому «Рэптору».
<!--TEnd-->
<!--TEnd-->
<!--TEnd-->
Таблица быстро разлетелась по просторам Интернета, став аргументом в спорах за звание лучшего истребителя нового поколения.
Приведенные результаты совершенно нетипичны для англоязычного источника: по итогам таблицы в лидеры уверенно выбился Сухой Т-50 (ПАК ФА). Второе место с одинаковым результатом разделили Су-35 и F-22 Raptor. На третьем месте оказался китаец.
Впрочем, «вторых» и «третьих мест» не бывает. В воздушном бою серебряных медалей не дают — «второе место» означает смерть в схватке с чемпионом.
С большим отставанием финишировал «аутсайдер» списка — F-35, набравший целых 8 штрафных очков в большинстве из выбранных категорий.
Отставание «Лайтнинга» от «Рэптора» или ПАК ФА выглядит вполне убедительно — легкий истребитель создавался, как более дешевая, упрощенная версия «пятого поколения», предназначенная для массовой замены истребителей-бомбардировщиков F-16 и F/A-18, а также СВВП AV-8 и штурмовика A-10.
Любопытно другое: каким образом описанный до мелочей самолет, уже выпущенный в количестве 100 штук, мог катастрофическим образом «проиграть» китайскому J-20, существующему лишь в количестве трех экспериментальных прототипов с засекреченными ТТХ? Показная секретность в данном случае свидетельствует, что хвастаться пока нечем.
<!--TEnd-->
Адская смесь американского «Рэптора» и закрытого российского проекта МиГ.144… Китайцам удалось сделать беспереплетный фонарь кабины, но других «инноваций» отмечено не было. Аэродинамическая схема «утка» с ПГО, вкупе с громадными размерами самого истребителя — все это мало способствует его малозаметности. А тот факт, что Китай до сих закупает российские истребители, свидетельствует, что никакой супермашины «Ченгду» не существует — китайский J-20 всего лишь мечта о «пятом поколении». Сравнивать это чучело с уже существующими машинами, притом уверенно выносить вердикт в его пользу, — в высшей степени некорректно.
Остальные выводы мистера Коппа также не вызывают доверия и в ряде случаев выглядят весьма сомнительно. Предлагаю внимательно проанализировать таблицу, чтобы понять — что все это значит?
[thumb=|За что F-35 не любят в Австралии?]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMi96dTcyOTdyNHRjLmpwZw==[/thumb]
Является ли F-35 истребителем пятого поколения?
1. Крейсерский сверхзвук.F-35 немедленно получил штрафной балл. В данном случае Копп не слишком далек от истины — существуют оправданные сомнения в том, что однодвигательный F-35 способен выходить на сверхзвук без включения форсажной камеры.
Лучшим был признан ПАК ФА, чья конструкция, по мнению экспертов, рассчитана на крейсерскую скорость 2 Маха.
2. Сверхманевреннось. F-35 вновь получил штрафной балл. Лучшие показатели — у российских Су-35 и ПАК ФА. В данном случае Копп, несомненно, прав.
Тем не менее, излишне пренебрежительное отношение к ЛТХ F-35 чревато по двум причинам. Во-первых, по данным разработчиков, «Лайтнинг» сохраняет управляемость при углах атаки до 53° и способен совершать маневры с перегрузкой до 9g — как и любой нормальный истребитель своего класса. Во-вторых, в реальной боевой ситуации «Лайтнинг» будет иметь преимущество перед любым истребителем 4-го поколения (даже Су-27 и Су-35) за счет внутренней подвески вооружений и, ввиду этого, снятых ограничений на пилотирование с подвешенными боеприпасами (см. пункт №14).
3. Избыток тяги.Избыток тяги зависит от конкретно выбранного режима полета.
К примеру, легкомоторной «Цессне» для полета на высоте 800 м со скоростью 140 км/ч требуется мощность 60 л.с. Макс. мощность двигателя «Цессны» составляет 100 л.с. — следовательно, 40% мощности двигателя является «избыточной тягой» и может быть потрачена на увеличение скорости/высоты полета, либо совершение маневра с перегрузкой не более 1,6g.
В таблице Карло Коппа отсутствует какое-либо пояснение. Осталось неясным, за что же «Лайтнингу» влепили «минус». Наверное, на всякий случай.
4. Управляемый вектор тяги.«Рэптор» оснащен двигателем с ОВТ в одной плоскости (2D).
Су-35 и ПАК ФА оснащены двигателем с управляемым вектором тяги в горизонтальной и вертикальной плоскостях (3D). Впрочем, Копп несколько ошибается — двигатели «первого этапа» АЛ-41Ф1 и АЛ-41Ф1С являются псевдовсеракурсными: отклонение по прежнему происходит в одной плоскости, «вниз-внутрь» и «вверх-наружу». Что касается «двигателей второго этапа» для российского ПАК ФА, т.н. «изделие 129», в котором будут реализованы все запланированные инновации, то его создание — дело ближайшего будущего.
F-35, как обычно, получил штрафной балл, ввиду полного отсутствия УВТ.
5. Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО).Если бы Карло Копп стремился к поиску истины, он бы выставил F-35 сразу 10 положительных оценок. По возможностям своего БРЭО «Лайтнинг» многократно опережает даже своего прародителя — F-22.
Интегрированный прицельно-навигационный комплекс. Фантастические средства обнаружения. Самотестирование и автоматических поиск неисправностей. Помехозащищенный канал обмена данными MADL с возможностью узконаправленного излучения и случайной перестройки частоты. 8 миллионов строк программного кода против 2 млн. строк кода у «Рэптора». В перспективе — установка ИК-системы связи IFDL, необходимой для скрытного обмена данными между «стелс-машинами».
[thumb=|За что F-35 не любят в Австралии?]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMi93Z3lueXRjaHp5LmpwZw==[/thumb]
Во всем, что касается электроники, «Лайтнинг» вне конкуренции.
6. Радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой (ФАР).Современная боевая авиация переходит на радары с активными ФАР — преимуществом таких систем является их надежность и повышенная чувствительность. Большое количество приемников АФАР позволяет радару вести непрерывное слежение за десятками воздушных целей и одновременно выполнять картографирование подстилающего рельефа.
В результате получился следующий расклад:
ПАК ФА — экспериментальный радар с АФАР Н050;
F-22 «Рэптор» — радар с АФАР AN/APG-77;
F-35 «Лайтнинг-2» — радар с АФАР AN/APG-81;
Су-35 — оснащен радаром с пассивной ФАР Н035 «Ирбис». Ввиду своей мощности и технологического совершенства, «Ирбис» ничуть не уступает РЛС «Рэптора» в вопросах обнаружения воздушных целей.
Особняком стоит многоцелевой истребитель «Лайтнинг» со своим AN/APG-81. За создание этого радиотехнического чуда группа разработчиков Northrop Grumman могла всерьез претендовать на получение Нобелевской премии.
Масса радара APG-81 составляет менее 1% от взлетной массы F-35, но именно это устройство определяет боевые возможности самолета. Радар «Лайтнинга» обладает скромными габаритами и апертурой (размерами антенны), поэтому, объективно, уступает «Ирбису» и APG-77 по дальности обнаружения воздушных целей. Так задумывалось изначально: легкий многоцелевой «Лайтинг» не является специализированным перехватчиком.
[thumb=|За что F-35 не любят в Австралии?]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMi9vY3k0bXN2aW91LmpwZw==[/thumb]
Радиолокационные изображения поверхности, полученные с помощью радара AN/APG-81.
"Тени" не должны вводить в заблуждение: на радарных снимках всегда присутствует такой момент
[thumb=|За что F-35 не любят в Австралии?]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMi9hdGllZGx6MDNnLmpwZw==[/thumb]
Радиолокационный комплекс фронтового истребителя, в первую очередь, ориентирован на выполнение задач в формате «воздух-поверхность». Синтезирование апертуры (режим работы, при котором происходит «искусственное» увеличение ширины диаграммы направленности путем согласованной обработки сигналов), вкупе с высокой чувствительностью АФАР — все это позволяет получать снимки земной поверхности с невероятно высоким разрешением. APG-81 способна обнаруживать на огромном расстоянии и брать на сопровождение десятки наземных целей, автоматически выполнять их идентификацию и наводить оружие. Среди других особенностей APG-81 — «стелс-режим» с пассивным сбором данных, работа в качестве станции радиотехнической разведки и РЭБ.
Штрафной балл, полученный F-35 за «малую» апертуру антенны его РЛС — может быть легко интерпретирован в 10 положительных оценок.
7. Антенны бокового обзора.Здесь явное преимущество за ПАК ФА — специалисты ОКБ Сухого планируют оснастить свой летающий шедевр интегрированной радиолокационной системой с пятью АФАР, четыре из которых расположены в предкрылках. Это позволит увеличить помехозащищенность и нейтрализует стелс-технологии оппонентов ПАК ФА.
Изначально две АФАР бокового обзора планировались к установке на американский «Рэптор», но предложение не получило развития ввиду запредельной стоимости такой системы.
Что касается F-35 — «Лайтнинг» лишен РЛС с антеннами бокового обзора, но у него имеется собственное ноу-хау…
8. Ситуационная осведомленность.F-35 не имеет РЛС бокового обзора, взамен на его борту установлена всеракурсная система обнаружения AN/AAQ-37 Distributed Aperture System (DAS), работающая в ИК-диапазоне. Шесть сенсоров системы DAS способны обнаружить факел реактивного двигателя вражеского самолета на расстоянии в сотни километров, нивелируя все попытки снижения заметности в диапазоне радиоволн. Система позволяет совершать маловысотные сверхзвуковые броски в темное время суток, предупреждать пилота о выпущенных противником ракетах, вычислять точки пуска ракет и позиции зенитной артиллерии, засекать факелы баллистических ракет на дистанции до 1300 км!
[thumb=|За что F-35 не любят в Австралии?]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMi9kNnNndW41emY2LmpwZWc=[/thumb]
Оптико-электронная прицельная система истребителя F-35
Помимо уникального радара AN/APG-81 и системы DAS, истребитель оснащен инфракрасной ТВ-камерой высокого разрешения AN/AAQ-40, способной засекать тепловой след проехавшего автомобиля и угли потухшего костра. Камера обеспечивает автоматический захват и сопровождение любых воздушных, наземных и надводных объектов.
Все это дополняется широкоформатным сенсорным дисплеем в кабине пилота с микшированием (наложением) поступающей информации. А также нашлемной системой целеуказания и индикации HMDS, с возможностью управления поворотом головы и, в перспективе, иллюзией «прозрачного» самолета.
[thumb=|За что F-35 не любят в Австралии?]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMi9rdDk3NjNpdm04LmpwZw==[/thumb]
Су-35. Тоже есть чем гордиться!
Странно, что Карло Копп оставил без внимания все перечисленные технологии, приравняв «Лайтнинг» к китайской «пустышке» J-20.
9. Возможность применения оружия на сверхзвуке.Речь идет о возможности открытия створок отсеков вооружений на высокой скорости. Согласно заявлениям экспертов, данным преимуществом будет обладать лишь один истребитель «пятого поколения» — русский ПАК ФА. Конструкция остальных «Рэпторов» не подразумевает применение оружия на сверхзвуковых скоростях.
Для Су-35 данный пункт не имеет значения, в виду отсутствия встроенных бомбоотсеков.
F-35 получил свой законный «минус».
10. Тяговооруженность.Разумеется, F-35 вновь проштрафился — вывод о его низкой тяговоруженности (0,8) очевиден из официальных пресс-релизов «Локхид Мартин». Остальные машины, имеющие тяговооруженность
Вас заинтересует
Т-50 ОКБ Сухого vs F-22 Raptor
Нобелевская премия за радар для F-35
F-35 станет легкой добычей для Т-50
Завершен техпроект двигателя второго этапа для истребителя Т-50
В США выпущен 100-й истребитель F-35